Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Тема урок: «Дефис в неопределенных местоимениях».
Тип урока: открытие новых знаний
Цель деятельности учителя: Актуализировать и восстановить знания о местоимении, расширить понятие о разрядах местоимений, формировать умение определять синтаксическую роль местоимения в предложении, отрабатывать умение правильно писать неопределенные местоимения.
Планируемые результаты
Предметные:
знать правило написания сочетания окончания и постфикса в глаголах настоящего / будущего времени, суффикса инфинитива и постфикса, уметь применять алгоритм выбора верного написания.
Метапредметные:
знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений, орфограмму-пробел (местоимение с предлогом, дефис в местоимениях); уметь находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.
Личностные:
понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Методы, формы обучения: Поисковый, эвристический; фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд в соответствии с этапами урока
Основные понятия
Местоимение, разряды местоимений: личные, притяжательные, вопросительные, неопределенные.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка, и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку… (пять).
УЧИТЕЛЬ: Вспомните тему прошлого урока (местоимения как часть речи). С помощью сигнальных карточек проверим ваши знания о местоимениях. На слайде будет появляться утверждение ( предложение). Ваша задача - согласиться или не согласиться с этим утверждением. Если вы считаете, что в утверждение правильно, поднимаете__________карточку, если неправильное-_________________карточку.
1. Местоимение – служебная часть речи.
2. Местоимение обозначает предметы и признаки.
3. Местоимение не обозначает предметы и признаки, а указывает на них.
4. Все личные местоимения имеют род.
5. Притяжательные местоимения отвечают на вопрос «чей?» и изменяются как прилагательные.
6. Вопросительные местоимения – кто, что, какой, чей, когда, куда, где.
7. Неопределенные местоимения образуются от притяжательных.
8. Неопределенные местоимения образуются от вопросительных.
УЧИТЕЛЬ: прочитайте загадку и ответьте на вопросы (СЛАЙД) Можно ли понять, о ком и о чём здесь говорится? Почему? С помощью каких местоимений создалась ситуация неопределённости? Раскройте скобки. Достаточно ли у вас знаний? Сформулируйте тему урока. Исходя из темы урока, поставьте перед собой задачи.
НА СЛАЙДЕ: узнать о _______________________неопределённых местоимений.
Научиться _______________писать неопределённые местоимения.
Работа со слайдом. СДЕЛАТЬ ВЫВОД ВАМ ПОМОЖЕТ карточка.
ПЕРЕД РЕБЯТАМИ ДЕФОРМИРОВАННЫЙ ТЕКСТ.
Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частицы НЕ, которая превращается в приставку, пишутся слитно.
Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частиц то, либо, нибудь, кое, пишутся через дефис.
Если частица кое отделена от местоимения предлогом, то она пишется отдельно.
УЧИТЕЛЬ: Но сегодня на уроке мы уделим внимание орфограмме «Дефис в неопределённых местоимениях».
СЛАЙД.-РИФМОВКА
СЛАЙД. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Учитель: Мы с вами недавно работали со сказками А.С. Пушкина, когда изучали спряжение глаголов. Сегодня мы опять обратимся к творчеству великого русского писателя. Из примеров необходимо выписать неопределённое местоимение и рассказать о правописании.
Старший молвил: “Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто(?)то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
………………………….. тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы ради,
Да нельзя, так, бога ради,
Помири нас как(?)нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Разве месяц, мой сосед,
Где(?)нибудь её да встретил
Или след её заметил”.
УЧИТЕЛЬ: Из какой сказки взяты эти строки?
Где(?)то есть
Ель в лесу, под елью белка;
— Где(?)то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой…
Пригрожу сама я псу и кой(?)что тебе снесу.
УЧИТЕЛЬ: Из какой сказки взяты эти строки?
ЛИНГВОФИЗМИНУТКА. СЛАЙД.
УЧИТЕЛЬ: Как пишутся местоимения с предлогами? Проведём лингвофизминутку. Если слитно – приседания, через дефис – наклоны вправо-влево, если раздельно – руки вверх.
Что-нибудь, кое с кем, некто, кое к кому, некоторый, кое-кому, чьи-нибудь, несколько, нечто, какой-либо, чего-то, кое о каком, кое-чему, кое из кого, кое с кем, чей-либо, с кем-нибудь.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой.СЛАЙД
Мини-тест.
Какие неопределённые местоимения пишутся через дефис?
А) Местоимения с предлогами
Б) Местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое-
2. Всегда ли неопределенные местоимения пишутся через дефис?
А) Да, всегда
Б) Нет, не всегда, а только когда они употребляются без предлогов
В) Нет, местоимения с кое- пишутся раздельно, если они употребляются с предлогами
3. Все ли слова написаны правильно: кое-кто, что-нибудь, с кем-то, кое-с-кем, кое с чем, у кого-нибудь, чему-либо, к-кому-либо, кое у кого, у кого-то ?
А) Да
Б) Нет
Приложение
Карточка-подсказка
Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частицы НЕ, которая превращается в приставку, пишутся_________________________.
Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частиц то, либо, нибудь, кое, пишутся_____________________________________________________.
Если частица кое отделена от местоимения предлогом, то она пишется________________________________.
Карточка-подсказка
Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частицы НЕ, которая превращается в приставку, пишутся_________________________.
Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частиц то, либо, нибудь, кое, пишутся_____________________________________________________.
Если частица кое отделена от местоимения предлогом, то она пишется________________________________.
Карточка-подсказка
Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частицы НЕ, которая превращается в приставку, пишутся_________________________.
Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частиц то, либо, нибудь, кое, пишутся_____________________________________________________.
Если частица кое отделена от местоимения предлогом, то она пишется________________________________.
Мини-тест.
1. Какие неопределённые местоимения пишутся через дефис?
А) Местоимения с предлогами
Б) Местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое-
2. Всегда ли неопределенные местоимения пишутся через дефис?
А) Да, всегда
Б) Нет, не всегда, а только когда они употребляются без предлогов
В) Нет, местоимения с кое- пишутся раздельно, если они употребляются с предлогам
3. Все ли слова написаны правильно: кое-кто, что-нибудь, с кем-то, кое-с-кем, кое с чем, у кого-нибудь, чему-либо, к-кому-либо, кое у кого, у кого-то ?
А) Да
Б) Нет
Мини-тест.
1. Какие неопределённые местоимения пишутся через дефис?
А) Местоимения с предлогами
Б) Местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое-
2. Всегда ли неопределенные местоимения пишутся через дефис?
А) Да, всегда
Б) Нет, не всегда, а только когда они употребляются без предлогов
В) Нет, местоимения с кое- пишутся раздельно, если они употребляются с предлогам
3. Все ли слова написаны правильно: кое-кто, что-нибудь, с кем-то, кое-с-кем, кое с чем, у кого-нибудь, чему-либо, к-кому-либо, кое у кого, у кого-то ?
А) Да
Б) Нет