Просмотр содержимого документа
«Урок- игра " Знаю русский" для учащихся 5-6 классов»
Интеллектуальная игра - урок « Знаю русский» для учащихся 6 класса
Автор: Долгополова Ирина Валерьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №96 г. Екатеринбурга.
Цели урока:
Учебная: закрепление умений и навыков, полученных учащимися на уроках русского языка.
Развивающая: развитие творчества, логического мышления, речи, коммуникативных возможностей учащихся.
Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка, внимания к слову, чувства коллективизма.
Правила проведения урока: класс делится на 2 или 3 команды. Если команда отвечает неправильно, ход переходит к другой команде. Если ни одна из команд не дала правильного ответа, ведущий называет правильный ответ, за каждый правильный ответ -1 балл.
Оборудование: секундомер, таблички с названиями команд, карточки для некоторых заданий.
Этот урок проводился в рамках Предметной недели русского языка и литературы.
ХОД УРОКА
Представление команд (название, девиз).
1раунд. «История языка»
-Какая буква самая молодая в русском алфавите?
( В 1797году писатель Николай Михайлович Карамзин в своём сборнике стихов впервые использовал букву Ё, в 1997году ей исполнилось 200 лет, до этого времени произносили «пес», «мед».)
- Кто был создателем первого славянского алфавита? Назвать два имени.
( Кирилл и Мефодий в 9 веке нашей эры создали первый славянский алфавит, а пользоваться им стали в 10-11 веке).
-Кто составил « Толковый словарь живого великорусского языка?
(Над созданием своего словаря Владимир Иванович Даль работал 47 лет)
- Самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только «?» Что получил писатель в ответ, как вы думаете?
(!)
-Как называются в русском языке слова- близнецы, одинаково написанные , но не имеющие ничего общего по смыслу?
(омонимы)
- Что за часть речи описана в следующем предложении?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
(Имя прилагательное)
- С тех пор как люди изобрели письмо, они старались усовершенствовать его в двух направлениях: научиться писать, во- первых, красивее и, во- вторых, быстрее. Как называется искусство красивого письма?
(Каллиграфия)
-Задумывались ли Вы когда-нибудь, почему слова звучат именно так, а не иначе. Почему именно – «стол», «дом», «солнце»? Устанавливая историю слов, учёные, прежде всего, исследуют письменные памятники, то есть древние рукописи, документы, книги и различные надписи прошлых веков. Так мы узнаём, что означало когда-то то или иное слово. Как же называется наука, которая изучает происхождение слов?
(Этимология)
-Эти знаки появились значительно позже, чем была изобретена письменность. Без них люди прекрасно обходились если не тысячи , то сотни лет. Зато современный человек вынужден тратить годы на освоение этой премудрости. Что это за знаки?
(Знаки препинания)
-Как называются слова, которые совсем недавно появились в нашей речи?
(Неологизмы)
2 раунд. « В мире слов».
- В разговорном языке культурных людей , писателей и поэтов- от 15000 до 18000 слов. Великий Пушкин, располагавший словарём в 20000 слов, мог выражать самые тонкие душевные переживания. Какую же гамму человеческих чувств, настроений, мыслей может нарисовать народ, обладая несметным сокровищем в 200000слов! А сколько слов знаете вы? Придумайте, как можно больше слов, состоящих из 5 букв, начинающихся и заканчивающихся на букву К.
К
а
т
о
К
К
у
л
ё
К
К
у
с
о
К
К
о
н
ё
К
- Придумайте, как можно больше слов, состоящих из трёх букв.
( кот, мяч, сок, ток и т.д.)
3 раунд. « Шарады».
- Названия блюд нужно составить из всех букв, входящих в слова.
1. КРОТ+КАША =
2.БОБР+ РЕДУТ=
3.СУД+ТЕНЬ=
4.ТОСКА+ПАР+ШОВ=
(картошка, бутерброд, студень, простокваша)
-Из каждой пары слов остались только «голова» первого и «хвост» второго. Нужно догадаться, что должно стоять посередине.
-Вспомните, как можно больше фразеологических оборотов со словами : НОС, ГЛАЗ, УХО.
(НОС - задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, остаться с носом, встретиться нос к носу и т.д.;
ГЛАЗ - мозолить глаза, говорить правду в глаза, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи и т.д.;
УХО - держать ухо востро, пропускать мимо ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить уши, слушать краем уха и т.д.)
5 раунд. «Звёздный час».
-Придумайте из слова МЕТРОПОЛИТЕН, как можно больше других слов, только имена существительные в единственном числе.
(Когда время заканчивается, проверяем задание так: команда с максимальным количеством баллов начинает первая отвечать, другая команда, если у неё такое слово есть, зачёркивает , называет своё слово.
У кого оказалось больше незачёркнутых слов, тот победил в этом этапе.)
Подведение итогов игры. Вручение призов победителям.