УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 8 классе
Автор: Минаева Е.Н., учитель русского языка МБОУ СОШ № 19, Междуреченск
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
- Что называется словосочетанием?
Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании.
Время на выполнение – 3 минуты.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
- Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали.
- Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.
- Время на выполнение – 3 минуты.
Словосочетание – это два слова, соединенных между собой грамматически или по смыслу.
В словосочетании одно слово является главным , другое – зависимым.
От главного слова к зависимому задается вопрос.
главное слово зависимое
вопрос
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
- Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.
Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.
- Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?
Словосочетаниями не являются :
- Грамматическая основа предложения
- Однородные члены предложения
- Служебная + самостоятельная часть речи
Групповая работа
- Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.
Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.
РЕЗУЛЬТАТ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок.
Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.
Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар
Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно
Типы связи слов в словосочетании?
Изучив материал на страницах 36 – 37 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.
Типы связей слов в словосочетании
Согласование
Главное слово и зависимое стоят в одинаковых
грамматических формах ( род, число, падеж)
Это словосочетание типа «деревянный дом»
Предмет + его признак
Управление
От главного слова к зависимому
задается вопрос косвенного падежа
Дом из дерева, дорога к дому
Примыкание
Главное слово и зависимое связаны ТОЛЬКО по смыслу.
В роли зависимого слова чаще всего употребляются
неизменяемые части речи или формы слов:
деепричастие, наречие, инфинитив глагола,
простая сравнительная степень прилагательного,
Быстро бежать, очень красивый
АЛГОРИТМ
- Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому.
- Определить часть речи зависимого слова.
- Изменяется ли зависимое слово?
- Если нет – примыкание.
- Если да – изменить главное слово.
- Изменяется зависимое слово?
- Если да – согласование.
- Если нет – управление.
Результат работы
- Примыкание: Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно
- Согласование: Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар
- Управление: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Пользуясь алгоритмом, распределите словосочетания по таблице.
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html
Потренируемся …
- Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
- Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
Потренируемся …
- Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
- Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
Потренируемся …
- Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
- Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
Потренируемся …
- Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
- Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
Потренируемся …
- Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
- Медленно опускаться на парашюте.
Потренируемся …
- Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
- Для России такой путь заказан.
Самостоятельная работа
- Отметьте «+» все словосочетания.
1 вариант
2 вариант
+
+
+
+
+
+
+
+
Самостоятельная работа
- Отметьте «+», какой тип связи использован в словосочетании.
Согласование
+
Управление
Примыкание
+
+
+
+
+
Самостоятельная работа
- Отметьте «+» синонимичные словосочетания.
1 вариант
+
2 вариант
+
+
+
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Изучить § 7, выучив типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения.
- Выполнить задание на выбор:
- упражнение № 72. предварительно зарегистрировавшись на сайте, тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание В3. Способы подчинительной связи в словосочетании. Вариант 1. 11кл.» http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test142.xml
- упражнение № 72.
- предварительно зарегистрировавшись на сайте, тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание В3. Способы подчинительной связи в словосочетании. Вариант 1. 11кл.» http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test142.xml
РЕФЛЕКСИЯ
- Сегодня я узнал…
- Было трудно…
- Было интересно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Я смог…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
СПАСИБО ЗА УРОК!