1 | Организационный момент (мотивация к учебной деятельности). Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел, что мудрец знает далеко не все.. зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках» Дорогие мои ребята, в «ваших руках», то есть от вас зависит результат урока. Мы постараемся сделать его интересным. Желаю всем удачи! 1-2 мин | Учащиеся настраиваются на позитивное начало урока. | Личностные - сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. |
2 | 2. Актуализация знаний. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» , выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Работа с текстом. Прочитайте стихотворение Т.Рик «Здравствуй, дядюшка Глагол!» Не мешайте мне мечтать! Чтоб мешок конфет достать, Развернуть, жевать, сосать, Чавкать, чмокать, уплетать, Долго-долго не глотать, Наслаждаться, смаковать. Мне не надо в рот смотреть! Совесть надобно иметь! Так могу я подавиться И на месте умереть! Найдите в тексте глаголы. - Распределите их по группам, обоснуйте свой ответ. - По каким признакам вы поделили слова на группы? - Чем похожи и чем различаются записанные вами слова? 4-5 мин |
Восприятие текста.
Работа в парах. Распределяют слова по группам. Отчет о проделанной работе.
Ученик с ОВЗ (ЗПР) получает карточку, в которой глаголы подчеркнуты, и списывает их. | Познавательные УУД. -уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД -умение слушать и понимать речь других |
3 | 3. Создание проблемной ситуации. Цель этапа: учить самостоятельно определять тему и цель урока, создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. Подберите к слову белый родственные слова ( работа в парах). Белеть, беленький, беловатый, белизна побелеть. - На какие группы мы можем разделить родственные слова - Назовите грамматические характеристики слов Белеет, побелеет, белел. ( работа в группах) - Можно ли отнести глагол Белеть к одной из этих групп? Обоснуйте свой ответ. - О какой части речи мы говорили? - Что вы уже знаете о глаголе? - Сформулируйте тему урока. - Можем мы назвать все грамматические признаки глагола «белеть»? - Чему мы должны научиться? Что нас может заинтересовать? - Какую цель поставим для работы? Попробуем сформулировать вместе. Запишите в тетради число, классная работа, тема урока «Неопределенная форма глагола» 4-5 мин | Учащиеся рассуждают, анализируют, делают вывод
Белеет – глагол, наст. времени. ед. ч. . 3л. Белел- глагол прош. вр., ед. ч., м. р. Побелеет – глагол будущего времени, ед.ч.. 3л.
Ребенок с ОВЗ работает по карточке «Помогай-ка» Белеет – часть речи __________, (прош., буд., наст.) ___________ времени, (ед. или мн.ч.) ____ (1,2 или 3) лица _____ . Белел- глагол (наст, буд., прош.) времени _____, ед.(или мн.) числа., (ж., с. или м.) рода, (1,2 или 3)лица ______ . Побелеет – глагол (наст, буд., прош.) времени _____, ед.(или мн.) числа., (ж., с. или м.) рода.___ (1,2 или 3)лица ______ .
Дети предлагают варианты, среди которых «Неопределенная форма глагола» Целеполагание. Отвечают на вопросы. Записывают в тетради число, классная работа, тему урока. | Коммуникативные УУД -уметь оформлять свои мысли в устной форме. - Осознанное выполнение заданий, прослеживание связи между целью и мотивом способствуют формированию личностных УУД Познавательные УУД: -общеучебные: структурирование знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; -логические: синтез, анализ, выбор оснований для сравнения. Регулятивные УУД - планирование своей деятельности - прогнозирование поиска информации Познавательные УУД - самостоятельное выделение цели Коммуникативные УУД - умение выражать свои мысли |
5 | «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) Цель этапа: обсуждение проекта решения учебной задачи и ее решение. Где можно найти интересующую нас информацию? Замените фразеологизм глаголом. При необходимости обратитесь к словарю. Проанализируйте вставленные слова. Подготовьте в парах сообщение, обоснуйте его. Почему эта форма называется неопределенной? Сделайте вывод. Карточка 1. Пускать пыль в глаза - … 2. Дать слово - … 3. Держать язык за зубами - …. Ребенок с ОВЗ получает карточку «Помогай-ка» Прочитай. Подчеркни слово, которым можно заменить данный фразеологизм. 1. Пускать пыль в глаза - … (врать, обещать, молчать). 2. Дать слово - … (врать, обещать, молчать). 3. Держать язык за зубами - ….(врать, обещать, молчать). Составим алгоритм определения глагола неопределённой формы 1 на какой вопрос отвечает 2 какой суффикс. Что можете сказать? Сделаем вывод. Как мы будем находить глаголы неопределённой формы? 7-8 мин | Обучающиеся предлагают найти информацию в словаре, учебнике, сети интернет. В карточке находят глаголы, проводят исследовательскую деятельность в парах, составляют алгоритм, делают вывод. Ребенок с ОВЗ работает с карточкой «Помогай-ка» У глаголов в неопределённой форме нельзя определить время, число и лицо | Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: -прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
6 | Первичное закрепление. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления, проговаривание нового знания. Упражнение № 135 с. 84 4 мин. | Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах) Учащиеся работают в группах. Выполняют задание с комментированием (проговариванием новые правила в громкой речи). Обсуждают. Задание. Читают текст учебника. Отвечают на вопросы по карточке. | Коммуникативные УУД: -сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации Познавательные УУД общеучебные: -поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение рассуждений, анализ, синтез. Регулятивные УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера логической цепи |
7 8. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Игра «Найди меня». Выписать глаголы неопределённой формы. Стеречь, печь, поджечь, высечь, врач, течь, прилечь Проверим работу наших групп. Узнаем, что хотели нам рассказать авторы учебника. Стр. 84, «Узелки на память» - На какие вопросы отвечают записанные слова? - Чем отличаются глаголы, отвечающие на вопрос что делать? от глаголов, отвечающих на вопрос что сделать? - Назовите суффиксы (7 мин) Включение новых знаний в систему знаний и повторение. Цель этапа: выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Игра «Наборщик» Работаем в парах. - Соберите слово из отдельных частей. 1 вариант Приставки: по-, вс-, при-. Корни: -порх-, -черн-, -сматр-. Суффиксы: -е-, -ну-, -ива-. Суффиксы н.ф.: -ть, -ть, -ть. 2 вариант Приставки: за-, под-, на-. Корни: -бел-, -сып-, -морг-. Суффиксы: -ну-, -а-, -е-. Суффиксы н.ф.: -ть, -ть, -ть. Подведем итог выполненной работы. - На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола? - Назовите суффиксы глаголов неопределенной формы. - Чем эта форма отличается от других глагольных форм? Запишем результаты наблюдений в таблицу. 5 мин | 1 ученик от группы рассказывает по своей карточке . Другие дополняют, оценивают, ответ. Находят отличия неопределённой формы глагола от других частей речи, называют вопросы неопределенной формы, выделяют суффиксы. Анализируют, сравнивают заполняют модель, делают вывод Дети работают в парах. У ребенка с ОВЗ карточка с заданием: Прочитай части слова и слова, которые имеют эти части. 3 вариант Приставки: по-, вс-, при-. Корни: -порх-, -черн-, -сматр-. Суффиксы: -е-, -ну-, -ива-. Суффиксы н.ф.: -ть, -ть, -ть. Разбери слова вспорхнуть, почернеть, присматривать по составу. Дети с помощью учителя составляют таблицу. Неопределенная форма | вопросы | суффиксы | нельзя определить | Что делать? | -ть | время | Что сделать? | -ти | лицо | | -чь | число | | Регулятивные УУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные УУД: общеучебные: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Познавательные УУД -моделирование - анализ и синтез |
9 | Рефлексия учебной деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса - Какую задачу ставили? - Удалось ее решить? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Где их можно применить? Оцени себя Урок (мне было) | Я на уроке | Итог моей работы | интересно | работал | все понял | скучно | отдыхал | узнал больше, чем знал | безразлично | работал и помогал другим | есть над чем поработать | - Какое настроение у вас после этого урока? Д/з: придумать вопросы по изученной теме; упр.136, стр. 84; выучить правило. Спасибо за работу! | Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке. | Регулятивные УУД. -оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) |