1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности Разминка | Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Задачи:- проверить готовность к уроку; - создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок. 1.Прием «Поздороваемся глазами». Дети, на улице холодно, а в кабинете…(тепло), Давайте дарить друг другу только…(тепло). Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и поздоровайтесь только глазами. Слайд. Из букв слова РАЗМИНКА составить как можно больше новых слов. | - полная готовность класса и оборудования к уроку; - быстрое включение учащихся в деловой ритм; - кратковременность орг.момента; Приветствие учащихся. Составляют слова, называют поочередно: МИНА, МИР, РАК, РАНА, РАМА, МРАК, ЗИМА, КАМИН, НАКАЗ, КАРМАН, КАРНИЗ, МАРКА, МАРКИЗ… |
2. Определение темы урока, постановка учебной цели, задач | Задача: уметь формулировать тему, учебную цель, задачи На партах у вас 2 текста. Прочитайте их, сравните. Работаем в парах. - Какой текст вам больше понравился? Почему? - В каком разделе лингвистики изучаются фразеологизмы? - А мы изучили этот раздел? Над чем же сегодня будем работать? ( Прием постановки цели урока: дополнение цели с помощью слов- помощников: Я ПОВТОРЮ… МНЕ ПРИГОДИТСЯ…) -Каждый про себя проговорил цель. | - умеют формулировать тему, определять учебную цель и задачи Способ действия: наблюдение, сравнение текстов. Ответ: фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной. Лексика, фразеология. Формулируют тему: « Основные понятия лексики» Цель: повторение основных понятий лексики. Задачи: - уметь использовать в своей речи эти понятия; применять знания на практике; мне пригодится для обогащения своей речи, при составлении текстов. Дети повторяют цель |
3,Актуализация знаний Включение в систему знаний (проекты) Физминутка | Цель: актуализация знаний через повторение изученного материала. Задачи: - актуализировать опорные знания и изученные способы действия; - зафиксировать затруднения учащихся в учебных действиях. Наверное, начнем с самого главного понятия. - Что изучает лексика? (СЛАЙД 3) - Сколько слов употребляет в своей речи человек? (СЛАЙД 4) - Что имеет каждое слово? - Способы объяснения лексического значения? (СЛАЙД 5) - Толковые словари каких авторов вы знаете? Цель: включение нового знания в систему знаний. Задачи: представить итоговые продукты проектной деятельности. Маша изучала «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля. (СЛАЙД) СЛАЙД 7: по лексическому значению определить слово. СЛАЙД 8: Однозначные и многозначные слова. СЛАЙД 9-12: «Угадай словечко». СЛАЙД: вставьте в пропуски подходящий синоним. - Какие слова называем синонимами? Вспомним начало урока (холодно- тепло) - Дети, а как называются слова, противоположные по лексическому значению? Руслан и Кирилл изучали словарь антонимов. Давайте послушаем их. СЛАЙД: Антонимы. - подберите антонимы. Выделите первые буквы полученных антонимов. Какое слово у вас получилось? (УМНИЦА) - Молодцы, вы себя оценили. Дети, мы должны еще вспомнить и лексику, ограниченную в употреблении. | - актуализированы опорные знания. изученные способы действий. Дети отвечают: словарный состав языка. Лексическое значение. С.И.Ожегов, С.Ушаков, В.И.Даль Учащаяся представляет представляет итоговый продукт. Дети определяют слова. Угадывают слова. Проводит учащийся. В это время некоторые учащиеся работают по карточкам, пользуются словарем антонимов при затруднении ( Сильные учащиеся проверяют, оценивают) Антонимы. 2 мальчика представляют проект «Мое открытие словаря антонимов» Подбирают антонимы. Проекты. ( «Профессиональные слова», «Диалектные слова», «Устаревшие слова») |
4. Рефлексия | Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценки результатов деятельности учащихся. Задачи: - установить соответствие между поставленной целью и результатом урока; - зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; - организовать рефлексию и самооценку учащихся. Ребята, вспомните цель: повторение основных понятий лексики. Мы достигли этой цели? Все? Оцените свою работу, продолжив фразу: - На уроке работал…(хорошо, отлично, удовлетворительно) - Я думаю, что мог бы работать… - За работу на уроке я ставлю себе оценку…( распечатать, листочки подписывают) | - подведен итог урока; - проведена рефлексия учебной деятельности; - использованы приемы рефлексии; - проведен анализ достижения цели урока; - адекватность самооценки, оценки учителя. Дети отвечают. |
5. Информирование учащихся о домашнем задании | Цель: сообщение учащимся домашнего задания. Сочинить сказку ,используя понятия лексики. (Можно рисунок, можно составить схему для ОК) СПАСИБО ЗА УРОК! | - адекватно воспринимают домашнее задание. По необходимости задают вопросы. Дети выбирают задание, записывают в дневник. |