Просмотр содержимого документа
«Урок повторения в 9 классе по теме "Морфология"»
Урок повторения в 9 классе по теме "Морфология"
Цели: умение отличать самостоятельные части речи от служебных, анализ текста; закрепление орфографических навыков.
Задачи: вспомнить самостоятельные и служебные части речи; перечислить их отличия; уметь видеть художественные средства в тексте, производить виды разборов.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Орфографическая работа.
Бессмысленный, разбежались, путаный ответ, угаданная мысль, кованый меч, будто, довольно-таки, непросохшая дорожка, задачи не решены, во время наводнения.
3. Лингвистическая разминка.
Определите по данным морфемам части речи и приведите примеры:
а) -ик, б)-ащ-, в)-у, г)-ся, д)-ишь.
Ответы: а) существительное: братик,
б) причастие: слышащий,
в) существительное: сыну, наречие: сбоку,
г) глагол: обиделся,
д) глагол: стоишь.
4. Проверка домашнего задания.
Беседа по теме: «Морфология».
-Что такое морфология? (Морфология – это раздел языкознания, который изучает части речи и их формы).
- Сколько в русском языке частей речи? (10)
-На какие группы делятся части речи? (самостоятельные, служебные, междометия).
Один ученик возле доски работает с карточкой: указывает часть речи каждого слова и распределяет по группам.
Работа по карточке. (Кавалерия, тут же, копаный, общенародный, слегка, несмотря на, посеян, насчет, мумия, перцовый, понимаю, янтарь, бесплодный, ветреник, вверх, Батюшки! Ох-ох, а, ведь.)
- Какие самостоятельные части речи не изменяются? (наречие, деепричастие).
- Какие части речи изменяются по падежам? (прилагательное, существительное, причастие, местоимение, числительное).
- В чем заключается отличие служебных частей речи от самостоятельных? (не имеют лексического значения, не изменяются, не являются членом предложения).
Задание: На доске записаны слова, одинаковые по написанию, но имеющие разное лексическое значение. Они образовались путем перехода собственных имен существительных в нарицательные. Составьте предложения с данными словами:
Кашемир – город в Индии; кашемир - вид шерстяной ткани;
Задание: Перепишите. Укажите склонение и падеж существительных, в которых пропущены
буквы.
В одном месте, около плантации, вдоль тропинки лежал толстый ствол упавшего дерева. На стороне, обращенной к деревне, было вырублено несколько фигур. Я отправился из деревни по тропинке. Быстрые реки текут в каждом ущелье. Машина проносилась по возвышенности. В безмолвии погас звенящий зной. Кто-то пробежал по главной аллее. Вошел молодой кондуктор в белом кителе. Костер горит уже огромным пламенем. Поздно вечером проводил Павел гостей. В кабинете Татьяны Марковны стояло старинное, тоже окованное бронзой и украшенное резьбой бюро с зеркалом. Мы вышли с проселка, где ноги вязли в расползавшейся почве, на большое шоссе, ведущее из Ясс в Бухарест.
7. Итоги: - Над какими орфограммами мы сегодня работали?
- Что изучает морфология?
- Отличие самостоятельных частей речи от служебных?
8. Выставление оценок.
9. Домашнее задание: вспомнить сведения о существительном, прилагательном, местоимении, числительном; упр.
Указать часть речи каждого слова и распределить по группам.
Карточка.
Кавалерия, тут же, копаный, общенародный, слегка, несмотря на, посеян, насчет, мумия, перцовый, понимаю, янтарь, бесплодный, ветреник, вверх, Батюшки! Ох-ох, а, ведь.