kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку для 5 класса "Дефис в неопределённых местоимениях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является вторым по теме "Мнстоимение".Направлен на актуализацию  знаний о местоимении, расширение понятия " разряды местоимений", формирование умения определять синтаксическую роль местоимения в предложении, отработку  умения правильно писать неопределенные местоимения.

Просмотр содержимого документа
«дефис в местоимених»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе



Тема урок: «Дефис в неопределенных местоимениях».

Тип урока: открытие новых знаний

Цель деятельности учителя: Актуализировать и восстановить знания о местоимении, расширить понятие о разрядах местоимений, формировать умение определять синтаксическую роль местоимения в предложении, отрабатывать умение правильно писать неопределенные местоимения.

Планируемые результаты

Предметные:

знать правило написания сочетания окончания и постфикса в глаголах настоящего / будущего времени, суффикса инфинитива и постфикса, уметь применять алгоритм выбора верного написания.

Метапредметные:

знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений, орфограмму-пробел (местоимение с предлогом, дефис в местоимениях); уметь находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.

Личностные:

понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы, формы обучения: Поисковый, эвристический; фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд в соответствии с этапами урока

Основные понятия

Местоимение, разряды местоимений: личные, притяжательные, вопросительные, неопределенные.





Ход урока.

Мотивация к учебной деятельности

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка, и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку… (пять).

УЧИТЕЛЬ: Вспомните тему прошлого урока (местоимения как часть речи). С помощью сигнальных карточек проверим ваши знания о местоимениях. На слайде будет появляться утверждение ( предложение). Ваша задача - согласиться или не согласиться с этим утверждением. Если вы считаете, что в утверждение правильно, поднимаете__________карточку, если неправильное-_________________карточку.

1. Местоимение – служебная часть речи.

2. Местоимение обозначает предметы и признаки.

3. Местоимение не обозначает предметы и признаки, а указывает на них.

4. Все личные местоимения имеют род.

5. Притяжательные местоимения отвечают на вопрос «чей?» и изменяются как прилагательные.

6. Вопросительные местоимения – кто, что, какой, чей, когда, куда, где.

7. Неопределенные местоимения образуются от притяжательных.

8. Неопределенные местоимения образуются от вопросительных.

УЧИТЕЛЬ: прочитайте загадку и ответьте на вопросы (СЛАЙД) Можно ли понять, о ком и о чём здесь говорится? Почему? С помощью каких местоимений создалась ситуация неопределённости? Раскройте скобки. Достаточно ли у вас знаний? Сформулируйте тему урока. Исходя из темы урока, поставьте перед собой задачи.

НА СЛАЙДЕ: узнать о _______________________неопределённых местоимений.

Научиться _______________писать неопределённые местоимения.

Работа со слайдом. СДЕЛАТЬ ВЫВОД ВАМ ПОМОЖЕТ карточка.

ПЕРЕД РЕБЯТАМИ ДЕФОРМИРОВАННЫЙ ТЕКСТ.

Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частицы НЕ, которая превращается в приставку, пишутся слитно.

Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частиц то, либо, нибудь, кое, пишутся через дефис.

Если частица кое отделена от местоимения предлогом, то она пишется отдельно.

УЧИТЕЛЬ: Но сегодня на уроке мы уделим внимание орфограмме «Дефис в неопределённых местоимениях».

СЛАЙД.-РИФМОВКА

СЛАЙД. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Учитель: Мы с вами недавно работали со сказками А.С. Пушкина, когда изучали спряжение глаголов. Сегодня мы опять обратимся к творчеству великого русского писателя. Из примеров необходимо выписать неопределённое местоимение и рассказать о правописании.

Старший молвил: “Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто(?)то терем прибирал
Да хозяев поджидал.

………………………….. тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы ради,
Да нельзя, так, бога ради,
Помири нас как(?)нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.

Разве месяц, мой сосед,
Где(?)нибудь её да встретил
Или след её заметил”. 

УЧИТЕЛЬ: Из какой сказки взяты эти строки?

Где(?)то есть
Ель в лесу, под елью белка;

— Где(?)то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой…

Пригрожу сама я псу и кой(?)что тебе снесу.

УЧИТЕЛЬ: Из какой сказки взяты эти строки?

ЛИНГВОФИЗМИНУТКА. СЛАЙД.

УЧИТЕЛЬ: Как пишутся местоимения с предлогами? Проведём лингвофизминутку. Если слитно – приседания,  через дефис – наклоны вправо-влево, если раздельно – руки вверх.

Что-нибудь, кое с кем, некто, кое к кому, некоторый, кое-кому, чьи-нибудь, несколько, нечто, какой-либо, чего-то, кое о каком, кое-чему, кое из кого, кое с кем, чей-либо, с кем-нибудь.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой.СЛАЙД

Мини-тест.

  1. Какие неопределённые местоимения пишутся через дефис?

А) Местоимения с предлогами

Б) Местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое-



2. Всегда ли неопределенные местоимения пишутся через дефис?

А) Да, всегда

Б) Нет, не всегда, а только когда они употребляются без предлогов

В) Нет, местоимения с кое- пишутся раздельно, если они употребляются с предлогами

3. Все ли слова написаны правильно: кое-кто, что-нибудь, с кем-то, кое-с-кем, кое с чем, у кого-нибудь, чему-либо, к-кому-либо, кое у кого, у кого-то ?

А) Да

Б) Нет





Приложение

Карточка-подсказка

Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частицы НЕ, которая превращается в приставку, пишутся_________________________.

Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частиц то, либо, нибудь, кое, пишутся_____________________________________________________.

Если частица кое отделена от местоимения предлогом, то она пишется________________________________.



Карточка-подсказка

Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частицы НЕ, которая превращается в приставку, пишутся_________________________.

Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частиц то, либо, нибудь, кое, пишутся_____________________________________________________.

Если частица кое отделена от местоимения предлогом, то она пишется________________________________.



Карточка-подсказка

Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частицы НЕ, которая превращается в приставку, пишутся_________________________.

Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частиц то, либо, нибудь, кое, пишутся_____________________________________________________.

Если частица кое отделена от местоимения предлогом, то она пишется________________________________.











Мини-тест.

1. Какие неопределённые местоимения пишутся через дефис?

А) Местоимения с предлогами

Б) Местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое-

2. Всегда ли неопределенные местоимения пишутся через дефис?

А) Да, всегда

Б) Нет, не всегда, а только когда они употребляются без предлогов

В) Нет, местоимения с кое- пишутся раздельно, если они употребляются с предлогам

3. Все ли слова написаны правильно: кое-кто, что-нибудь, с кем-то, кое-с-кем, кое с чем, у кого-нибудь, чему-либо, к-кому-либо, кое у кого, у кого-то ?

А) Да

Б) Нет

Мини-тест.

1. Какие неопределённые местоимения пишутся через дефис?

А) Местоимения с предлогами

Б) Местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое-

2. Всегда ли неопределенные местоимения пишутся через дефис?

А) Да, всегда

Б) Нет, не всегда, а только когда они употребляются без предлогов

В) Нет, местоимения с кое- пишутся раздельно, если они употребляются с предлогам

3. Все ли слова написаны правильно: кое-кто, что-нибудь, с кем-то, кое-с-кем, кое с чем, у кого-нибудь, чему-либо, к-кому-либо, кое у кого, у кого-то ?

А) Да

Б) Нет



Просмотр содержимого презентации
«дефис в местоимених»

Дефис в местоимениях.

Дефис в местоимениях.

Определяем проблему урока Прочитайте загадку: (Не)кто шёл по дороге и нашёл (не)что. Часть найденного он отдал кому(то), а кое(что) бросил. Что у него осталось? Можно ли понять, о ком и о чём здесь говорится? Почему? С помощью каких местоимений создалась ситуация неопределённости? Раскройте скобки. Достаточно ли у вас знаний? Сформулируйте тему урока. Правописание неопределённых местоимений.

Определяем проблему урока

Прочитайте загадку:

(Не)кто шёл по дороге и нашёл (не)что.

Часть найденного он отдал кому(то),

а кое(что) бросил.

Что у него осталось?

Можно ли понять, о ком и о чём здесь говорится? Почему? С помощью каких местоимений создалась ситуация неопределённости? Раскройте скобки. Достаточно ли у вас знаний?

Сформулируйте тему урока.

Правописание неопределённых местоимений.

Цель урока :  узнать о ____________неопределённых местоимений;  научиться ________________писать неопределённые местоимения.

Цель урока : узнать о ____________неопределённых местоимений; научиться ________________писать неопределённые местоимения.

Открываем новые знания На какие вопросы, поставленные в начале урока, вы можете дать ответ? Какие есть неопределённые местоимения-существительные? Почему так называются? В чём их особенность (как образуются, как изменяются)? Как они пишутся? Проверьте себя, прочитав текст в рамке учебника перед рубрикой «Решаем проблему, открываем новые знания».

Открываем новые знания

На какие вопросы, поставленные в начале урока, вы можете дать ответ?

Какие есть неопределённые местоимения-существительные? Почему так называются?

В чём их особенность (как образуются,

как изменяются)? Как они пишутся?

Проверьте себя, прочитав текст в рамке учебника перед рубрикой «Решаем проблему, открываем новые знания».

Открываем новые знания Прочитайте слова.  некто кое-кто кое у кого  нечто что-то кое с кем  что-либо кое о чем  кто-нибудь Почему неопределённые местоимения записаны в три столбика? Установите закономерность и сформулируйте условия слитного, раздельного и дефисного написания .

Открываем новые знания

Прочитайте слова.

некто кое-кто кое у кого

нечто что-то кое с кем

что-либо кое о чем

кто-нибудь

Почему неопределённые местоимения записаны в три столбика?

Установите закономерность и сформулируйте условия слитного, раздельного и дефисного написания .

Запомним рифмовку: Кое, либо, то, нибудь  – дефис поставить не забудь.

Запомним рифмовку:

Кое, либо, то, нибудь

дефис поставить не забудь.

Старший молвил: “Что за диво!  Всё так чисто и красиво.  Кто(?)то терем прибирал  Да хозяев поджидал. ………………… .. тебя  Все мы любим, за себя  Взять тебя мы все бы рады,  Да нельзя, так, бога ради,  Помири нас как(?)нибудь:  Одному женою будь,  Прочим ласковой сестрою. Разве месяц, мой сосед,  Где(?)нибудь её да встретил  Или след её заметил”. 

Старший молвил: “Что за диво! Всё так чисто и красиво. Кто(?)то терем прибирал Да хозяев поджидал.

………………… .. тебя Все мы любим, за себя Взять тебя мы все бы рады, Да нельзя, так, бога ради, Помири нас как(?)нибудь: Одному женою будь, Прочим ласковой сестрою.

Разве месяц, мой сосед, Где(?)нибудь её да встретил Или след её заметил”. 

Где(?)то есть  Ель в лесу, под елью белка; — Где(?)то вздуется бурливо  Окиян, подымет вой,  Хлынет на берег пустой… Пригрожу сама я псу и кой(?)что тебе снесу.

Где(?)то есть Ель в лесу, под елью белка;

— Где(?)то вздуется бурливо Окиян, подымет вой, Хлынет на берег пустой…

Пригрожу сама я псу и кой(?)что тебе снесу.

Слитно  – приседания,  через дефис – наклоны вправо-влево, раздельно  – руки вверх.

Слитно  – приседания, 

через дефис – наклоны вправо-влево,

раздельно  – руки вверх.

1.Б 2.Б 3.Б

1.Б

2.Б

3.Б

§8, упр.138

§8, упр.138

Рефлексия Выберите правильные утверждения, запишите их номер в тетради. Местоимения, указывающие на неопределенное лицо или предмет, называются неопределенными. Местоимения некто, нечто изменяются по родам, числам и падежам. Неопределенные местоимения-существительные, образованные с помощью приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь, пишутся через дефис. Местоимения, указывающие на неопределённое лицо или предмет, называются неопределёнными. Местоимения ( не)кто, (не)что пишутся раздельно Неопределённые местоимения, образованные с помощью приставки кое- и суффиксов - то, -либо, -нибудь , пишутся через дефис. Проверьте себя 1, 3

Рефлексия

Выберите правильные утверждения, запишите их номер в тетради.

  • Местоимения, указывающие на неопределенное лицо или предмет, называются неопределенными.
  • Местоимения некто, нечто изменяются по родам, числам и падежам.
  • Неопределенные местоимения-существительные, образованные с помощью приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь, пишутся через дефис.
  • Местоимения, указывающие на неопределённое лицо или предмет, называются неопределёнными.
  • Местоимения ( не)кто, (не)что пишутся раздельно
  • Неопределённые местоимения, образованные с помощью приставки кое- и суффиксов - то, -либо, -нибудь , пишутся через дефис.

Проверьте себя

1, 3


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русскому языку для 5 класса "Дефис в неопределённых местоимениях"

Автор: Третьякова Татьяна Ивановна

Дата: 19.12.2016

Номер свидетельства: 371388

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Методическая разработка урока с использованием приёмов технологии РКМЧП "Неопределённые местоимения""
    ["seo_title"] => string(116) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-s-ispol-zovaniiem-priiomov-tiekhnologhii-rkmchp-nieopriedielionnyie-miestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "286357"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454330657"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Правописание неопределённых и отрицательных местоимений"
    ["seo_title"] => string(66) "pravopisaniie_nieopriedielionnykh_i_otritsatiel_nykh_miestoimienii"
    ["file_id"] => string(6) "410148"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492539906"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Урок по русскому языку для 5 класса "Дефис в неопределённых местоимениях""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_russkomu_iazyku_dlia_5_klassa_diefis_v_nieopriedielionnykh_miestoimienii"
    ["file_id"] => string(6) "371387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482162755"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства