kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи в 5 классе "Сочинение - описание картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок помогает учащимся подобрать материал к сочинению - описанию картины, развивает навыки работыс картиной, развивает навыки связной речи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 5 классе "Сочинение - описание картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь""»

Урок развития речи в 5 классе

Сочинение - описание картины

И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»



Тема: Развитие речи. Сочинение – описание картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». 5 класс

Цель: повторить с учащимися сведения о типах речи, помочь учащимся подобрать материал к сочинению – описанию картины, развивать навыки работы с картиной; развивать навыки связной речи учащихся; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: учебник, мультимедийная доска, репродукция картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», «Сентябрьский снег», «Мартовский снег»

Тип урока: урок развития речи


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент

  2. Сообщение целей и задач урока

  3. Актуализация опорных знаний учащихся

Беседа.

    1. Назовите типы речи.

    2. Пользуясь таблицей учебника, расскажите об описании.


  1. Работа над темой урока

  1. На экране появляется «Февральская лазурь» И.Э. Грабаря.

Класс замер.

  1. Учитель.

Эту картину написал И.Э. Грабарь (1871 – 1960). Игорь Эммануилович Грабарь – советский живописец и искусствовед. В своих пейзажах воспевал красоту родной природы, создав ее обобщающий образ: «Сентябрьский снег» (1903), «Февральская лазурь» (1904), «Ясный осенний вечер» (1923). Позднее художником был написан ряд натюрмортов и картин исторического жанра.

Он очень любил нашу северную природу и очень любил ее писать. Его можно назвать художником – пейзажистом.

  1. На экране появляются картины «Сентябрьский снег», «Мартовский снег».

Вопрос. Вам понравился пейзаж? Почему понравился. Ведь ничего особенного на нем не изображено – стоят деревья (какие, как вы думаете?) Обычные русские березы. Без листьев даже. По-разному отвечают дети, многие даже ничего не могут сказать. Учитель направляет их высказывания к основной мысли картины, к пониманию того, что художник задался целью показать удивительную красоту им увиденную, взволновать этой красотой других.

  1. Чтение вслух учителем воспоминания художника.

Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», - подумал я. Февраль стоял изумительный… Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель.

  1. Беседа с учащимися

    1. Удалось ли художнику передать хотя бы десятую долю этой красоты?

    2. Какой февральский день изобразил художник?

    3. Рассмотрите небо: есть ли на нем облако, какого оно цвета вверху и на горизонте?

    4. Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени?

    5. Какова береза на переднем плане картины: что можно сказать о цвете ее ствола, ветвей и о цвете прошлогодней листы на верхушке березы?

    6. Что можно сказать о других березах?

    7. Что виднеется на горизонте?

    8. Составление плана сочинения

План

  1. Автор картины И.Э.Грабарь.

  2. История создания картины.

  3. Время года, изображенное на картине.

  4. Какой увидел художник березу – главную героиню картины?

  5. Деревья на заднем плане, небо, снег.

  6. Общее настроение произведения искусства.

    1. Лексическая работа

Подберите синонимы к словам художник, картина, восхищаться. (Автор, живописец, пейзажист; полотно, произведение искусства; удивляться, поражаться)

Назовите и запишите название цветов, использованных автором для написания картины. (Лазурный, голубой, сиреневый, нежно – лиловый, жемчужный, сапфировый, белый, серый, черно – коричневый)

Запишите словосочетания, которые можно использовать при написании сочинения.

(Чудесный зимний пейзаж, белоствольная красавица, запечатлел на картине, праздник неба, низкий горизонт, фантастическая красота родной природы, причудливые переплетения, гимн красоте простого пейзажа, ослепительное солнце, чувствуется приближение весны, создает радостное настроение).

    1. Опишите устно картину «Февральская лазурь» по плану, используя записи в тетради.


  1. Итог урока

Анализируя устные сочинения, учитель отмечает насколько удалось учащимся раскрыть основную мысль художника.

  1. Домашнее задание

Написать сочинение в тетрадях.


Литература


      1. Сочинение по картине в 5 классе: Методическое пособие/Л.А. Ходякова, Л.И. Новикова, О.П. Штыркина и др. под редакцией проф. Л.А. Ходяковой.- М.: ООО «Издательство Астрель» 2003;

      2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения 5-7 классы. Книга для учителя – М. Просвещение, 1991;

      3. Методика развития речи на уроках русского языка. Книга для учителя – Москва. Просвещение – 1991;

      4. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в трех томах, - М., 1979;



И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Клочко Рема Никитична

Дата: 18.01.2020

Номер свидетельства: 536296

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Сценарий урока развития речи "Зимний пейзаж" "
    ["seo_title"] => string(49) "stsienarii-uroka-razvitiia-riechi-zimnii-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "101291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402412699"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока "Сочинение по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" (2 часа) "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-sochinieniie-po-kartinie-i-e-grabaria-fievral-skaia-lazur-2-chasa"
    ["file_id"] => string(6) "159913"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421959843"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока для 4 класса "Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-dlia-4-klassa-sochinieniie-otzyv-po-kartinie-i-e-grabaria-fievral-skaia-lazur"
    ["file_id"] => string(6) "232793"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442922511"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства