Урок подготовки к написанию сжатого изложению в 9 классе
Урок подготовки к написанию сжатого изложению в 9 классе
Данная методическая разработка урока развития связной устной и письменной речи предназначена для применения в 9 общеобразовательном классе при подготовке к написанию сжатого изложения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок подготовки к написанию сжатого изложению в 9 классе»
Е.А.Антипова
Самостоятельная работа №2
Урок подготовки к написанию сжатого изложению в 9 классе.
Данная методическая разработка урока развития связной устной и письменной речи предназначена для применения в 9 общеобразовательном классе при подготовке к написанию сжатого изложения.
Уроки развития речи по написанию сжатого изложения являются достаточно сложными для восприятия учащихся. Ученики должны уметь определять тип и стиль текста; сжато излагать авторскую мысль, совершенствовать изложение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки; уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями.
Большое внимание на данном уроке уделено лингвистическому анализу текста. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ГИА в 9 классе. Каждый учитель знает, что совершенствование речи учащихся - кропотливая, каждодневная работа.
Урок построен с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Цель урока: Подготовиться к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста.
Задачи урока:
Образовательные:
•формировать структурированное восприятие и содержание текста,
Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок-практикум по теме: Подготовка к написанию сжатого изложения.
Цель нашего урока: подготовиться к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста, используя основные способы компрессии.
II. Работа с исходным текстом.
1. Первое чтение текста
Прости меня, мама
Мамы давно уже нет... А я всё ещё мысленно говорю: “Прости меня, мама...” Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. “Я понимаю, как ты занят!” Иногда раздражался по пустякам... “Я понимаю, как ты устал!” Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.
“Берегите матерей!” - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: “Берегите матерей так, как они берегут нас!” Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: “Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?
Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной “неразумности” материнских щедрот.
“В муках мы мать вспоминаем”, - писал Н.А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. “Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт...” - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. “Ах, если б навеки так было!”
Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно... Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама... (По А. Алексину, 284 слова)
2. Беседа по вопросам
- Этап определения темы текста: О чем текст? Как определить тему? Тема определяется различными способами: по началу текста, по ключевым словам, по ключевым эпизодам, по поступкам или размышлениям героев (автора), по заглавию текста.
- Этап определения идеи текста: С какой целью автор его написал? Какую мысль хотел выразить? Что нам помогает сформулировать идею? Общая тональность звучания текста, настроение, которое вызывает прочтение текста, отношение автора к событиям, героям, наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).
- Этап определения структуры текста: Назовите композиционные части текста. Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса. Композиция текста - построение текста. Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение. Тезис - положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
- Этап абзацного членения текста: Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего. Сколько больших интонационных пауз - столько в тексте абзацев. Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Что такое микротема? Микротема - содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью - абзац. Определите микротему каждого абзаца.
3. Определение микротем исходного текста (работа в группах)
4. Составление плана изложения.
1.Мамы давно уже нет... А я всё ещё мысленно говорю: “Прости меня, мама...”.
3.Естественной обязана быть наша готовность противостоять благородной “неразумности” материнских щедрот.
4.“В муках мы мать вспоминаем”.
5.Вовремя, при жизни их, должны мы сказать всё доброе и сделать для них всё доброе.
5. Работа над сжатием исходного текста.
А) Содержательная обработка исходного текста: умение извлекать главную информацию из текста (предметное и обобщенное умение).
Б) Языковая обработка исходного текста: умение лаконично передавать извлеченную информацию в письменной речи (предметное умение).
Задача сжатого изложения: Сжато, в обобщенной форме передать содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова; отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства выражения. Что требуется? Отбор важной информации, формулирование основных идей автора, сохранение авторской последовательности событий, передача характера действующих лиц и обстановки без искажений, выделение основных микротем, обобщение содержания исходного текста, использование разнообразных приемов компрессии.
6. Способы компрессии текста (приемы сжатия): исключение подробностей деталей (удаление), обобщение конкретных, единичных явлений (объединение), сочетание исключения и обобщения (замена).
•Удаление. Исключать можно: вводные слова, однородные члены предложения, повторы, однотипные примеры, риторические вопросы, восклицания, цитаты, детали, не влияющие на ход мыслей, пояснения, описания, рассуждения, слова-предложения, которые могут быть удалены без ущерба для текста.
•При исключении необходимо: выделить главные (ключевые) с точки зрения основной мысли текста слова, убрать подробности и детали, объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
•Объединение. Объединять можно: парцеллированные предложения, ряд предложений, связанных одной мыслью, части сложных предложений, конкретные единичные факты, события, явления. При объединении необходимо: найти в тексте мелкие единичные факты, выявить общее, объединить факты на основе общего, сформулировать оставшееся в предложения.
•Замена. Заменять можно: однородные предложения обобщающим словом, сложные предложения простыми, части предложения или ряд предложений общим понятием или выражением, прямую речь косвенной, часть текста одним предложением. При замене необходимо: найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, сформулировать данное предложение.
7. Самостоятельная работа групп
Текст .
I.Мамы давно уже нет... А я всё ещё мысленно говорю: “Прости меня, мама...”.Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы.А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час.“Я понимаю, как ты занят!” Иногда раздражался по пустякам... “Я понимаю, как ты устал!” Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. (119 слов)
Что применили?
1) Замена прямой речи.
2)Замена однородных членов предложения обобщающим словом.
3)Замена придаточного предложения.
4)Удаление вводных слов.
5)Замена ряда предложений одним выражением.
Что получилось?
Мамы давно уже нет...А я всё еще мысленно прошу у неё прощения. Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, хотел сказать много доброго, но нужных слов не нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины. Сейчас уже ничего не исправишь. Поздно. (80 слов)
Текст .
II. “Берегите матерей!” - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: “Берегите матерей так, как они берегут нас!” Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: “Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?” (61 слово)
Что применили?
1) Замена прямой речи.
2)Удаление повторов.
3)Замена ряда предложений одним выражением.
Что получилось?
Какой-то поэт призывал беречь матерей, а я бы добавил: “Надо их беречь, как они нас”. Это призыв красивый, но нереальный. Только мать способна на жертвы, мы же лишь бездумно принимаем жертвы матерей, не задумываясь, не отдаёт ли мать последнее, то, без чего не может выжить на земле человек. (37 слов)
Текст .
III. Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной “неразумности” материнских щедрот. (14 слов)
Что применили?
Замена ряда предложений одним выражением.
Что получилось?
Надо разумно и с благодарностью принимать материнские щедроты. (6 слов)
Текст .
IV. “В муках мы мать вспоминаем”, - писал Н.А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. “Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт...” - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. “Ах, если б навеки так было!” (29 слов)
Что применили?
Замена прямой речи другим выражением.
Что получилось?
Некрасов писал: “В муках мы мать вспоминаем”. Когда нам трудно, мы обращаемся к ней. И трудности отступают, потому что рядом мама. Но так было только тогда, когда она была жива... (25 слов)
Текст .
V. Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно... Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама! (28 слов)
Что применили?
Замена парцеллированного предложения.
Удаление уточняющего члена предложения.
Объединение структуры СП.
Что получилось?
То в реальности, то мысленно склоняюсь я над гранитной плитой. Как жаль, что я вовремя не сказал матери добрых слов, не сделал добрых дел... Прости меня, мама! (19 слов)
8. Результат компрессии исходного текста.
Мамы давно уже нет...А я всё еще мысленно прошу у неё прощения. Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, хотел сказать много доброго, но нужных слов не нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины. Сейчас уже ничего не исправишь. Поздно.
Какой-то поэт призывал беречь матерей, а я бы добавил: “Надо их беречь, как они нас”. Но это призыв красивый, но нереальный. Только мать способна на жертвы, мы же лишь бездумно принимаем жертвы матерей, не задумываясь, не отдаёт ли мать последнее, то, без чего не может выжить на земле человек.
Надо разумно и с благодарностью принимать материнские щедроты.
Некрасов писал: “В муках мы мать вспоминаем”. Когда нам трудно, мы обращаемся к ней. И трудности отступают, потому что рядом мама. Но так было только тогда, когда она была жива...
То в реальности, то мысленно склоняюсь я над гранитной плитой. Как жаль, что я вовремя не сказал матери добрых слов, не сделал добрых дел... Прости меня, мама! (167 слов, в исходном тексте - 284 слова).
9. Итоги работы над исходным текстом.
Таким образом, мы сумели передать основное содержание исходного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы; правильно применить не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение); сохранить смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.
(Возможно 2-ой урок).
10. Второе чтение текста
11. Написание изложения
Список используемой литературы и Интернет-источников
1.Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход / Е. С. Антонова. — М.: КноРус, 2008.
2.Дейнекина А.Д. Уроки русского языка: содержание и форма // Образование в современной школе. 2010, № 3, с.15-16.
3.Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме), М., “Экзамен”, 2012 .
4.Пахнова Т.М.г. Как подготовиться к сжатому изложению. Примеры упражнений, М., Просвещение, 2010.