Начинается урок. Будем мы писать красиво, Будем дружно отвечать, Будем думать, рассуждать, Дисциплину соблюдать. Здравствуйте, ребята, меня зовут Дарья Александровна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Сегодня на уроке мы закрепим умение изменять имена прилагательные по родам, узнаем о правописании падежных окончаний имен прилагательных. Сейчас откройте тетради, запишите число и «Классная работа». Посмотрите на доску. Прочитайте слова, записанные на доске. (На доске написаны слова: Реч.., плач…, оз…ро, плющ…,рож…, …кно,) Нам нужно разделить эти слова на группы. На сколько групп мы можем разделить эти слова? - Какие слова можно отнести к первой группе? - Слова с какой орфограммой составили у нас 1 группу? - Как мы можем узнать какие гласные необходимо писать в этих словах? Кто может мне рассказать правило о правописании слов с безударными гласными в корне? - Слова с какой орфограммой составляют 2-ю группу? - Как мы сможем узнать, где писать мягкий знак, а где он не нужен? Кто сможет назвать правило правописание мягкого знака на конце существительного после шипящих? Можно ли его назвать разделительным? (нет смысла) -Что общего у всех этих слов? Что такое имя существительное? - Какие вы знаете грамматические признаки имени существительного? - Как мы можем определить род имен сущ.? - Теперь давайте распределим слова на доске по родам? ( устно с места) -Мы повторили ранее пройденный материал. -Какие правила мы повторили? -Какую часть речи повторили? - Сейчас проведем минутку чистописания . Но для начала сделаем физминутку на пальчики. Мы пропишем соединение «ПО» «РО». Прописываем до конца строки. - Спинку держим прямо, тетрадь под наклоном. - Мы с вами подготовили руку к письму. - Сейчас мы проверим знание словарных слов. А шесть человек будут работать по индивидуальным карточкам по вариантам. Вам необходимо вставить безударную гласную в корни слова и рядом подписать проверочное слово. Карточка № 1 Имя______________ Задание: Вставьте безударную гласную в корне слова, запишите проверочное слово. Образец выполнения задании: сн..жный – снег Слова для работы: Л_сной - __________ Р_чной - ___________ М_хавой - ___________ Д_ждливый - __________ Д_машний - __________ | Карточка № 2 Имя______________ Задание: Вставьте безударную гласную в корне слова, запишите проверочное слово. Образец выполнения задании: сн..жный – снег Слова для работы: Зв_здый - ____________ Цв_точный - ___________ Дер_вянный - ___________ Яг_дный - ____________ З_мний- ______________ | С остальными ребятами мы проверим знаний словарных слов. Вы должны записать слово, выделить орфограмму и поставить ударение. Один ученик будет работать за доской, затем мы проверим работы. Сорока, диван, молоко, собака, лопата, картина, мебель, береза. - А теперь обменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте, сверяя с доской. (вывешиваю слова на доску) - если нет ошибок, ставьте - «5» -если допущена одна ошибка – «4» -если две ошибки – «3» -если допущено больше 2-х ошибок, оценку не ставим. Поднимите руку те, кто получил «5» и «4», молодцы знаете правописание словарных слов. Остальным ребятам следует выучить словарные слова, что бы при их написании больше не допускать ошибок. ( Сбор индивидуальных карточек) - На доске сделана запись: Лес Большая зимняя Дорога Большое зимнее Озеро большой зимний суровый - Прочитайте слова левого столбца. К какой части речи они относятся? Почему? - Прочитайте слова правого столбца. К какой части речи они относятся? Докажите? - Кто может назвать рода данных имен существительных? - Подберем к существительному лес соответствующее ему имя прилагательное из правого столбика. Задайте к нему вопрос. - Подберем к существительному дорога соответствующее ему имя прилагательное из правого столбика. Задайте к нему вопрос. - Подберем к существительному озеро соответствующее ему имя прилагательное из правого столбика. Задайте к нему вопрос. Что вы заметили? Как определить род имени прилагательного? А теперь откройте учебник на странице 173, прочитаем правило. Так как определить род имени прилагательного? - Определим род прилагательных, связанных с существительным дорога - Определите род прилагательных большое зимнее. - Выделим окончания у прилагательных. На какой вопрос отвечают, и какие имеют окончания имена прилагательные мужского рода? - На какой вопрос отвечают, и какие имеют окончания имена прилагательные женского рода? - На какой вопрос отвечают, и какие имеют окончания имена прилагательные среднего рода? На доске появляется схема: Изменение имени прилагательного | Мужской род | Женский род | Средний род | Какой? | Какая? | Какое? | Ой, ый, ий, | Ая,яя | Ое,ее | Сейчас мы обобщим все, что узнали сегодня на уроки и сформулируем вывод по плану: 1 Как изменяется имена прилагательные? 2. Как определить род имени прилагательного? 3. На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют имена прилагательные мужского рода? 4. На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют имена прилагательные женского рода? 5. На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют имена прилагательные среднего рода? Молодцы, ребята На реке живёт енот. Чешет лапкой он живот. Своим хвостиком виляет, К верху лапки поднимает. Шустро он по кочкам скачет, Под корнём запасы прячет. Он среди воды живёт Добродушный наш енот. А сейчас мы выполним упражнение 491. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать? Выполнять это упражнение будем по рядам, 1 ряд- м.р, 2 ряд- ж.р, 3 ряд- с.р, если сомневаетесь, не пишите. Чему мы научились, выполняя это упражнение? Сейчас мы поиграем в игру «Найди пару». На доске слова. В первом столбике имена прилагательные, во втором имена существительные. Вам необходимо составить верную пару и определить род имени прилагательного. Зеленая Синий Свежий Сильный Верный Пасмурное Дождливая Кирпичный Высокое Заботливая Яркое | Трава Колокольчик Ветер Дождь Друг Небо Осень Дом Дерево Мама Солнце | На доске учащиеся распределяют пары в 3 столбика: Мужской род | Женский род | Средний род | Синий колокольчик Сильный дождь Верный друг Кирпичный дом Свежий ветер Заботливая мама | Зеленая трава Дождливая осень | Пасмурное небо Яркое солнце Высокое Дерево | Чему мы учились, играя в игру? Сейчас выполним упражнение 494. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать? Прочитайте содержание упражнения? Можно ли назвать это текстом? Будем выполнять это упражнение по цепочке у доски по 1 предложению комментировано. - Молодцы, ребята, вы хорошо вправились с заданием. Чему мы учились, выполняя это упражнение? О какой части речи мы говорили сегодня на уроке? Как определяется род имени прил.? На какие вопросы отвечают прил. м. р. (ж.р., с.р.) ? Какие окончания у прил. м.р. (ж.р., с.р.) ? Оценки за карточки работу у доски и самых активных учеников. Упражнение № 499 стр._175___, учить правило | 2 группы Слова с проверяемой безударной в корне слова. Чтобы правильно записать безударную гласную в корне слова необходимо изменить слово или подобрать однокоренное так чтобы проверяемая гласная стала под ударением. 2 группа запись мягкого знака после шипящих в конце слова. На конце сущ. Ж.р. после шипящих пишется мягкий знак. Например: Рожь, дочь. На конце сущ. М.р. после шумящих мягкий знак не пишется . Например: Плач плющ. Все слова являются именами сущ. Имя сущ. – это часть речи которая отвечает на вопросы кто? Что? и обозначает (называет ) предмет. Сущ. Имеет род. Изменяется по числам. … Плач, плющ- м.р Речь, рожь- ж.р Озеро, окно- с.р Имена сущ, так как отвечают на вопрос кто? Что? и обозначают предмет Имена прил., так как они отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? и обозначают признак предмета. Лес - м.р дорога – ж.р. озеро – ср..р. Лес (какой?) большой зимний суровый Дорога (какая?) большая зимняя. Озеро (какое?) большое зимнее. - Прилагательные большая зимняя – ж.р. Так как связаны с сущ. Ж.р. Большое зимнее – м.р. Так как они относятся к сущь – м . р. Имена прил. Отвечают на вопросы какой и имеют окончания – ой,ий-, -ый Имя прил. Ж.р. отвечают на вопрос какая ? и имеют окончания –ая,-яя Имена прил. отвечают на вопрос какой? И имеют окончания –ое, -ее. |