kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Типы связи слов в словосочетании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока русского языка в 8-м классе по теме «Типы связи слов в словосочетании».

Тема урока: Типы связи слов в словосочетании.

Класс: 8.

Предмет: русский язык.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели:

Образовательные:

  • распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;
  • выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания;
  • группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;
  • анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.

Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию интереса к русскому языку;
  • воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;
  • формировать навыки контроля и самоконтроля.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация PowerPoint

Оборудование для обучающихся: учебник для 8 класса «Русский язык» под редакцией С.Г. Бархударова и др. (Просвещение, 2011), карточки «АЛГОРИТМ», «Самостоятельная работа» (по вариантам).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»





Приложение 1



АЛГОРИТМ



Определяю тип ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ по зависимому слову:



1. Может ли изменяться зависимое слово?

ДА

НЕТ

2. Изменяется ли вместе с главным?



примыкание

ДА

НЕТ

Согласование

Управление

  • Проверяю…

Зависимое слово должно быть выражено полным прилагательным, полным причастием, числительным, местоимением, отвечающим на вопрос прилагательного

Зависимое слово должно быть выражено существительным , местоимением, отвечающим на вопрос существительного

Зависимое слово должно быть выражено наречием, деепричастием, начальной формой глагола, простой формой сравнительной степени прилагательного, несклоняемым существительным, притяжательным местоимением его, её, их


Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»





Приложение 2


Самостоятельная работа. Вариант 1.


  1. Отметьте «+» все словосочетания.


Москва и Париж


С каждым днем


Он капризничал


Постоянно заботиться


Благодаря маме


Стройная береза


Синий и красный


Поворот на площадь


Спустя рукава



  1. Отметьте «+», какой тип связи использован в словосочетании.



Согласование

Управление

Примыкание

В первую группу




Верить людям




Серый пиджак




Поздно ночью




Пятьдесят рублей




Двое детей





  1. Отметьте «+» синонимичные словосочетания.


Кожаные туфли, туфли из кожи


Воздух гор, горный воздух


Сельский житель, житель вне города


Идти по лесу, поход в лес
























Приложение 2(продолжение)


Самостоятельная работа. Вариант 2.


  1. Отметьте «+» все словосочетания.


Сесть в калошу


Ничуть не удивиться


В течение часа


Левый поворот


Петр и Анна


Умножить на два


Он стар


Уехать зимой


Милый и ласковый



  1. Отметьте «+», какой тип связи использован в словосочетании.



Согласование

Управление

Примыкание

Трех тетрадей




Четыре стола




Храбрый человек




Увеличить вдвое




Уехать в отпуск




В летнем саду





  1. Отметьте «+» синонимичные словосочетания


Повидло из яблок, яблочное повидло


Гигант леса, лесной гигант


Ночной холод, ночная прохлада


Оплата проезда, проездной документ



Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»





Приложение 3

Технологическая карта урока русского языка по теме «Типы связи слов в словосочетании»



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

  1. Организационный этап.

Вступительное слово учителя.

Подготовка класса к уроку.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Актуализация знаний.

Выявляет уровень знаний.

Индивидуальная работа. Парная работа. Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

  1. Постановка учебной задачи.

Активизирует знания обучающихся. Создает проблемную ситуацию.

Групповая работа. Ставят цели, формулируют тему урока.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели, формулирование проблемы.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации.

Парная работа. Изучают материал учебника. Определяют алгоритм достижения поставленных целей.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


  1. Первичное закрепление.

Устанавливает осознанность ситуации.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия: коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, освоение качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Инструктирует обучающихся по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневники. Выбирают задание.

Личностные: самоопределение.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.


Просмотр содержимого презентации
«Презентация »

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 8 классе Автор: Минаева Е.Н., учитель русского языка МБОУ СОШ № 19, Междуреченск

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 8 классе

Автор: Минаева Е.Н., учитель русского языка МБОУ СОШ № 19, Междуреченск

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ Что называется словосочетанием? Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

  • Что называется словосочетанием?

Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании.

Время на выполнение – 3 минуты.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

  • Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали.
  • Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.
  • Время на выполнение – 3 минуты.
Словосочетание – это два слова, соединенных между собой грамматически или по смыслу. В словосочетании одно слово является главным , другое – зависимым.  От главного слова к зависимому задается вопрос.  главное слово зависимое вопрос

Словосочетание – это два слова, соединенных между собой грамматически или по смыслу.

В словосочетании одно слово является главным , другое – зависимым.

От главного слова к зависимому задается вопрос.

главное слово зависимое

вопрос

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.  Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

  • Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.

Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.

  • Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?
Словосочетаниями не являются :  Грамматическая основа предложения Однородные члены предложения Служебная + самостоятельная часть речи Фразеологический оборот

Словосочетаниями не являются :

  • Грамматическая основа предложения
  • Однородные члены предложения
  • Служебная + самостоятельная часть речи
  • Фразеологический оборот

Групповая работа Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

Групповая работа

  • Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

РЕЗУЛЬТАТ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ По главному слову: Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок. Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар. По зависимому слову: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно

РЕЗУЛЬТАТ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

  • По главному слову:

Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок.

Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.

  • По зависимому слову:

Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок

Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар

Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно

Типы связи слов в словосочетании?   Изучив материал на страницах 36 – 37 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.

Типы связи слов в словосочетании?

Изучив материал на страницах 36 – 37 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.

Типы связей слов в словосочетании Согласование Главное слово и зависимое стоят в одинаковых  грамматических формах ( род, число, падеж) Это словосочетание типа «деревянный дом» Предмет + его признак Управление От главного слова к зависимому  задается вопрос косвенного падежа Дом из дерева, дорога к дому  Примыкание Главное слово и зависимое связаны ТОЛЬКО по смыслу. В роли зависимого слова чаще всего употребляются неизменяемые части речи или формы слов: деепричастие, наречие, инфинитив глагола,  простая сравнительная степень прилагательного, Быстро бежать, очень красивый

Типы связей слов в словосочетании

Согласование

Главное слово и зависимое стоят в одинаковых

грамматических формах ( род, число, падеж)

Это словосочетание типа «деревянный дом»

Предмет + его признак

Управление

От главного слова к зависимому

задается вопрос косвенного падежа

Дом из дерева, дорога к дому

Примыкание

Главное слово и зависимое связаны ТОЛЬКО по смыслу.

В роли зависимого слова чаще всего употребляются

неизменяемые части речи или формы слов:

деепричастие, наречие, инфинитив глагола,

простая сравнительная степень прилагательного,

Быстро бежать, очень красивый

АЛГОРИТМ

АЛГОРИТМ

  • Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому.
  • Определить часть речи зависимого слова.
  • Изменяется ли зависимое слово?
  • Если нет – примыкание.
  • Если да – изменить главное слово.
  • Изменяется зависимое слово?
  • Если да – согласование.
  • Если нет – управление.
Результат работы

Результат работы

  • Примыкание: Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно
  • Согласование: Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар
  • Управление: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

  • Пользуясь алгоритмом, распределите словосочетания по таблице.
  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html
Потренируемся … Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:  Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.

Потренируемся …

  • Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
  • Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.

  • согласование
Потренируемся …

Потренируемся …

  • Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
  • Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
  • управление
Потренируемся …

Потренируемся …

  • Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
  • Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
  • примыкание
Потренируемся …

Потренируемся …

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
  • Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
  • такая мама
Потренируемся …  Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Медленно опускаться на парашюте.

Потренируемся …

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
  • Медленно опускаться на парашюте.

  • медленно опускаться
Потренируемся …

Потренируемся …

  • Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
  • Для России такой путь заказан.
  • заказан для России
Самостоятельная работа Отметьте «+» все словосочетания. 1 вариант 2 вариант + + + + + + + +

Самостоятельная работа

  • Отметьте «+» все словосочетания.

1 вариант

2 вариант

+

+

+

+

+

+

+

+

Самостоятельная работа Отметьте «+», какой тип связи использован в словосочетании. Согласование + Управление Примыкание + + + + +

Самостоятельная работа

  • Отметьте «+», какой тип связи использован в словосочетании.

Согласование

+

Управление

Примыкание

+

+

+

+

+

Самостоятельная работа Отметьте «+» синонимичные словосочетания. 1 вариант + 2 вариант + + +

Самостоятельная работа

  • Отметьте «+» синонимичные словосочетания.

1 вариант

+

2 вариант

+

+

+

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Изучить § 7, выучив типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения. Выполнить задание на выбор: упражнение № 72. предварительно зарегистрировавшись на сайте, тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание В3. Способы подчинительной связи в словосочетании. Вариант 1. 11кл.» http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test142.xml упражнение № 72. предварительно зарегистрировавшись на сайте, тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание В3. Способы подчинительной связи в словосочетании. Вариант 1. 11кл.» http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test142.xml

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Изучить § 7, выучив типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения.
  • Выполнить задание на выбор:
  • упражнение № 72. предварительно зарегистрировавшись на сайте, тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание В3. Способы подчинительной связи в словосочетании. Вариант 1. 11кл.» http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test142.xml
  • упражнение № 72.
  • предварительно зарегистрировавшись на сайте, тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание В3. Способы подчинительной связи в словосочетании. Вариант 1. 11кл.» http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test142.xml

РЕФЛЕКСИЯ Сегодня я узнал… Было трудно… Было интересно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что…

РЕФЛЕКСИЯ

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Было интересно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…

  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…
СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Типы связи слов в словосочетании

Автор: Минаева Екатерина Николаевна

Дата: 20.02.2015

Номер свидетельства: 176404

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока русского языка  по теме "Типы связи слов в словосочетании" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-tipy-sviazi-slov-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "172946"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423903932"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Типы связи слов в совосочетании" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-tipy-sviazi-slov-v-sovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "130128"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415820118"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) ""Связь слов в словосочетании""
    ["seo_title"] => string(31) "sviaz-slov-v-slovosochietanii-1"
    ["file_id"] => string(6) "273435"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452229163"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) ""Связь слов в словосочетании""
    ["seo_title"] => string(31) "sviaz-slov-v-slovosochietanii-2"
    ["file_id"] => string(6) "273436"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452229170"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Урок русского языка в 4 классе.  Тема урока:«Связь слов в словосочетании. Управление». "
    ["seo_title"] => string(88) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-tiema-uroka-sviaz-slov-v-slovosochietanii-upravlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "224503"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438872986"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства