Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе по теме: «Собственные имена» в рамках ФГОС.
Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе по теме: «Собственные имена» в рамках ФГОС.
Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Собственные имена» в рамках ФГОС.
Предмет: русский язык
Класс: 1
УМК: «Гармония»
Базовый учебник Русский язык. 1 класс «К тайнам нашего языка». М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.
Тема урока: Собственные имена.
Цель урока: Создать условия для формирования образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных) через изучение темы: « Собственные имена»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе по теме: «Собственные имена» в рамках ФГОС.»
Новые технологии для новой школы.
Опыт внедрения ФГОС в начальной школе.
Учитель: Казаркина Татьяна СтепановнаМесто работы: МБОУ Большинская СОШ, Должность: учитель начальных классовСтаж работы: 17 лет, I квалификационная категория
Пояснительная записка
Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Собственные имена» в рамках ФГОС.
Предмет: русский язык Класс: 1 УМК: «Гармония»
Базовый учебник Русский язык. 1 класс «К тайнам нашего языка». М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.
Тема урока: Собственные имена.
Цель урока: Создать условия для формирования образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных) через изучение темы: « Собственные имена»
Задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою Родину, любви к родному краю, заботы о его природе;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками .
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);
- формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие речи, мышления, школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания ;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Тип урока: открытие новых знаний Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, в парах
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация урока, карточки с заданиями для работы в парах.
Краткая характеристика класса: в классе 12 человек.
Класс активный, дети принимают участие во всех школьных мероприятиях, у некоторых детей есть выраженные черты лидера.
У учеников обнаружились такие типы мышления, как теоретический, наглядно-образный, интуитивный. По степени усвоения учебного материала класс разноуровневый. Это связано с тем, что дети имеют различные умственные способности, различную дошкольную подготовку, различный контроль со стороны родителей. Дети с низкой успеваемостью нуждаются в индивидуальной работе, как со стороны родителей, так и со стороны учителя. Во многих семьях родители уделяют должное внимание и помощь своим детям.
На уроках дети активны, работоспособны, проявляют интерес к знаниям, хорошо воспринимают материал. В основном дети находятся в дружеских отношениях друг с другом. Учащиеся умеют работать совместно. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык.Учебная мотивация носит разнообразный характер. На уроках желательно развивать интерес детей к предметам, поощрять их самостоятельные занятия дома.
Назва-ние этапа
Форма работы
Содержание взаимодействия с учащимися
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный
Включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой на работу
«Я буду предельно внимателен на уроке». Поднимите на меня свои глазки, я посмотрю, все ли у вас в порядке? Все замечательно, давайте улыбнемся друг другу. А зачем вы ходите в школу? Что даёт вам урок? А как получить новые знания и умения на уроке, что для этого нужно делать? Давайте пройдём по ступенькам знаний к новым открытиям, проговаривая при этом наши действия на уроке.
Я желаю вам чтобы , наш урок был интересным и полезным. Ну, что начнем?
Мотивирует обучающихся к учебной деятельности, Контролирует готовность к уроку
Проявле-ние интереса. Эмоциональный настрой на урок.
-Регулятивные:
контроль
- Личностные:
самоопределение к деятельностиКоммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
-Ребята, сегодня утром я встретила почтальона. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон был очень удивлён, потому что на конверте была вот такая запись. Как вы считаете, чему удивился почтальон?
КУДА: г.москва,
ул. школьная, 8
КОМУ: петровой маше.
-Чего не знает автор письма?
-А кто помнит, над какой большой темой мы работаем сейчас на уроках русского языка?
-Что вы узнали по этой теме на прошлом уроке?(кластер)
-А пригодятся ли вам эти знания в жизни, или можно было бы обойтись без них?
-Давайте поможем автору письма и исправим ошибки в словах, которые изучали на прошлом уроке.( А именно: ( показываю кластер) именах и фамилиях).
Организует повторение знаний, закрепление умений. Определяет типичные недостатки.
Демонст-рируют знания, умения
-Познавательные:
постановка и решение проблемы;
- Регулятивные:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
- Личностные:
развитие учебно-познавательных мотивации.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Целеполагание
Выход на тему урока. Учебная дискуссия.
Ошибки ещё остались? Где? ( В названиях чего?)
- Предположите, какая будет сегодня тема урока. (Собственные имена)
-Чему будете учиться? ( В результате вы должны будете знать и уметь правильно писать изучаемые на уроке собственные имена).
-Давайте вернёмся к записи на конверте в конце урока и исправим оставшиеся ошибки.
Ф.М. -Ребята,сейчас мы поиграем с вами в интересную игру. Я буду называть слова. Если это имя собственное, то присядьте, если какое-то другое слово – поднимите руки вверх. Будьте внимательны: Мама, Елена, собака, воробей, Мурка, окунь, Маршак, столица.
-Я вижу, в последнем слове у вас возникли сомнения. Кто из вас может объяснить,как пишется слово столица?
-Проверим ваши предположения. Для этого воспользуемся учебником. Откройте учебники на стр 20, упр.29.
-Давайте хором прочитаем задание к упр.(Ты знаешь, как называется столица нашей страны?)-ответы.
-Как зовут мальчика, который учится с нами?(Антон)
-Прочитайте самостоятельно. КАКОЙ ОН ВАМ ЗАДАЁТ ВОПРОС?(А что такое столица?)- кто может ответить Антону?(ответы)
-Проверьте своё предположение. Прочитайте 1-е задание к упражнению.
-А что это за книжечка изображена слева от задания? На какой странице найдём нужное слово?Откройте стр 133, найдите слово столица, прочитайте, что оно обозначает. Кто помнит, как называется такой словарь? Почему? На стр132 на 3-ей строчке заголовка прочтите его название. В учебнике авторы привели объяснение всего нескольких слов, но вы должны помнить, что существует большой толковый словарь, в котором собрано огромное количество слов и объяснено их значение. Кроме толкового ,существует орфографический словарь, в котором показано правильное написание слов. Некоторые слова из него авторы вам тоже показали на страницах учебника.
-Вернитесь на стр 133 к объяснению слова столица. Прочитайте слова в скобках.
Давайте попробуем найти эти слова в другом словаре- орфографическом- на стр137.Этот словарь учит написанию слов. Какие опасные места в них встретились?
(Вывешиваю их на доску.)НЕ забывайте о нашей любимой игре «Самый внимательный». Напомните её правила.
А теперь ещё раз внимательно посмотрите на 2 новых слова, постарайтесь запомнить. Представьте себя фотографами, встаньте и сфотографируйте их несколько раз, так чтобы отложились в памяти.
-Прочитайте 2-ое задание к упр.29.(С какой буквы написаны названия страны, города? Почему так?)
Упр 30.((читаю я)Проверь свою догадку. Тебе помогут сведения в рамке)
Сведения читаем хором.
-Подтвердилось… предположение? А теперь закройте закладочкой новые сведения, и попробуйте их повторить. –Какие же ещё слова относятся к собственным именам?
КЛАСТЕР(добавляю)
-Ребята, посмотрите, у нас остался ещё один знак вопроса. Уберите закладочки и найдите то, что пропустили. Что не перечислили?(Всё перечислили). Выходит один вопросительный знак лишний? А может авторы не всё написали?
Создает проблемную ситуацию. Побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в парах. Побуждает к анализу собственных действий.
Анализиру-ют проблемную ситуацию, ищут решение, выдвига-ют и проверя-ют гипотезу.
Выполняют упражнение
- Познавательные:
формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.
- Личностные:
выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
Формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- Регулятивные:
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
Первич-ное закрепление нового материа-ла
Практическая работа. Коллективная работа (фронтально)
-Прочитайте самостоятельно 1-ое задание к упр 30 и расскажите что нужно сделать.
-Какие вы знаете опасные места при написании предложения?(перечисляют) -Посмотрите на слова предложения. Ничего не заметили?(Слово из словаря)
-Встретилось здесь собственное имя? Что оно обозначает? С какой буквы будем писать? Слово столица тоже написано с большой буквы. Это тоже собственное имя? А почему с большой буквы?
-Какие опасные места бывают в словах? Какие из них встречаются в словах нашего предложения? Как их узнать?
-Спишите предложение, отмечая безударные гласные. (Помним, что для этого нужно поставить ударение).
-Проверим .(комментирование).
-Хотите себя почувствовать учителем? Возьмите зелёные ручки. Оцените красоту и аккуратность записи слова Москва. Над самыми красивыми буквами поставьте знак +; над теми, которые не удались, поставьте -. Неудачные буквы по три раза запишите на следующей строке. При проверке ваших тетрадей я тоже оценю знаками + и – красоту ваших букв в этом слове, и вы сможете сравнить совпала ли ваша оценка с моей.
-Прочитайте задание к упр.31.(Выпиши из предложения собственное имя. После него в скобках укажи, что им названо)
- Что значит выпиши? -Какое здесь собственное имя? -Что напишем в скобках? –С какой буквы напишем слово страна? Почему?
-Проверьте свою запись. Посмотрите на слова предложения. Ничего не заметили?(Слово из словаря)
Главный город России - Москва. Возглавляет нашу страну президент – В.В. Путин. Страна – это прежде всего люди! Россия – наш общий дом»
Ф.м. я ты он она. (Выполнение упражгнений под песню группы Непоседы «Я, ты, он, она»)
- Чему же мы учимся сегодня на уроке? Давайте вернёмся к письму. Сможем ли исправить оставшиеся ошибки? Молодцы, теперь письмо оформлено грамотно и найдёт своего адресата в городе Москве.
-Ребята, а это какой город? Или это не город? Вы случайно не знаете что это за место?(конечно,это наше родное село, деревня)
Прочитайте задание к упр 31.(Если хочешь, допиши название того места , где живёшь). Я предлагаю изменить задание и не дописать, а выбрать правильно написанное название нашего села.
-Как же пишутся названия сёл, деревень?
Организует практическую работу. Организует проговарива-ние нового знания и способа действия.
Работают по алгоритму, излагают, объясняют учебный материал.
- Регулятивные:
Умение организовать учебную деятельность, составлять алгоритм действий.
- Личностные:
формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе. Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем.
- Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;
- Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Вторич-ное закрепление Самостоятельная работа
Выполнение упражнений знаний и умений во взаимосвязи с уже известными знаниями и умениями, способами действий. Практическая индивидуальная работа. Действие по обобщению: - анализ признаков объекта;
-Я предлагаю вам поработать в парах. Для этого возьмите листочки. Прочитайте хором слова, которые там написаны. Задание следующее: подчеркните собственные имена и выберите в них нужную букву. Ненужную зачеркните.
Проверьте. Кто выполнил работу без ошибок. У кого есть ошибки? Над чем будете работать? Умнички.
Организует ситуацию выбора в соответствии с возможностями, вариантность.
Использу-ет приобретенные знания в практи-ческой деятель-ности. Самооценка. Выявляют границы применимости нового знания и выполнения заданий,
- Познавательные:
умение использовать информациюи вычленять необходимую для решения учебной задачи.
.
- Личностные:
уточнение собственных возможностей
- Регулятивные:
формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
- выделение главных признаков;
- объединение признаков;
- оформление вывода.
Действия по оценке знаний умений и навыков.
Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу.
в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
изменения в процессе учения.
Подведение итогоа урока.
Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
Беседа
- Какую задачу ставили в начале урока?
- Удалось ли её решить?
- Что нового узнали на уроке?
- Где можно применить новые знания?
- Какие слова пишутся с большой буквы?
Перед вами 2 цветка: красеный и жёлтый. Если вы довольны своей работой, поднимите красный цветок, если не всё удалось- жёлтый. Над чем ещё нужно работать?
Ребята, посмотрите на фото. А вам наравится наша Большинка, её природа?
Как красиво , когда село утопает в зелени и цветах. И как страшно видеть обломанные на деревьях ветки, Вырванные с корнями и брошенные на дороге цветы, не убранный за собой мусор.Мы сами хозяева нашей природы и её красота зависит от нас. Вы хотите, чтобы Большинка стала краше? Я предлагаю каждому сейчас внести небольшой вклад в её красоту. Напишите на выбранном цветке своё имя( Как напишете?) , подойдите к доске и украсьте нашу любимую Большинку.
Надеюсь и на самом деле вы посадите не один цветок, ни одно дерево, будете только украшать нашу землю, беречь и любить её.
Под песню Ю.Антонова «Не рвите цветы» ребята подходят к доске и прикрепляют цветы на фото Большинки.
Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.
Анализирует деятельность.
- Регулятивные:
оценка своих достижений на уроке.
- Личностные:
самоопределение
- Познавательные:
Рефлексия мотивации, способов деятельности общения.
Самоанализ урока
Цель и задачи урока поставлены в полном объеме, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ усвоения новых знаний. Они направлены на формирование у учащихся общенаучных специальных умений и навыков, развитие их мыслительной и познавательной активности, воспитания личности школьника.
Поставленные на уроке цели достигались следующими способами:
использование мультимедийного проектора и компьютера и применение презентации;
отбором содержания и привлечения дополнительного справочного материала;
выбором типа урока;
выбором определенных форм работы (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная);
выбором методов обучения (создание проблемной ситуации; наглядный: иллюстративный и демонстрационный; практический: поиск информации с помощью справочного материала: толкового и орфографического словарей и применение полученных знаний на практике, работа в группах);
отбором и использованием средств обучения (дидактические карточки ).
Данный урок был направлен на формирование интереса к предмету, на формирование коммуникативных качеств учащихся, на развитие мыслительных способностей, памяти, внимания. На уроке ребята учились слушать товарищей, высказывать свои мысли, выполнять работу по заданиям, тренировали и закрепляли ранее приобретённые навыки работы, учились работать в группах.
Все этапы урока выдержаны. Отведенное время на все этапы урока были распределены рационально.Урок прошёл при высокой активности детей и быстром темпе работы. Также активность детей поддерживалась сменой видов деятельности, при этом учитывались интересы детей и их возрастные особенности.
Сделаны логические переходы между этапами урока.
Для создания положительного настроя на работу, снятия напряжённости - в начале урока проведена рефлексия.
На этапе актуализации знаний для закрепления изученного ранее материала была направлена работа по определению учащимися ошибок в письме. Мною использовался приём «Лови ошибку». Учащимся не составило труда вспомнить изученное на предыдущем уроке, а именно: какие слова относятся к собственным именам, и исправить допущенные в письме ошибки. Закреплялась изученная ранее орфограмма - заглавная буква в именах собственных и выделение видов имён собственных: фамилии, имени, отчества.
На мой взгляд, задания, выполняемые учащимися, создали условия для определения темы урока и постановки цели урока. Чтобы сменить вид деятельности, была предложена игровая форма работы в сочетании со здоровьесберегающей, направленная на закрепление предыдущего материала и подведение к новому. Цели данного этапа - повторение видов имён собственных (Ф.И.О. и кличек животных) и закрепление их правописания - были достигнуты.
Учащиеся сами сформулировали тему и цели урока.
Образовательная цель являлась стержневой на протяжении всего урока. Для решения этой цели учащиеся на этапе открытия нового знания проявили себя в умении находить информацию, анализировать её, рассуждать, отвечать на поставленные вопросы, используя полученную информацию; активно взаимодействовать с товарищами . В ходе работы с толковым словарём ученики познакомились со значением слова столица, а с орфографическим с правописанием словарных слов Россия и Москва; На этом же этапе проводилась самооценка красоты букв, каллиграфии .
При подведении итогов урока была дана оценка успешности достижения цели урока - смогли ответить на проблемный вопрос, намечена перспектива на будущие уроки.
Рефлексия была направлена на осознание учащимися результатов своей работы, прогнозирование дальнейшего использования полученных на уроке знаний и опыта, осознание своей значимости для природы родного края.
Одним из требований к современному уроку является использование компьютерных технологий. Думаю, что посредством наглядности достигается эффективность обучения, поэтому на уроке была использована презентация по теме « Собственные имена».
В целях закрепления изученного материала, развития интереса к истории своего села и своей было дано творческое домашнее задание: спросить у родителей происхождение названия реки в Большинке.
Я считаю, что поставленная мною цель (закрепление орфографических навыков - заглавная буква в названиях стран,городов, деревень,улиц ;) достигнута. Данный урок был проведен с использованием современных педагогических технологий, таких как: коммуникативная, здоровье-сберегающая, работа с информацией, проблемно-диалогическая, исследовательская и технология оценивания учебных успехов.