умение определить стилевую неоднородность синонимов;
совершенствование умения учащихся работать со словарями;
умение употреблять синонимы в речи.
Регулятивные: умение сохранять учебную задачу;
умение планировать свои действия;
совершенствование умения учащихся работать в группе и организовывать понимающую деятельность.
Коммуникативные: умение создавать собственный текст;
умение задавать вопросы;
умение формулировать собственное мнение и позицию.
Предполагаемый результат: умения подбирать к словам, находить в тексте и употреблять в речи синонимы сформируются у каждого ребёнка
Оборудование: учебник «Русский язык» Т.А. Ладыженская и др., М, «Просвещение» , карточки с инструкциями и алгоритмами, ИОП, карточки-задания, карточки «Проверь себя», словари.
Ход урока
Здравствуйте, мои солнышки! На календаре…. Я рада видеть вас. Проводим оздоровительную минутку.
Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь друг другу. Сразу стало уютнее в классе от наших улыбок.
- А почему нужно улыбаться? (Отвечают ученики: «Улыбка – это положительный импульс для головного мозга»)
*Плавно покатаем головку по плечикам
-А для чего мы это делаем? (Отвечают ученики: «Чтобы не было шейного хондроза»)
Запишем дату.
- Тема сегодняшнего урока «Употребление синонимов в речи»
Отталкиваясь от темы, сформулируйте свою цель урока
- Ребята, на листочках «Мои успехи» запишите цель, с которой вы пришли на урок. В течение урока не забывайте заполнять «Индивидуальное табло умений». Успехов вам!
а) Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.
б) Кругом, покорив всё своей темнотой, напоив покоем и тишиной, царила ночь.
Объясните, чем различаются синонимы? Приведите примеры.
Какую важную роль играют синонимы в тексте?
В каких стилях речи употребляются синонимы?
Дан неполный ряд синонимов лицо – лик – рожа. Как вы думаете, какое из этих слов имеет больше всего лексических сочетаний и может употребляться в любом стиле речи?
Какие, по-вашему, из этих слов имеют эмоциональную окраску, особую выразительность?
А)В каком стиле речи можно встретить слово лик? Какой лексический оттенок имеет это слово? Составьте с ним словосочетания.
а) Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.
б) Кругом, покорив всё своей темнотой, напоив покоем и тишиной, царила ночь.
4. Объясните, чем различаются синонимы? Приведите примеры.
5.Какую важную роль играют синонимы в тексте?
6.В каких стилях речи употребляются синонимы?
7.Дан неполный ряд синонимов лицо – лик – рожа. Как вы думаете, какое из этих слов имеет больше всего лексических сочетаний и может употребляться в любом стиле речи?
Какие, по-вашему, из этих слов имеют эмоциональную окраску, особую выразительность?
а) Для какого стиля речи допустимо слово рожа?
Какой лексический оттенок имеет это слово?
Для чего мы употребляем синонимы в речи?
Табло учёта(групповая работа)
ФИ
Зад№1
Зад№2
Зад№3
Зад№4
Зад№5
Зад№6
Зад№7
Зад№8
Вася
+
+
+
+
+
Тоня
+
+
+
+
+
+
Петя
+
+
+
+
+
Валя
+
+
+
+
Регулятивные: умение самоопределяться, умение обосновать свой выбор,
самооценка
ИОП – работа индивидуальная с самопроверкой
Умения
1 уровень - «3»
2 уровень - «4»
3 уровень - «5»
- умение читать предложение с пониманием
- умение осознанно выбирать слова
- умение работать со словарями
- умение самостоятельно планировать пути достижения цели
- умение создавать собственный текст
1. Замените подчеркнутые слова синонимами, используя слова для справки.
Погода стояла ясная.
Мы с папой пошли на рыбалку. Закинули удочки и ждём. «Ура! Клюёт!» - заорал я.
Слова для справки: побежали, отправились, воскликнул, закричал, безоблачная.
1.Подберите к повторяющимся словам синонимы.
Чебурашку сделали на игрушечной фабрике, но сделали так плохо, что невозможно было сказать, кто же он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру?
Тобик был малюсенькой собачкой, совсем малюсеньким щенком, когда его принесли в дом к будущей хозяйке.
1.Определите стилистическую принадлежность, эмоциональную окраску синонимов к слову смотреть.
2.Подберите синонимы к слову смелый: сильный, умный, находчивый, храбрый, красивый; к слову комический: радостный, хороший, интересный, смешной, внимательный.
2.Распределите слова синонимического ряда по степени усиления признака.
2. Составьте миниатюру на тему «Моя Родина», употребите синонимы к слову Родина
3.Выпишите синонимы к существительному на букву «Д»
3.Составьте 2 словосочетания (слова по выбору из задания №2)
* Пальчиковая гимнастика
- Разотрите ладони.
-Помассируйте каждый палец.
- Для чего мы массируем пальцы? (Ответы учеников: «Массаж большого пальца стимулирует деятельность головного мозга. Указательного – улучшает работу желудка. Среднего – кишечника и позвоночника. Безымянного – печени. Воздействуя на мизинец, мы помогаем работе сердца).
*Гимнастика для глаз
*Самостоятельная исследовательская работа в паре
Представьте, что вы учёные-исследователи. Ваша задача:
а) исследовать слова и доказать, что они синонимы.
1, 3, 5 пары - Отечество и Отчизна
2,4,6 пары – Родина и Отечество.
б) Творческая работа
1, 3, 5 пары - Составить рассказ на тему «Отчизна моя», употребляя синонимы.
Для чего мы употребляем синонимы в речи?
2, 4, 6 пары - Составить рассказ на тему «Моё Отечество», употребляя синонимы
Для чего мы употребляем синонимы в речи?
- Сегодня вы справились с работой исследователя. Молодцы! Спасибо за работу.
*Рефлексия
Заполните свою табличку «Мои успехи»( можно устно)
Лексика
1 урок
2 урок
3 урок
Моя цель:
Какие задания и упражнения ты выполнял(а)?
На что они были нацелены?
Как я работал(а)?
Удовлетворен(а) ли своей работой?
-сам справился со всеми заданиями, удовлетворен своей работой;
-допустил ошибки:
- не справился с частью заданий, не удовлетворён работой .
Смогли ли реализовать обозначенные цели?
Какие умения приобрёл(а) на уроке?
Как работала группа, учебная пара?
- дружно, с пользой;
-работа была вялая, неинтересная, сделали много ошибок.
Что было самым ценным для тебя?
*Домашнее задание
- Словесное рисование «Символ Родины». Не забывайте употреблять синонимы.
Приложение №1
Инструкция для организации групповой работы (за соблюдением следит руководитель группы).
Алгоритм (для работы в группе). Рекомендуемое число участников – 4 человека.
1.Распределение ролей в группе
2.Внимательно слушайте каждого члена группы, не перебивая.
1. Прочитай задание.
2. Объясни, как ты понял задание.
3. Ответь на вопросы
3. Каждый участник предлагает свой способ решения поставленной задачи, высказывает свою точку зрения.
4.Выбери синонимы, обоснуй свой ответ.
5. Выслушай другого.
6.Запиши полученные слова.
7.Найди синонимы в предложениях
8. Выскажи своё мнение группе по заданию №7, обоснуй его
4. Группа обсуждает уместность каждого из заданных вопросов.
9. Слушая вопросы других участников, выскажи свое мнение, относился ли каждый из вопросов к способу выполнения задания.
10. Отметь на полях тетради высказанные другими участниками группы основания неуместности твоего вопроса.
5.Группа выбирает правильное решение, исходя из задания
11.Предложи, кто будет выступать от группы, обоснуй свой выбор.
6. Представление выступления от группы.
12.Слушая выступающих от других групп, придумывай вопрос, который можно им задать, отношение к ответу и суждение
7. Группа задает вопросы выступающим от других групп.
Приложение№2
*Карточка «Проверь себя»
1 уровень - «3»
2 уровень - «4»
3 уровень - «5»
1. . Замените подчеркнутые слова синонимами, используя слова для справки.
Погода стояла безоблачная.
Мы с папой отправились на рыбалку. Закинули удочки и ждём. «Ура! Клюёт!» - закричал я.
1.Подберите к повторяющимся словам синонимы.
Чебурашку изготовили на игрушечной фабрике, но сделали так плохо, что невозможно было сказать, кто же он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру?
Тобик был малюсенькой собачкой, совсем крохотным щенком, когда его принесли в дом к будущей хозяйке.
1.Определите стилистическую принадлежность, эмоциональную окраску синонимов к слову смотреть.