Урок русского языка в 7 классе: Причастие как часть речи.
Урок русского языка в 7 классе: Причастие как часть речи.
Данный конспект урока содержит развернутую информацию о причастиях как самостоятельной части речи. Цель урока: познакомить детей с данным понятием, научить различать их от другиъ частей речи, логически мыслить, аргументированно отвечать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Каждое предложение в цифрах надо записывать с новой строчки.
Наступила осень. (2)
Сильный ветер качает деревья. (4)
В теплые страны улетают птицы. (5)
В лесу охотник увидел лису. (5)
Лексическая игра. Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Что же случилось с поговоркой?
«Аппетит проходит во время еды».
Ответ: (о) заменили на (и).
IV. Физминутка для глаз. „Делай, как я“. Учитель показывает движение
глазами, дети повторяют.
V. Создание проблемной ситуации.
а) Сообщение темы и цели занятия.
б) Рассказ учителя:
- Слово текст - от латинского textum - ткань; связь, соединение. Текст- это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой или основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.
Основные признаки текста - тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой.
Смысловые отношения между предложениями различны:
1). Содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого, при этом все предложения, начиная со второго и по смыслу, и грамматически связаны с первым - это параллельная связь. Схематически параллельную связь предложений в тексте изображают так:
Особенности этого вида связи – одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова предложений; Например, (текст написан доске или для каждого ученика на карточках):
Кто не проклинал станционных смотрителей? Кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги? А.С. Пушкин.
Параллельные связи часто используются в поэзии.
2).Содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснить один из его членов, а содержание третьего – смысл второго и т. д. Это цепная связь.
Главное в цепной связи – повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения.
Например, (текст записан на доске или на индивидуальных карточках для каждого ребенка):
Россия не только государство… Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега.
Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.
Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия - меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.
Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. …
Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые … таятся в ее глухих недрах.
- Вы уже знаете много о том, как нам речь помогает в жизни.
Вспомните, для чего нам нужна речь.
(Чтобы узнавать новое, делиться своими мыслями и чувствами, сообщать знания…)
Давайте подумаем, как помогает нам речь влиять на чувства других людей.
- Вспомните, что говорит вам наша мама ( соседи, знакомые и незнакомые люди), когда вы делаете что-нибудь хорошее, помогаете детям и взрослым. (Молодец!)
- Что вы при этом чувствуете? (Чувство радости).
- Помните ли вы произведения, в которых говорится о таких случаях? ( С. Баруздин “ Когда люди радуются “.)
- А как еще могут воздействовать слова на чувства людей?
- Вспомните рассказ В. Осеевой “ Волшебное слово “
- Какое волшебное слово и как помогло Павлику? ( Пожалуйста).
- Какие еще волшебные слова вы знаете?
- Как вы думаете, кому лучше живется – вежливым или грубым людям?
Почему?
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Чему вы научились?
- Что узнали нового?
- Какая из пословиц больше подходит к рассказу В. Осеевой
„Волшебное слово “.
2) Анализ пословиц, записанных на доске.
Пословицы.
1. Доброе слово путь к сердцу открывает.
2. Вежливость украшает человека.
3) Вывод учителя:
- Тексты и наша речь помогает нам узнавать не только новое, сообщать что-то, делиться мыслями и чувствами, но и влиять, воздействовать на других людей, если надо, предупреждать, утешать.