kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Употребление синонимов в речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающая технология в работе учителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Употребление синонимов в речи"»

Тема. Употребление синонимов в речи

Цель: формирование умения употреблять в речи синонимы.

Предметные: умение различать лексические оттенки синонимов;

умение определить стилевую неоднородность синонимов;

совершенствование умения учащихся работать со словарями;

умение употреблять синонимы в речи.

Регулятивные: умение сохранять учебную задачу;

умение планировать свои действия;

совершенствование умения учащихся работать в группе и организовывать понимающую деятельность.

Коммуникативные: умение создавать собственный текст;

умение задавать вопросы;

умение формулировать собственное мнение и позицию.

Предполагаемый результат: умения подбирать к словам, находить в тексте и употреблять в речи синонимы сформируются у каждого ребёнка

Оборудование: учебник «Русский язык» Т.А. Ладыженская и др., М, «Просвещение» , карточки с инструкциями и алгоритмами, ИОП, карточки-задания, карточки «Проверь себя», словари.

Ход урока

Здравствуйте, мои солнышки! На календаре…. Я рада видеть вас. Проводим оздоровительную минутку.

Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь друг другу. Сразу стало уютнее в классе от наших улыбок.

- А почему нужно улыбаться? (Отвечают ученики: «Улыбка – это положительный импульс для головного мозга»)

*Плавно покатаем головку по плечикам

-А для чего мы это делаем? (Отвечают ученики: «Чтобы не было шейного хондроза»)

Запишем дату.

- Тема сегодняшнего урока «Употребление синонимов в речи»

Отталкиваясь от темы, сформулируйте свою цель урока

- Ребята, на листочках «Мои успехи» запишите цель, с которой вы пришли на урок. В течение урока не забывайте заполнять «Индивидуальное табло умений». Успехов вам!

- Групповая работа по карточкам

Карточка №1

  1. Какие слова называют синонимами?

  2. Выберите синонимы:

- к слову холод:

а) ветер; б) дождь; в) метель; г) ночь; д) стужа;

- к слову заяц:

а) зверёк; б) грызун; в) косой; г) беляк; д) русак.

3. В предложениях найдите синонимы.

а) Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.

б) Кругом, покорив всё своей темнотой, напоив покоем и тишиной, царила ночь.

  1. Объясните, чем различаются синонимы? Приведите примеры.

  2. Какую важную роль играют синонимы в тексте?

  3. В каких стилях речи употребляются синонимы?

  4. Дан неполный ряд синонимов лицо – лик – рожа. Как вы думаете, какое из этих слов имеет больше всего лексических сочетаний и может употребляться в любом стиле речи?

Какие, по-вашему, из этих слов имеют эмоциональную окраску, особую выразительность?

А)В каком стиле речи можно встретить слово лик? Какой лексический оттенок имеет это слово? Составьте с ним словосочетания.

  1. Для чего мы употребляем синонимы в речи?

Карточка № 2

  1. Какие слова называют синонимами?

  2. Выберите синонимы:

- к слову правда:

а) вера; б) надежда; в) уверенность; г) истина; д) ложь;

- к слову источник:

а) река; б) воздух; в) цвет; г) вода; д) родник.

3.В предложениях найдите синонимы.

а) Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.

б) Кругом, покорив всё своей темнотой, напоив покоем и тишиной, царила ночь.

4. Объясните, чем различаются синонимы? Приведите примеры.

5.Какую важную роль играют синонимы в тексте?

6.В каких стилях речи употребляются синонимы?

7.Дан неполный ряд синонимов лицо – лик – рожа. Как вы думаете, какое из этих слов имеет больше всего лексических сочетаний и может употребляться в любом стиле речи?

Какие, по-вашему, из этих слов имеют эмоциональную окраску, особую выразительность?

а) Для какого стиля речи допустимо слово рожа?

Какой лексический оттенок имеет это слово?

  1. Для чего мы употребляем синонимы в речи?

Табло учёта(групповая работа)

ФИ

Зад№1

Зад№2

Зад№3

Зад№4

Зад№5

Зад№6

Зад№7

Зад№8


Вася

+

+

+

+

+





Тоня

+

+

+

+

+

+




Петя

+

+


+


+

+



Валя

+

+


+


+




Регулятивные: умение самоопределяться, умение обосновать свой выбор,

самооценка



ИОП – работа индивидуальная с самопроверкой

Умения

1 уровень - «3»

2 уровень - «4»

3 уровень - «5»

- умение читать предложение с пониманием

- умение осознанно выбирать слова

- умение работать со словарями

- умение самостоятельно планировать пути достижения цели

- умение создавать собственный текст

1. Замените подчеркнутые слова синонимами, используя слова для справки.

Погода стояла ясная.

Мы с папой пошли на рыбалку. Закинули удочки и ждём. «Ура! Клюёт!» - заорал я.

Слова для справки: побежали, отправились, воскликнул, закричал, безоблачная.

1.Подберите к повторяющимся словам синонимы.

Чебурашку сделали на игрушечной фабрике, но сделали так плохо, что невозможно было сказать, кто же он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру?

Тобик был малюсенькой собачкой, совсем малюсеньким щенком, когда его принесли в дом к будущей хозяйке.

1.Определите стилистическую принадлежность, эмоциональную окраску синонимов к слову смотреть.



2.Подберите синонимы к слову смелый: сильный, умный, находчивый, храбрый, красивый; к слову комический: радостный, хороший, интересный, смешной, внимательный.

2.Распределите слова синонимического ряда по степени усиления признака.

Грустить, печалиться, тревожиться, беспокоиться, горевать, волноваться, переживать.

2. Составьте миниатюру на тему «Моя Родина», употребите синонимы к слову Родина

3.Выпишите синонимы к существительному на букву «Д»

3.Составьте 2 словосочетания (слова по выбору из задания №2)









* Пальчиковая гимнастика

- Разотрите ладони.

-Помассируйте каждый палец.

- Для чего мы массируем пальцы? (Ответы учеников: «Массаж большого пальца стимулирует деятельность головного мозга. Указательного – улучшает работу желудка. Среднего – кишечника и позвоночника. Безымянного – печени. Воздействуя на мизинец, мы помогаем работе сердца).

*Гимнастика для глаз

*Самостоятельная исследовательская работа в паре

Представьте, что вы учёные-исследователи. Ваша задача:

а) исследовать слова и доказать, что они синонимы.

1, 3, 5 пары - Отечество и Отчизна

2,4,6 пары – Родина и Отечество.

б) Творческая работа

1, 3, 5 пары - Составить рассказ на тему «Отчизна моя», употребляя синонимы.

Для чего мы употребляем синонимы в речи?

2, 4, 6 пары - Составить рассказ на тему «Моё Отечество», употребляя синонимы

Для чего мы употребляем синонимы в речи?

- Сегодня вы справились с работой исследователя. Молодцы! Спасибо за работу.

*Рефлексия

Заполните свою табличку «Мои успехи»( можно устно)

Лексика

1 урок

2 урок

3 урок

Моя цель:




Какие задания и упражнения ты выполнял(а)?

На что они были нацелены?




Как я работал(а)?

Удовлетворен(а) ли своей работой?

-сам справился со всеми заданиями, удовлетворен своей работой;

-допустил ошибки:

- не справился с частью заданий, не удовлетворён работой .




Смогли ли реализовать обозначенные цели?




Какие умения приобрёл(а) на уроке?




Как работала группа, учебная пара?

- дружно, с пользой;

-работа была вялая, неинтересная, сделали много ошибок.




Что было самым ценным для тебя?




*Домашнее задание

- Словесное рисование «Символ Родины». Не забывайте употреблять синонимы.


















Приложение №1



Инструкция для организации групповой работы (за соблюдением следит руководитель группы).

Алгоритм (для работы в группе). Рекомендуемое число участников – 4 человека.

1.Распределение ролей в группе

2.Внимательно слушайте каждого члена группы, не перебивая.

1. Прочитай задание.

2. Объясни, как ты понял задание.

3. Ответь на вопросы


3. Каждый участник предлагает свой способ решения поставленной задачи, высказывает свою точку зрения.

4.Выбери синонимы, обоснуй свой ответ.

5. Выслушай другого.

6.Запиши полученные слова.

7.Найди синонимы в предложениях

8. Выскажи своё мнение группе по заданию №7, обоснуй его

4. Группа обсуждает уместность каждого из заданных вопросов.

9. Слушая вопросы других участников, выскажи свое мнение, относился ли каждый из вопросов к способу выполнения задания.

10. Отметь на полях тетради высказанные другими участниками группы основания неуместности твоего вопроса.

5.Группа выбирает правильное решение, исходя из задания

11.Предложи, кто будет выступать от группы, обоснуй свой выбор.

6. Представление выступления от группы.


12.Слушая выступающих от других групп, придумывай вопрос, который можно им задать, отношение к ответу и суждение


7. Группа задает вопросы выступающим от других групп.


















Приложение№2



*Карточка «Проверь себя»

1 уровень - «3»

2 уровень - «4»

3 уровень - «5»

1. . Замените подчеркнутые слова синонимами, используя слова для справки.

Погода стояла безоблачная.

Мы с папой отправились на рыбалку. Закинули удочки и ждём. «Ура! Клюёт!» - закричал я.

1.Подберите к повторяющимся словам синонимы.

Чебурашку изготовили на игрушечной фабрике, но сделали так плохо, что невозможно было сказать, кто же он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру?

Тобик был малюсенькой собачкой, совсем крохотным щенком, когда его принесли в дом к будущей хозяйке.

1.Определите стилистическую принадлежность, эмоциональную окраску синонимов к слову смотреть.

Созерцать, взирать – художественный стиль, эмоциональная приподнятость; глазеть – разговорный стиль, сниженная эмоциональная окраска.

2.Подберите синонимы к слову смелый- храбрый; комический- смешной


2.Распределите слова синонимического ряда по степени усиления признака.

Волноваться, беспокоиться, переживать, печалиться, грустить, тревожиться, горевать




Ошибки:

0 – «5» Умница!

1 – «4» Молодец!

2– «3» Надо постараться!

3-4 – «2» В следующий раз получится лучше!




















Приложение №3



Инструкция для организации парной работы

Алгоритм для работы в паре

1.Внимательно прочитайте задания и выполните их.

1.Внимательно прочти задания, подготовь полные ответы на них.

2. Задайте вопросы напарнику и внимательно выслушайте ответы.

2.Задай вопросы из предложенного списка напарнику и выслушай его ответы.

3.Дополните ответы напарника, если это требуется.

3.Задай дополнительные вопросы напарнику по содержанию или на понимание.

4.Задайте вопросы по содержанию, на понимание.

4. Отметь на полях тетради высказанные напарником основания неуместности твоего вопроса.

5. Пара обсуждает уместность каждого из заданных вопросов.

5.Дай ответы на вопросы твоего напарника.



6.Слушая вопросы напарника, выскажи свое мнение, относился ли каждый из вопросов к твоим ответам.

7. Отметь на полях тетради высказанные напарником основания неуместности твоего вопроса.






























Приложение №4


* Алгоритм работы со словарем

1.Читаю слово

2.Определяю, с какой буквы оно начинается

3.Нахожу эту букву в словаре

4.Ищу нужное слово

5.Читаю словарную статью к этому слову







*Алгоритм нахождение синонимов

1. Читаю предложение

2. Нахожу выделенное слово

3. Читаю это слово

4. Нахожу синоним

5. Читаю, полученное предложение

6.Передаю алгоритм



Приложение №5


Индивидуальное табло учета умений (Костя В.)


1урок

2урок

3урок

1

Понимаю прочитанное

+

+

+

2

Отвечаю на вопросы

+

+

+

3

Привожу примеры

+

+

+

4

Подбираю к словам синонимы

+

+

+

5

Различаю лексические оттенки


+

+

6

Составляю словосочетание


+

+

7

Составляю предложение


+

+

8

Пользуюсь словарями

+

+

+

9

Употребляю синонимы в речи


+

+

10

Создаю собственный текст



+













Приложение №6


Табло учета умений


Ваня

Маша

Коля

Костя

Вера

Поля

Соня

Саша

1

Понимает

прочитанное

+

+























2

Отвечает на вопросы

+

+























3

Приводит примеры

+

+























4

Подбирает к словам синонимы

+

+























5

Различает лексические оттенки


+























6

Составляет словосочетание

+

+























7

Составляет предложение


+























8

Пользуется словарями

+

+























9

Употребляет синонимы в речи


+























10

Создаёт собственный текст


+

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Употребление синонимов в речи"

Автор: Политик Екатерина Ивановна

Дата: 06.12.2017

Номер свидетельства: 442704

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(89) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-v-protsiessie-obuchieniia-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "188505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426688849"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка в 4 классе по теме "Устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "113045"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409075816"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка "Что такое антонимы"? "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-chto-takoie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "244401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445935172"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  ЧЕРЕЗ СЛОВАРНУЮ РАБОТУ "
    ["seo_title"] => string(90) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-na-urokakh-russkogo-iazyka-chieriez-slovarnuiu-rabotu"
    ["file_id"] => string(6) "188514"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426689337"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок русского языка в 4-м классе по теме "Обобщение о глаголе" "
    ["seo_title"] => string(73) "urok-russkogho-iazyka-v-4-m-klassie-po-tiemie-obobshchieniie-o-ghlagholie"
    ["file_id"] => string(6) "170632"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423577224"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства