Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку во 2 классе. Тема урока: Изменение имен существительных по числам.»
Урок русского языка во 2 классе
Тема урока: Изменение имен существительных по числам. Цель урока: - формировать умение изменять имена существительные по числам, определять число имен существительных. Обучающие задачи: - учить учащихся употреблять в речи имена существительные, классифицировать их; - изменять имена существительные по числам. Развивающие задачи: - способствовать развитию речи, внимания. Воспитательные задачи: - воспитывать в учащихся бережное отношение к природе. Оборудование: иллюстрации птиц и кормушки, раздаточный материал, карточки для создания кластера, карточки для работы в парах, группах.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
І.Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять –
Учитесь грамотно писать.
ІІ. Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний учащихся
1. Составление кластера
-Какую тему мы сейчас изучаем? Что мы знаем об имени существительном?
На доске составляется кластер «Имя существительное»
2.Каллиграфическая минутка -Прочитайте слова и отгадайте какую букву мы сегодня будем прописывать. Она есть во всех трёх словах и обозначает согласный, глухой, парный звук. Корзина, пролеска , кормушка. -Прописываем букву Кк, буквосочетания ка, ак, ко, ок -Чем похожи все эти слова между собой?
3. Орфографическая минутка
Объяснение написания каждого слова.
-Подберите проверочные слова
Пролески — чудесные растения, без которых трудно представить себе весенний сад. Ярко-синие цветы — как кусочки весеннего неба, упавшие на полянку или среди кустарников.
4.Словарная работа
-Какое из этих слов нельзя проверить? (Корзина)
Запись словарного слова в тетрадь
-Ребята, на улице уже весна
Гимнастика для пальчиков.
Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать.
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки.
Их попробуй, догони!
5.Фонетический разбор слова ручей
Характеристика слова «ручей» (по кластеру)
(Сущ., что?, неодуш., нариц., ед.число)
ІІІ. Изучение нового материала
Весна уже полноправно вступает в свои права. Очень много нового и интересного происходит в природе.
Какие изменения в природе вы замечаете?
(Потекли ручьи, оживают растения, солнце светит ярче и т.д.)
1.Работа с загадкой.
Кто приносит на хвосте Много разных новостей? Всем расскажет всё до срока Белобокая .....(сорока).
- Что вы о ней знаете? (Всеядная, длинный хвост, сорока – воровка, может издавать много звуков, с помощью которых она общается, обитает в нашем городе)
2. Творческое задание
- Сорока принесла на хвосте задание.
- На какие две группы можно разделить данные слова:
-Запишите в столбик только те слова, которые стоят в единственном числе. Образуйте от них существительные множественного числа.
Дерево – деревья
Роща – рощи
Молоко - …
Сахар - …
Дети приходят к выводу, что не от всех существительных такую форму можно образовать.
(Слово «молоко» так и останется словом «молоко», потому что нельзя сказать «молоки», «сахар» тоже не изменяется по числам.
-Дети, с чем мы сейчас столкнулись? Какой вывод можно сделать?
- То, что не все существительные могут изменяться по числам.
- Некоторые существительные будут стоять только во множественном числе, а некоторые только в единственном числе.
3.Сообщение темы, цели урока
Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, ставят цели
4.Физминутка
- Я буду называть имена существительные единственного и множественного числа. Если назову существительное в единственном числе, вы стоите на одной ноге, а если существительное во множественном числе – делаете прыжки на носочках.
2 конверт: вороны, воробьи, грачи, сани, пони, ворота
- Назовите пары.
Ворона – вороны
Воробей – воробьи
Грач – грачи
- Почему вы образовали такие пары?
3. Проблемный вопрос
- Какие слова остались без пары? Почему?
- Сделайте вывод. (Не все имена существительные изменяются по числам.)
- Запомните имена существительные, которые употребляются только в единственном числе и только во множественном.
ед. чмн. ч.
сало сани
мука пони
пшено ворота
4.Работа с деформированным предложением - Из слов составить предложение: ели сорока около длиннохвостая пролетела
Выполните задание:
- подчеркнуть главные члены предложения,
- указать части речи.
V. Домашнее задание
- Записать имена существительные, которые употребляются только во множественном числе, с двумя из них составить предложения.
VІ. Подведение итога урока. Рефлексия «Чемодан наших достижений»
- Завершается наш урок, думаю, будет полезно и интересно обменятся мнениями об участии в уроке.
На доске:
Тема:
Знал:
Узнал:
- Каждый из вас получил символический чемоданчик. Это чемоданчик наших успехов, достижений и открытий. Вам нужно его наполнить, чтобы увидеть какие умения и знания вы унесете с собой с урока. Организовывается выставка «Регистрация багажа» .