Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе "Сложные слова - слова с двумя корнями"»
Сложные слова – слова с двумя корнями
Предлагаемый урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО и предназначен для учащихся 3 класса, работающих по УМК «Перспектива»
Цели:
Закрепить полученные ранее знания и умения об образовании новых слов, познакомить с образованием сложных слов.
Упражнять в написании сложных слов с орфограммами-буквами соединительных гласных и буквами безударных гласных а корне слова, объяснять и графически обозначать орфограммы, выделять корни в сложных словах.
Учить выявлять причины своих ошибок и корректировать их.
Планируемые результаты:
Личностные:
1. Сформировать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способы решения учебной задачи, способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности учащихся.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
1. принимать и сохранять учебную задачу,
2. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,
3. различать способ и результат действия,
Познавательные:
1. строить речевые высказывания в устной и письменной речи,
2. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков,
Коммуникативные:
1. допускать существование у людей различных точек зрения,
2. формировать собственное мнение и позицию,
3. задавать вопросы
4. контролировать действие партнеров.
Ход урока:
1.Организационный момент. Добрый день, ребята. Начнём наш урок с девиза, который поможет настроиться на дальнейшую работу.
На уроке будь готов все раскрыть секреты слов.
2. Актуализация знаний. Начнем мы действительно с раскрытия секретных слов. А чтобы их отгадать – прослушайте загадки. Отгаданные слова вы будете писать в строчку, через запятую (на доске прикреплены зашифрованные слова). Прежде, чем писать, давайте вспомним правила посадки за партой, не забудем наши специальные тренажёры (подушечки для осанки).
1) Белый, пушистый, символ зимы – СНЕГ
2) Снежные шарики, любимая игра детворы – СНЕЖКИ
3) Меня не растили – из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. – СНЕГОВИК
- Как можно назвать цепочку данных слов? – однокоренные (выделим корень)
- Какие способы образования слов в этой цепочке вы видите? (приставочный, суффиксальный)
3. Проблемная ситуация.
- Какое слово лишнее в данной цепочке? (снегопад) Почему?
- Оно образовано сложением двух корней СНЕГ и ПАД.
- Как вы думаете, как называются такие слова? – СЛОЖНЫЕ.
4. Формулировка темы и цели урока.
- Назовите тему нашего урока – СЛОЖНЫЕ СЛОВА.
- Какую главную цель вы поставите перед собой? – Изучить сложные слова, научиться их правильно писать.
5. Изучение нового материала. Исследовательская деятельность.
- Скажите, ребята, встречали ли вы раньше сложные слова и где?
- Сегодня я украсила наш класс словами. Исследуйте их и найдите среди них сложные. Докажите свой выбор.
- А сейчас поработаем в учебнике. (Упр.212, стр. 119) Запишем сложные слова и объясним способ их образования
(по 1 человеку у доски)
- Итак, что же такое сложные слова? Это слова, которые сложили их 2-х корней. Это новый способ образования однокоренных слов. Прочитаем правило (1 абзац) в учебнике стр.119.
А сейчас оцените свои знания о том, что же такое сложное слово на листе самооценки.
- А теперь сравните сложные слова и ответьте, что соединяет 2 корня внутри слова? (2 гласные – О или Е)
(буквы добавляются к схеме на доску)
6. Первичное закрепление нового материала. Групповая работа.
Сейчас давайте применим полученные знания. В паре с соседом выполните упр.213 из учебника. Но прежде выполним зарядку для глаз. (Упражнения по тренажёру Базарного).
Запишите только сложные слова, выделите их корни и подчеркните соединительные гласные. (Проверка полученных результатов).
-Сейчас прочитаем 2 абзац правила в учебнике стр.119.
А сейчас оцените свои знания о том, какие соединительные гласные пишутся в сложных словах на листе самооценки.
7. Физминутка. Пришло время отдохнуть. Отгадайте загадку.
В синем небе пролетает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет, что такое? – САМОЛЕТ.
Руки ставим мы в разлёт,
Появился самолёт,
Мах крылом туда-сюда.
делай «раз» и делай «два».
Вправо, влево наклонись!
Опустили руки вниз,
И на место все садись!
8. Закрепление изученного материала.
- А сейчас, ребята, взгляните - к вам в гости пришла Снегурочка с интересным заданием. Догадайтесь, какие прилагательные пропущены?
А теперь замените словосочетания сложными словами. Если сравнить по количеству слов новое предложение, то можно сделать вывод – для чего нужны сложные слова? – КРАТКОСТЬ РЕЧИ
Сейчас в тетрадях выполните итоговое задание самостоятельно. Опишите Снегурочку, используя сложные слова.
В конце работы оцените себя на листе самооценки.
9. Итоги урока. Давайте вспомним главную цель нашего занятия?