Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему «Правописание гласных О и А в чередующихся корнях –ГОР- / -ГАР-»»
Тема урока: «Правописание гласных О и Ав чередующихся корнях –ГОР- / -ГАР-»
Цели урока:
- обучающие: формирование навыка написания гласных О и А в корнях –ГОР-/-ГАР-;
- развивающие: развивать критическое мышление у обучающихся;
- воспитательные: воспитывать самостоятельность обучающихся при работе над новой темой, воспитывать интерес к богатству русского языка.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: дидактические материалы: карточки для групповой, индивидуальной работы, презентация, учебник.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
2.Актуализация имеющихся знаний.
Работа с карточками.
Распол..житься на опушке, прил…гать усилия, к…саться мяча рукой, нежное прик…сновение, комнатное р…стение, молодой р…сток, выр…щивать рассаду. Проверка выполненного задания.
- Поясните чередование в корнях –раст-, -ращ-, -рос-? От чего зависит написание той или иной гласной?
- В каких случаях в корнях –кос-, -кас- мы пишем о, а в каких а?
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы в словах, объясните условия выбора букв О-А .
Баскетбол.
Пол…жение серьезное, разрыв в очках р…стет. Тренер предл…гает минутный перерыв. Его указания к…саются всех. И вот уже игроки снова распол…гаются под щитом противника. Два-три к…сания, и мяч в кольце. Борьба разг…рается.
Слова, с какими орфограммами встретились в тексте? ( с гласными А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-,-РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-).
3. Определение темы и целей урока.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить? (Тема урока записывается на доске).
- Какие цели мы можем перед собой поставить? (учащиеся формулируют цели урока).
4. Изучение нового материала.
Учащимся предлагается проанализировать слова, выделив в них корни:
загореть загар
горелый огарок
Обращаю внимание ребят, что в одинаковых по произношению корнях в одном случае пишется О, в другом – А.
- Как вы думаете, с чем это связано? (учащиеся высказывают предположения).
Поставьте ударения в данных словах. Учащиеся сами делают вывод о том, что выбор букв О-А в корнях –ГОР-, -ГАР- зависит от ударения.
Предлагаю проверить правильность вывода: обращаемся к учебнику (читаем орфограмму №27).
Вернемся к тексту о баскетболе. Букву О или А необходимо написать в слове разг…рается?
5. Закрепление изученного материала.
1. Вставьте пропущенные буквы в слова, объясните условия выбора букв О и А в корнях –ГОР-, -ГАР-, отметьте словосочетания, имеющие переносное значение, составьте с одним из словосочетаний предложение: