Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Изложение с описанием местности»
8 класс. Урок развития речи. Изложение с описанием местности
Цели урока: совершенствовать умения анализировать готовый текст; формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания; учить приемам сжатия текста; воспитывать любовь к родным местам.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа с классом.
3.Объяснение новой темы.
Говоря возможности русского языка К.Г.Паустовский написал такие слова: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом… Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
К.Г. Паустовский много ездил по нашей стране, часто бывал за рубежом, в дальних странах. Но самую горячую его любовь завоевала простая, скромная природа средней полосы России. Ей он посвятил лучшие свои рассказы. Мещерский край, или Мещерская низина (как этот край называется на географических картах), область юго-восточнее Москвы и севернее Рязани, – стал для него “второй родиной”. Там он нашел все, что привлекало его с детства.
Образец словесной пейзажной живописи – проза Паустовского. Её сила заключается в необыкновенной простоте, искренности, правдивости. Читая Паустовского, мы учимся любить природу, человека, Родину, родное слово.
Учитель. Посмотрим, как это делает сам писатель, рассказывая о полюбившемся ему Мещерском крае.
Работа с текстом.
Прослушаем текст.
Работа по тексту.
Беседа:
-О чём идёт речь в тексте? (о красоте природы Мещёрского края)
-Какова же основная мысль? С какой целью автор написал этот текст? (передать всю красоту природы этих мест, что на нашей планете есть места зачаровывающие нас)
-Определите стиль текста? Докажите. (Публицистический, с элементами рассуждения. Автор пытается воздействовать на читателя и передать всю красоту мещёрского края)
-Какие художественные средства использует автор, с какой целью?
Эпитеты: обильные урожаи; небогатые места.
Метафоры: клочок земли; природные силы.
Олицетворения: тихая немудрая земля.
Фразеологические обороты: на первый взгляд; до боли в сердце; в глубине сердца.
Риторические восклицания: Неужели мы должны любить свою землю только за то…!
Работа над составлением плана изложения:
С какой целью мы обычно составляем план текста?
Как нужно составлять план предложенного текста? (Читать по абзацам, формулировать основную мысль)
Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, когда они раскрывают одну микротему).
О чём идёт речь в первом абзаце? Какие можно выделить ключевые слова? Как озаглавить?
Учитель. В тетрадь записываем пункты плана
1. В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств.