kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему: " Типы связи слов в словосочетании"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 8 классе. Конспекит урока подготовлен по учебнику Русский язык 8 класс. Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой и др. М:2018 г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: " Типы связи слов в словосочетании"»

Конспект открытого урока

Дата: 16 октября 2019года___________________________

ФИО: Верещако Полина Николаевна

Место работы: МБОУ Стародубская средняя общеобразовательная школа №2

Предмет, класс: русский язык, 8 класс

Тип урока: урок закрепления полученных знаний

Тема урока: Типы связи слов в словосочетании

Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании, учить выполнять синтаксический разбор словосочетаний.

Задачи урока:

  • Образовательные:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

3) закрепление навыков правописания;

  1. обучение умению связно излагать свои мысли.

  • Развивающие:

1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

2) развитие познавательной самостоятельности;

3) овладение нормами литературного языка.

  • Воспитательные:

    1. воспитание ответственности за качество своих знаний;

    2. Воспитание любви к родному русскому языку

    3. Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

УУД:

  • Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

  • Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

  • Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;

  • Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Технологии урока:

  1. Технология здоровьесбережения.

  2. Технология коллективного обучения.

  3. Технология дифференцированного обучения.

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий из открытого банка ОГЭ, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, разминка «Веришь ли ты…», алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.

Оборудование: « листы настроений», раздаточный материал, маршрутные листы, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, отпечатанный тест, компьютерная презентация.

  1. Русский язык: Учеб. для 8 класса общеобразовательных учреждений Л.М. Рыбченковой

Ход урока

Язык неистощим в соединении слов.

А.С. Пушкин.

  1. Организационный момент.

  1. Психологический настрой.

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости!

Я рада видеть Вас в нашем классе.



                     

Дети, доброе утро!


Прозвенел звонок весёлый-

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Ребята, у вас на партах лежат "листы настроений». На каждом листе записаны слова. Найдите, пожалуйста, в списке слово, которое подходит к вашему сегодняшнему настроению и объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное, ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

Ученик: Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.

Ученик: А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.

Ученик: А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.

Ученик: Моё настроение приподнятое. Я люблю урок русского языка.

Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глаза. Знаю, что вы готовы к работе, что не боитесь никаких трудностей. Это настроение передаётся мне, так как мы вместе преодолеем все препятствия. Удачи нам!


  1. Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.

Учитель: Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Ученики: Соединение слов – это есть словосочетание.

Учитель: Подберите синоним к слову «соединение»

Ученики: Сочетание слов. Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании, о наречных, глагольных, именных словосочетаниях, о видах словосочетаний.

Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы будем продолжать вести разговор о словосочетании.

Учитель: А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?

Ученики: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое синтаксис, словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

Итак, обобщим имеющиеся знания.

    1. Индивидуальная работа.

Учитель: Ребята, у каждого из вас на столе лежит «Маршрутный лист». Запишите в нем все, что знаете о словосочетаниях.

    1. Работа в паре.

Учитель: Сейчас мы поработаем в паре. Задание: Обсудите с товарищем по парте все, что записали.

    1. Проверка работы с одновременным заполнением кластера. Работа у доски.

Учитель: Коллективная работа. Каждая пара по очереди заполняет по одному пропуску в схеме-кластере и объясняет свой выбор.

Ученики:

1.Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучаются словосочетания и предложение, а также связи и отношения между ними.

2. Предложение – основная единица синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию.

3. Словосочетание – это соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

4. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

5. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

6. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание

(Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждого ученика: синтаксис, словосочетание, предложение, главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

1. Работа по индивидуальным карточкам (4 человека)

2. Работа в парах.

Учитель: Определите вид словосочетания по главному слову. Объясните алгоритм работы.

1) серебряное кольцо

2)первая группа

3)наш коллектив

4)развивать способности

5)проявить заботу

6)настоять на своём

7) неожиданно встретил

8)бесконечно счастливый

9)мы бежим

10)около реки

11)быстро и незаметно

12)сломя голову

13)улетают птицы


Ученики: В первом и во втором, третьем словосочетаниях главное слово – имя существительное. Это именные словосочетания. В четвертом, пятом и шестом главное слово глагол. Это словосочетания глагольные. В седьмом и восьмом словосочетаниях главное слово наречие. Эти словосочетания объединяет слово «наречие», это наречные словосочетания. Сочетания слов под № 9,10,11,12,13 словосочетаниями не являются.

Физкультминутка.

3). Самостоятельная работа. Определите грамматическое значение словосочетаний.

1) приближающая буря (согл.)

2) превосходный результат (согл.)

3) увидел привидение ( управ.)

4) нежно прикасаться ( прим.)

5)очень небрежно (прим.)

6) второе приглашение (согл.)

7) прибежать к тебе ( упр.)


  1. Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения.


Порядок синтаксического разбора словосочетания ( слайд)

1.Вычлененить словосочетание из предложения.

2. Указать главное и зависимое слова.

3. Определить, какими частями речи выражены главное и зависимое слова и какими средствами связи соединены.

4. Определить вид словосочетания по главному слову.

5. Указать тип подчинительной связи ( согласование, управление, примыкание).


Работа с учебником. Знакомство с порядком письменного разбора словосочетания. (стр. 42)

Первичное закрепление. Работа с текстом. ( упр.60 )


Закрепление материала.

      1. Разминка «Веришь ли ты?»

Учитель: Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите зеленую карточку, если неверное – желтую.

Веришь ли ты, что…

Учитель: Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.

Ученики: Да.

Учитель: Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание?

Ученики: Нет, это согласование.

Учитель: Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?

Ученики: Да.

Учитель: Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.

Ученики: Да.

Учитель: Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием?

Ученики: Да.

Учитель: Верите ли вы, что сочетание «Вода журчит» - управление.

Ученики: Нет, грамматическая основа предложения.

Учитель: Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?

Ученики: Да.

V. Итог урока.

1. Беседа. Алгоритмизация.

Учитель: Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании?

Ученики:

1.Поставить вопрос, таким образом найти главное и зависимое слово.

2.Определить, чем выражены главное и зависимое слова.

Учитель: На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?

Ученики: По характеру главного слова словосочетания делятся именные, глагольные и наречные .

VI. Дифференцированное творческое домашнее задание: рассмотрите картину В.М.Васнецова . Для слабых учащихся – задание: составить по рисунку словосочетания и определить их виды.

Для остальных учащихся – задание: по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.

VII. Оценка деятельности учащихся с учетом маршрутных листов учащихся.

VIII. Рефлексия урока.

Ребята, закончился урок, снова попрошу вас из "Словарика настроений-смайлики" выбрать прилагательное, которое характеризует ваше настроение, объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное, ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

Ученики: У меня настроение приподнятое: все получилось, урок прошел интересно.

Ученики: А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, и у меня все получилось.

Ученики: У меня настроение веселое: я получила «5».

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, что значит быть счастливым человеком?

Ученики: Для меня счастье, быть умным и образованным.

Учитель: Быть счастливым – значит быть умным и образованным, поэтому учитесь и будьте счастливы.

Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь,
Говорю я: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»


Домашнее задание:

Рассмотрите одну картину В.М.Васнецова . Задание: составить по рисунку словосочетания и определить их виды.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок на тему: " Типы связи слов в словосочетании"

Автор: Верещако Полина Николаевна

Дата: 06.11.2020

Номер свидетельства: 562651

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока русского языка  по теме "Типы связи слов в словосочетании" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-tipy-sviazi-slov-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "172946"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423903932"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Типы связи слов в словосочетании "
    ["seo_title"] => string(35) "tipy-sviazi-slov-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "176404"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424415104"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Типы связи слов в совосочетании" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-tipy-sviazi-slov-v-sovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "130128"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415820118"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) ""Связь слов в словосочетании""
    ["seo_title"] => string(31) "sviaz-slov-v-slovosochietanii-1"
    ["file_id"] => string(6) "273435"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452229163"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) ""Связь слов в словосочетании""
    ["seo_title"] => string(31) "sviaz-slov-v-slovosochietanii-2"
    ["file_id"] => string(6) "273436"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452229170"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства