kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку на тему "Местоимение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку на тему "Местоимение" с использованием современных образовательных технологий. Использованы также современные сервисы для мгновенной проверки знаний учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему "Местоимение"»

Тема: Местоимение. Обобщение.

Цели:

образовательные - обобщение и систематизирование знаний по теме «Местоимение»; расширение кругозора учащихся;

развивающие - активизация самостоятельной деятельности; развитие познавательной активности;

воспитательные - воспитание интереса к предмету, любви к родному языку.

Планируемые результаты:

личностные - интерес к учебной деятельности, позитивное отношение к себе и окружающим, повышение самооценки;

метапредметные – умение грамотно строить устное монологическое высказывание; умение сотрудничать с учителем и сверстниками в соответствии с условиями и задачами коммуникации;

предметные – знание грамматических признаков местоимения; распознают в тексте местоимение.

Тип урока: урок обобщения.

Основные понятия: местоимение, разряд

Оборудование: рабочие листы, компьютер, проектор и экран

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Психологический настрой

2 - 3 мин

Ученики входят в класс. Здравствуйте. Займите, пожалуйста, свои рабочие места!

Учитель предлагает у входа взять одну любую карточку и согласно выбранному цвету карточки занять свое рабочее за одним из столов.

Должно получится 5 групп по 5-6 человек.

Выбирают карточку и садятся за парты

Актуализация знаний

2 мин

Учитель включает запись: (20 сек.)

Я, ты, он, она, 
Вместе – целая страна, 
Вместе – дружная семья 
В слове “мы” – сто тысяч “я”! 
Большеглазых, озорных, чёрных, белых и льняных, 
Грустных и весёлых, в городах и сёлах. 

Учитель задает вопросы:

- О чем эта песня? (О дружбе людей, страны, мира)

- С каких частей речи начинается песня? (с местоимений)

- Какой разряд у этих местоимений? (личные местоимения)

-Как вы думаете, почему урок начинается именно этой песней? (сегодня мы будем говорить о местоимении)

Отвечают на вопросы:



- О чем эта песня? (О дружбе людей, страны, мира)

- С каких частей речи начинается песня? (с местоимений)

- Какой разряд у этих местоимений? (личные местоимения)

-Как вы думаете, почему урок начинается именно этой песней? (сегодня мы будем говорить о местоимении)

Формулировка темы и целей урока

2-3 мин

- Сформулируем тему урока:

Мы изучили весь материал о теме «Местоимение», какая тема урока будет сегодня?

Какие цели мы поставим для себя на уроке?



-Какое настроение чувствуется в песне? Как сегодня мы будем на уроке?

Формулируют тему урока: Обобщение изученного по теме: «Местоимение как часть речи».

Формулируют цели урока:

Повторить и обобщить полученные знания по теме: «Местоимение как часть речи».

Работать в команде.

Подготовиться к проверочной работе.

Настроение веселое, оптимистичное…Дружно, вместе, в коллективе, в группах.

Мотивация. Сообщение правил урока. Критериев оценивания.

3 мин

У каждого из вас на столе лежит рабочий лист с заданиями, которые мы должны выполнить.

Сначала ознакомьтесь с правилами работы в команде и распределите свои обязанности.

Ученики самостоятельно знакомятся с правилами.

1. Каждый может высказать свою версию решения;
2. Один говорит, а остальные слушают;
3. Каждая версия обсуждается в команде;
4. В команде согласуется общее решение;

Распределите свои обязанности в группе:

Модератор;

Художник-оформитель;

Хранитель времени;

Спикер

Также ознакомьтесь с критериями оценивания:

Принимал активное участие в работе команды, дал 3 правильных ответа на вопрос – «5»;

Принимал активное участие в работе команды, дал 2 правильных ответа на вопрос – «4»;

Принимал активное участие в работе команды, дал 1 правильный ответ на вопрос– «3»;

Не принимал участия в работе команды, не дал ни одного правильного ответа – «нет отметки».

Слушают, анализируют полученную информацию..

Получают листы оценивания.

Изучают листы оценивания, задают вопросы.

Слушают правила. Определяют свою роль в команде. Задают вопросы.


Практическая деятельность

10 мин.

1. Учитель дает задание: заполнить кластер по теме «Местоимение» . У каждой группы разные задания. Работа с учебником.

1. Дать общую характеристику местоимению как части речи.

2. Разряды местоимений

3. Неопределенные местоимения

4. Притяжательные местоимения

5. Определительные местоимения.

Презентация каждого кластера у доски.

2. Работа с текстом.

У каждой группы на столе лежат тексты художественных произведений.

Задание: ознакомиться с текстом (прочитать), выписать в рабочий лист все местоимения, определить разряд каждого местоимения. Сначала работаем самостоятельно, затем обсуждение, потом один из участников отвечает.

Работа в группах. Заполнение кластера с использованием теоретического материала. Презентация кластера у доски.









Работают с текстами, выписывают все местоимения, определяют разряд, выбирают отвечающего в своей группе.

Физкульт-минутка

2 мин

Игра. Ответ местоимение.

1. Кто сегодня опоздал? (Никто)

2. Какое задание тебя затруднило? (Никакое)

3. Чей ответ был плохим? ( Ничей)

4.Что исправить, если нет ошибок? ( Нечего)

5. Кого винить, если сам виноват? (Некого)

6. Чем хвалиться, если из рук всё валится? (Нечем)

Какие местоимения вы употребляли в своих ответах? (Отрицательные)

Какая орфограмма в этих местоимениях? (приставки не и ни)

Отчего зависит написание? (от ударения)


Шутке минутка. Какое местоимение можно считать самым хвастливым и скромным

одновременно? (Я)

Отвечают на вопросы С ПОМОЩЬЮ ЗЕЛЕНЫХ КАРТОЧЕК Правильные ответы вывешивают на доске.

Вспоминают отрицательные местоимения. Правописание приставок не и ни в этих местоимениях.

Выполнение тестового задания с использование Пликерс.

4-5 мин.

Работа с Пликерс.

Учитель предлагает выполнить тестовое задание при помощи сервиса «Пликерс»

Результаты своих ответов вы узнаете на следующем уроке. Или результаты на доске (если нет Интернета)

Ребята отвечают на вопросы теста с помощью специальных карточек.

Рефлексия. Оценивание.

2 мин.

Вернемся к целям и задачам, которые мы поставили в начале урока.

Цели:

Оценим свою деятельность на уроке. Обратимся к критериям и поставим себе оценки на рабочем листе

Повторили, обобщили, закрепили знания и умения по теме «Местоимение»

Самостоятельное оценивание.

Домашнее задание

1 мин.

Вариативное дом.задание

1. Выполнить упр. 495 с. 95

2. Составить текст на тему «Весна», используя местоимения.

3. Составить синквейн по теме «Местоимение»

Записывают д\з в дневники





























Приложение 1

Лист оценивания

Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 3 правильных ответа на вопрос – «5»;

Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 2 правильных ответа на вопрос – «4»;

Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 1 правильный ответ на вопрос – «3»;

Не принимал участия в работе команды, не дал ни одного правильного ответа – «нет отметки».

ФИ

«5»

«4»

«3»

нет отметки

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

Приложение 2

Приложение 3

1 раздел: «Личные местоимения»:

Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к личным? Как они изменяются?

 

1 лицо

Я Мы

по падежам

2 лицо

Ты Вы

по падежам

3 лицо

Он Она Они

по родам, числам и падежам

 


 

В

Им.п. ОН

Р.п. ЕГО

Д.п. ЕМУ

В.п. ЕГО

Т.п. ИМ

П.п. О НЁМ

опрос на 20 баллов: Просклоняйте по падежам местоимение 3 лица единственного числа мужского рода.

 


 

Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль личного местоимения 2 лица единственного числа в предложении: Я люблю тебя, мой друг! (дополнение)

Вопрос на 40 баллов: За какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? (За местоимение Я – ЗАЯЦ)

2 раздел: «Возвратное местоимение»:


 

Вопрос на 10 баллов: Какое местоимение относится к возвратному? Как оно изменяется?

(Возвратное местоимение СЕБЯ указывает на предмет, который является объектом своего собственного действия. Не имеет рода!!! Не имеет числа!!! Изменяется по падежам).

Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте возвратное местоимение СЕБЯ по падежам:

Им.п. -

Р.п. СЕБЯ

Д.п. СЕБЕ

В.п. СЕБЯ

Т.п. СОБОЙ

П.п. О СЕБЕ

Каким членом предложения и почему не может быть возвратное местоимение СЕБЯ?

(Подлежащим, т.к. не имеет формы Им.п.).

Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль возвратных местоимений в предложении:

Кто глубже сам в себя заглянет, собою хвастаться не станет. (В себя - обстоятельство, собою- дополнение)

Вопрос на 40 баллов: Объясните значение фразеологических оборотов:

Выйти из себя

Очень сердиться, приходить в состояние крайнего раздражения, негодования; терять самообладание, хладнокровие.

Найти себя

Правильно определив свои наклонности, своё призвание, проявлять их в своей жизни.

Прийти в себя

1. Выходить из полусонного состояния, из состояния дремоты; обретать способность адекватно воспринимать окружающее в спокойном эмоциональном состоянии. 2. Набираться сил, отдыхать после беспокойства, хлопот и т.п.

Уйти в себя

1. Быть поглощённым своими мыслями; углубляться в свои мысли, не замечая окружающего.  2. Становиться замкнутым, переставать общаться с людьми, избегать их. 

Себе на уме

Скрытный; расчётливый, хитрый; заботящийся только о собственной выгоде.

3 раздел: «Вопросительно-относительные местоимения»:


 

Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к вопросительно-относительным? Как отличить вопросительные местоимения от относительных? (кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

Во­про­си­тель­ные ме­сто­име­ния от­ли­ча­ют­ся от от­но­си­тель­ных сво­и­ми функ­ци­я­ми в речи. Во­про­си­тель­ные мы ис­поль­зу­ем, чтобы за­ме­нить в во­про­се то слово, ко­то­рое нам неиз­вест­но, а от­но­си­тель­ные ме­сто­име­ния мы ис­поль­зу­ем в слож­ном пред­ло­же­нии).

В

Им.п. СКОЛЬКО

Р.п. СКОЛЬКИХ

Д.п. СКОЛЬКИМ

В.п. СКОЛЬКО

Т.п. СКОЛЬКИМИ

П.п. О СКОЛЬКИХ

опрос на 20 баллов: Просклоняйте вопросительно-относительное местоимение СКОЛЬКО по падежам:

Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль местоимений в предложении:

Кто съел мою морковку? (Подлежащее. Вопросительное местоимение)

Я знаю, кто пришел. (Подлежащее. Относительное местоимение)

Вопрос на 40 баллов: Ответьте на вопросы, назовите вопросительные местоимения.

В каком городе России спрятались мужское имя и сторона света? 

Летели галки, сели на палки. Сядут по одной — галка лишняя, сядут по две — палка лишняя. Сколько было палок и сколько было галок? 

В каком слове «нет» употребляется 100 раз?

(Владивостоктри палки, четыре галкистонет)

4 раздел: «Неопределенные местоимения»:

Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к неопределенным? Назовите два способа образования слов при помощи которых образованы неопределенные местоимения?


 

Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте неопределенное местоимение КОЕ-ЧТО по падежам:

Когда в неопределенных местоимениях частица КОЕ пишется через дефис, а когда отдельно?

(Частицы кое-, -то, -либо, -нибудь у неопределенных местоимений пишутся через дефис. Если между частицей кое- и местоимением стоит предлог, все словосочетание пишется раздельно (в три слова).

 

Именительный

кое-что

Родительный

кое-чего

Дательный

кое-чему

 

 

 

Винительный

кое-что

Творительный

кое-чем

Предложный

кое о чём

 

 


 


 


 


 


 


 

Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль неопределенных местоимений в предложениях:

Вдруг раздались чьи-то шаги. (Определение)

Что-то прошелестело рядом, кто-то прошел невидимый. (Подлежащее)


 

Вопрос на 40 баллов: Отгадайте загадки, назовите неопределенные местоимения.

Кто-то проплакал всю ночь на лугу,
Сколько слезинок - я счесть не могу.

Некто взял книгу, в которой нашел толкование кое-какого слова. Как называется книга?

Если ты дашь его кому-нибудь, всё равно сам держать его должен.

(Дождьсловарьслово)


 

5 раздел: «Неопределенные местоимения»:

Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к отрицательным? Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка НИ, а когда НЕ?

Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

Под ударением пишется НЕ - НЕЧЕГО

Без ударения пишется НИ - НИЧЕГО

Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте отрицательное местоимение НЕКОГО по падежам:

Когда в отрицательных местоимениях частицы НЕ и НИ пишутся отдельно?

(

Им.п. -

Р.п. НЕКОГО

Д.п. НЕКОМУ

В.п. НЕКОГО

Т.п. НЕКЕМ

П.п. НЕ О КОМ

Если между частицами НЕ и НИ и местоимением стоит предлог, все словосочетание пишется раздельно (в три слова).

 


 


 

Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль отрицательных местоимений в предложениях:

Никто ничего не увидел. (Никто – подлежащее, ничего – дополнение)

Никакие доводы не убедили его. (Никакие – определение)


 

Вопрос на 40 баллов: Отгадайте загадки, назовите отрицательные местоимения.

Кудри в речку отпустила и о чем – то загрустила. А о чем она грустит, никому не говорит.

Никто меня не видит, а всякий слышит.

Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет.

Громко стучит, звонко кричит, а что говорит, никому не понять, мудрецам не узнать.

(Ива, эховетергром)


 


 

6 раздел: «Притяжательные местоимения»:


 

Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к притяжательным? Как отличить притяжательные местоимения его, её, их от личных местоимений его, её, их?

 

Мой, наш

Свой

Твой, ваш

Его, ее, их

Притяжательное местоимение:

 

1. Отвечает на вопросы чей? чьё? чья? чьи?

Его убийца хладнокровно

Навел удар… спасенья нет... (Убийца чей? — его.)

(М. Ю. Лермонтов)

2. В предложении является определением.

3. При добавлении предлога нет начального н:

Спросил его отца. — Спросил у его отца.


 


 

Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте притяжательное местоимение ТВОЙ по падежам. Составьте с этим местоимением сложное предложение.

 

Им.п. ТВОЙ

Р.п. ТВОЕГО

Д.п. ТВОЕМУ

В.п. ТВОЕГО

Т.п. ТВОИМ

П.п. О ТВОЕМ

Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль притяжательных местоимений в предложениях:

Я в твоих глазах увидел море, Полыхающее голубым огнем.

(С. А. Есенин) (Определение)

Грустен лик её туманный, Взор так тихо, сладко спит.

(М. Ю. Лермонтов) (Определение)


 

Вопрос на 40 баллов: Найдите в предложениях личные местоимения его, её, их и притяжательные местоимения его, её, их. Определите синтаксическую роль этих местоимений - омонимов:

Их (притяжательное, определение) слова могут задеть, их (личное, дополнение) же они просто забавляют.

Его (притяжательное, определение) неудачи расстраивали родителей, но не его.

Её (личное, дополнение) вкус изумляет всех, только не её саму.


 

7 раздел: «Притяжательные местоимения»:


 

Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к указательным?

Подберите однокоренные слова к слову указательные.

(тот, такой, этот, таков, столько. Указательные, указ, указка, указывать, указатель).


 

Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте указательное местоимение ТАКОЙ по падежам. Составьте с этим местоимение предложение с однородными членами.

 

Им.п. ТАКОЙ

Р.п. ТАКОГО

Д.п. ТАКОМУ

В.п. ТАКОГО

Т.п. ТАКИЕ

П.п. О ТАКОМ

 

Вопрос на 30 баллов: Найдите в предложениях указательные местоимения, определите их синтаксическую роль:

Моя школа находится за этим зданием. (Определение)

После стольких лет мы наконец-то встретились. (Определение)

Выход к озеру находится возле той дачи. (Определение)

Вопрос на 40 баллов: Объясните значение фразеологических оборотов:

За себя и за того парня

Разг. Шутл.-ирон. О вынужденной работе за других.

Это из другой оперы

Разг. Шутл. Не имеет прямого отношения к делу, к теме начатого разговора.

Оплатить той же монетой

Отвечать тем же самым – таким же поступком, отношением и т. д.

Встать не с той ноги

Разг. Быть в мрачном, плохом настроении, раздражённом состоянии.

8 раздел: «Относительные местоимения»:


 

В

САМ

САМЫЙ

ВЕСЬ

ВСЯКИЙ

ЛЮБОЙ

КАЖДЫЙ

ИНОЙ

опрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к определительным? Как изменяются определительные местоимения?

Определительные местоимения изменяются по родам, числам и падежам как прилагательные.

 

Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте определительные местоимения САМ И САМЫЙ по падежам.

 

Им.п.

сам

сáмый




Р.п.

самогó

сáмого

Д.п.

самомý

сáмому

В.п.

самогó

сáмый, сáмого

Т.п.

самúм

сáмым

П.п.

(о) самóм

(о) сáмом

Сравните формы косвенных падежей в 1-м и 2-м столбике. В чём отличие?

 

(В ударении).

Как называется наука, которая изучает правильное произношение слов?

(Орфоэпия).


 


 


 


 

Вопрос на 30 баллов: Найдите в предложениях определительные местоимения, определите их синтаксическую роль:

Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком. (Дополнение)

Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. (Определение)


 

Вопрос на 40 баллов: Объясните значение фразеологических оборотов:

Мчаться во весь дух

Разг. Очень быстро, с большой скоростью, стремительно

Смотреть во все глаза

Разг.  Быть очень внимательным, бдительным, настороже (ничего не упуская из вида). Часто употребляется как предупреждение, наставление.

Стараться изо всех сил

 Разг. Стараться всеми возможными средствами добиться чего-либо.

Идти на все

Разг.  Решаться на крайние меры или средства, добиваясь чего-либо, стремясь к чему-либо.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русскому языку на тему "Местоимение"

Автор: Соколова Елена Александровна

Дата: 19.05.2019

Номер свидетельства: 511123

Похожие файлы

object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Урок русского языка. Тема «Местоимение как часть речи. Личные местоимения». 4 класс."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_tema_mestoimenie_kak_chast_rechi_lichnye_mestoimeniia_4_kla"
    ["file_id"] => string(6) "505644"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1554141879"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Урок русского языка. Тема «Местоимение как часть речи. Личные местоимения». 4 класс."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_tema_mestoimenie_kak_chast_rechi_lichnye_mestoimeniia_4_k_1"
    ["file_id"] => string(6) "505647"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1554142527"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка. Тема: "Местоимение" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-miestoimieniie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "159743"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421942015"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок русского языка Тема урока: Глагол как часть речи."
    ["seo_title"] => string(50) "urokrusskoghoiazykatiemaurokaglagholkakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "276160"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452685713"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок русского языка Тема урока: Глагол как часть речи."
    ["seo_title"] => string(51) "urokrusskoghoiazykatiemaurokaglagholkakchastriechi1"
    ["file_id"] => string(6) "276162"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452685721"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства