Тема: Единственное и множественное число имён существительных.
Цели: формировать умения употреблять в речи формы единственного и множественного числа, определять число имён существительных; дать понятие об именах существительных, не изменяющихся по числам; развивать творческие способности.
На уроке мы поможем героям вашего любимого мультфильма – Смешарикам. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать букву. Какое слово приготовили для вас Смешарики, вы узнаете в конце урока.
2.Планирование деятельности
- Как же мы простроим наш урок. Посмотрите на план и предложите, что будем делать сначала, ..
-А я предлагаю…
3.Мотивация
«Надо»
- Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новым материалом.
«Хочу»
Вы знаете, что все слова в русском языке можно разделить на группы – части речи. Мы изучаем имя существительное.
- Что вы знаете об имени существительном?
-Для чего людям необходимы знания про имя существительное? (быть грамотными,…)
«Могу»
-На прошлом уроке мы говорили о том, что имена существительные изменяются по числам. Поэтому, думаю, вам не составит труда узнать кое-что интересное, новое об изменении по числам имён существительных.
4.Актуализация знаний (повторение ранее изученного материала)
- Но прежде чем начать изучение новой темы я предлагаю вам помочь Нюше и вместе с ней вспомнить ранее изученный материал.
Работа в группах.
На доске (и на карточках) текст.
1 задание: Найди и исправь ошибки. Сколько их? (7 ош.)
2 задание: придумать 1 задание по теме имя существительное для других команд. Начните со слов: подчеркните, назовите, обведите в овал,…
(н: найдите и подчеркните имена существительные, обведите в овал имена собственные, обведите в прямоугольник неодушевлённые имена существительные, назовите существительные в форме ед.числа, образуйте форму мн.числа)
Засыпала деревня дубки. Гасли огни в дамах. Рыжый кот спал на крылце. Сёрёжа и галя спали крепким сном. Луна забралась в сат. Наступила тишына.
(Исправление на доске) +буква М
Работа над 2 заданием + буква О
- Спишите любые 2 предложения.
5.Выявление места и причины затруднения (самоопределение к деятельности, проблемный вопрос)
- Нас встречает Крош. Он готовится к олимпиаде по русскому языку. Изменяет имена существительные по числам. Но над чем-то задумался. Поможем ему?
Задание: прочитайте имена существительные. Образуйте от них форму единственного числа.
Столы, книги, ножницы, коньки, брюки.
Прочитайте следующую группу имён существительных. Образуйте от них форму множественного числа.
Мальчик, гроза, сахар, соль, молоко.
- Что удивительного вы заметили? (нельзя образовать форму мн.ч. или форму ед.ч.)
- Как вы думаете, над чем задумался Крош? (Почему некоторые имена существительные не изменяются по числам)
- Предположите, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Об изменении по числам имён существительных.)
6. Построение проекта выхода из затруднительного положения.
- Тема нашего урока: Единственное и множественное число имён существительных.
И нам предстоит ответить на вопрос: Все ли имена существительные изменяются по числам?
- Какие же учебные задачи вы поставите для себя на этот урок? (познакомиться с такими именами существительными, научиться употреблять их в речи)
7. Реализация проекта.
- Сейчас мы поможем Крошу ответить на вопрос.
Работа в парах.
1)учебник стр. 64
прочитать друг другу материал под рубрикой «Обратите внимание!»
2)обсудите и ответьте на вопрос: все ли имена существительные изменяются по числам, привести примеры.
3)Вывод:
- Помогли Крошу +буква Л
8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Сейчас мы вместе с Барашем поработаем с компьютером.
Предлагаю прослушать сообщение (компьютер: диск по русскому языку, анимация)
-Что нужно запомнить? + упражнение-игра
Справились, +буква О
9.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Выполните упр. 111 на стр. 64
- на д: изм. по числам только в ед.ч только во мн.ч.
-проверка (на слайде)
-каковы ваши результаты?
Оцените себя (поставьте на полях):
! – молодец! Написал всё без ошибки
+ - хорошо, но есть 1-2 ошибки
- - поработал недостаточно
-справились, + буква Д
10.Включение в систему знаний и повторение.
- Нас встречает Как Карыч. Заполните схему.
Работа в парах
Имя существительное
По изменению по числам
По вопросу
Кто? Что?
О
изменяются
По написанию слов
Строчная буква Заглавная буква
одушевлённые
нарицательные
-Кар-Карычу помогли. Справились с заданием. +буква Ц
11.Рефлексия
- Вспомните учебные задачи, поставленные вами на уроке. Выберите и продолжите любое предложение:
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
Получайте последнюю букву - Ы
- А теперь я предлагаю выйти к доске и составить слово из букв, подаренных нам Смешариками. Что получилось? (МОЛОДЦЫ)
12. Итог
- Вот и подошёл к концу наш урок.
-Что интересного вы узнали об именах существительных?
-Какое задание вам было интересно выполнять?
-Какое задание показалось трудным?
-Кому нужна помощь учителя или товарищей?
13. Дом.задание
На выбор:
Учебник стр.64 упр.112
Записать 3 существительных, которые употребляются только во мн.ч. и 3 существительных, которые употребляются только в ед.ч. (из орф.словаря в конце учебника)