I | Мотивационный 1) Приветствие, эмоциональный настрой на урок. 2) Повторение изученного материала и подготовка к новому знанию. | -Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Встаньте со своих, подравняйтесь. Молодцы! Пожалуйста, садитесь. Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем хорошего настроения. -Записываем в тетради сегодняшнее число, «классная работа» , положите ручки на стол. - Сегодня на уроке мы с вами откроем ещё одну тайну русского языка, но для того чтобы подобрать ключ, нужно ответить на вопросы и выполнить несколько заданий. -Давайте с вами вспомним: -Чем человек пользуется для общения? -Чтобы речь была богатой, человек использует разные… Молодцы! Сейчас мы поиграем в игру, она называется «Узнай часть речи». -Она украшает нашу речь. -Называет предмет. -Помогает восстановить последовательность событий. -Прочитайте внимательно слова, написанные на доске: ты, почки, бегут, радостные, мы, ребята, змей, я, воздушный, птицы, яркое, края, летят, она, распускается, солнце, светит, цветы, он, цветут, тёплые, они, красивые. Задание: 1 ряд – выписать имена существительные, 2 ряд – выписать имена прилагательные, 3 ряд - выписать глаголы. - Все выполнили задание? Проверьте правильность задания по доске. Проверка: 1 ряд- имена существительные: почки, ребята, змей, птицы, края, солнце, цветы. 2 ряд- имена прилагательные: яркое, тёплые, красивые, воздушный, радостные. 3 ряд- глаголы: светит, летят, бегут, распускаются, цветут. -Все правильно выполнили задание? У кого-нибудь есть ошибки? -Все ли слова вы распределили группам? Почему? -Давайте попробуем определить тему сегодняшнего урока. -Верно!(открываю тему урока на доске «Что такое местоимение? -Какие задачи перед собой поставим? | Учащиеся здороваются с учителем и с одноклассниками. Показывают свою готовность к уроку. На данном этапе урока формируются коммуникативные УУД: Дети учатся слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Учащиеся записывают число в тетрадях. Учащиеся дают ответы. - Речью
- Части речи
- Имя прилагательное - Имя существительное - Глагол Учащиеся читают слова, написанные на доске. Выполняют задание в тетрадях. Учащиеся проверяют правильность выполненного ими задания. Формируются познавательные УУД: постановка проблем и их решения. Предполагаемые ответы учащихся: -Местоимение.
- Познакомиться с местоимением. -Узнать, какова роль местоимений в тексте; -Рассмотреть, как связаны между собой существительные и местоимения; |
II | Открытие нового знания | -Внимательно прочитайте текст, написанный на доске: Я вчера принёс домой котёнка. Котёнок любит играть с бантиком. Котёнок любит пить молоко. -Чего не хватает? Прочитаем текст в слух. (Спрашиваю хорошо читающего ученика). -Озаглавьте текст… -Хорошо! -Не заметили вы в тексте какой –либо недостаток? -Совершенно верно, молодцы!!! -Как можно исправить эту ошибку? -А какими словами, подходящими по смыслу, можно заменить слово – котёнок ? -Давайте исправим наш текст где надо. Пожалуйста, работаем. (вызываю ребёнка к доске.) -Зачеркни ненужные слова, сверху напиши что считаешь верным. -Давайте прочитаем, что у нас получилось. -Как вы думаете, справился он с заданием? -Садись. Давайте прочитаем слова, которые он вписал в текст. -Вместо какой части речи употребили мы эти слова? -Значит у нас получается, что есть такая группа слов, такая часть речи, которая употребляется вместо имени существительного. Какое она может иметь название? -Значит, наше слово- он- к какой части речи относится? -На какие вопросы отвечает имя существительное? А местоимение? -Что обозначает имя существительное? -А что обозначает слово - он- т.е. местоимение? | Развиваются регулятивные УУД: умение контролировать и корректировать запись. Читают текст. Отвечают на вопросы: -Заглавия. Ученик читает текст в слух для всего класса. -Котёнок. -Часто повторяется слово «Котёнок». -Заменить слово. -Он. Учащийся громко читает. Читают хором. -Вместо имени существительного. -Местоимение -К местоимению. -Кто? -Предмет. -Указывает на предмет, но не называет его. |
III | Проверка степени усвоения материала. Закрепление нового знания. | -С помощью местоимений ответьте на следующие вопросы: -Как бы вы сказали про себя? -Как бы вы обратились к другу? -Как скажите, когда я и вы все вместе? -Как обратитесь к учителю? -Как бы вы сказали про друга? -А про подругу? -А про облако или яблоко? -Про группу детей? ( на доске получилась запись: Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Оно, Они- личные местоимения) -Прочитаем хором что у нас получилось. -Это надо знать! Запишите себе правило в тетрадь. -Так какой же вывод можно сделать? -Чем похожи существительное и местоимение? -Чем отличаются?
-Хорошо. Вы сделали свой вывод. | Учащиеся отвечают на вопросы: -Я. -Ты. -Мы. -Вы. -Он. -Она. -Оно. -Они. Формируются познавательные УУД: умение находить части в целом. Читают хором. Предполагаемый ответ: Я, Ты,Мы, Вы, Он, Она, Оно, Они- личные местоимения. Местоимение-это часть речи. Предполагаемый ответы: - Вопросы одинаковые - Существительное -называет предмет, а местоимение- указывает на предмет, но не называет его. |
V | Подведение итогов урока. | -Наш урок подходит к концу. Давайте повторим что мы сегодня узнали нового. -Вы сегодня хорошо поработали. Как вы оцениваете свою работу на уроке одним словом. | Учащиеся отвечают по одному, не повторяясь. Предполагаемые ответы: Местоимение-это часть речи. Отвечает на вопрос кто? Местоимение указывает на предмет, но не называет его. Я, Ты,Мы, Вы, Он, Она, Оно, Они- личные местоимения. Местоимением можно заменить существительное. Учащиеся оценивают свою работу на уроке. Формируются Ккоммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других. Строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения. |
VI | Домашнее задание. | Д/З. стр. 101. Упр.173.
Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если он, и я, и ты - Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет красоты, и не будет доброты, Если только я и ты - Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин) Задание: -Определите главную мысль стихотворения. -Спешите первое предложение. Проверьте себя. -Какой частью речи являются выделенные слова? Для чего их использовал автор? -Каких местоимений в стихотворении нет? | Обучающиеся записываю домашнее задание. Формируются коммуникативные УУД: умение слушать других. |