Данная учебно-методическая разработка разработана по ФГОС и предназначена для урока русского языка в 5 классе. В ходе прописаны все этапы, согласно ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Чередование звуков. Беглые гласные."»
Урок русского языка в 5 классе.
Помыканова Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ – ООШ села Рюхов Унечского района Брянской области
Данная учебно-методическая разработка разработана по ФГОС и предназначена для урока русского языка в 5 классе. В ходе прописаны все этапы, согласно ФГОС
Тема: «Чередование звуков. Беглые гласные»
Тип урока: ОНЗ.
Цели:
- формирование:
а) понятия о чередовании звуков и беглых гласных путем наблюдения за словами;
знаний о беглости гласных как варианте чередования, формирование умения разбирать по составу слова с беглыми гласными.
- развитие: умения выделять морфемы, в которых есть беглые гласные ведение в активный словарь и познавательную деятельность учащихся термина «беглые гласные»;
Демонстративный материал: алгоритм проверки чередующихся гласных в корне; эталоны для самопроверки.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сейчас у нас урок русского языка. Читаем вместе установку на урок.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
Учитель: Ребята, на прошлых уроках вы изучали способы образования слов , а на последнем уроке писали изложение, результаты и анализ ошибок вы можете посмотреть на интерактивной доске(слайд). Надеюсь, вы сделаете вывод и не будете совершать такие ошибки.
Учитель: Дома вы должны были подготовить друг другу вопросы. Сейчас мы будем по цепочке их задавать. Для этого класс должен был разделится на четыре зоны.(по расположению парт) !1-я зона задает 2-ой, и т .д.
Вопросы :
- Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
- Как называются части слова? (Морфемы).
- Какая морфема идет за приставкой? (Корень).
-Какая морфема используется для образования форм слова?(окончание)
- Какая морфема сохраняет главный смысл слова?(корень)
II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
Учитель: В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
- задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).
- С чего начнем наше познание нового?
Ученик: С повторения, что знаем о морфемах
Учитель: Какой способ повторения нашей темы выберем?
Ученик: Разбор слов по составу(Выполнение морфемного разбора слов)).
Учащиеся первых трех парт первого ряда по цепочке работают по карточке, комментируют изученную на прошлом уроке тему «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» и выделяют корни.( Кто-то может работать у доски, остальные - в тетрадях).
Учитель: Предлагаю записать однокоренные слова к слову орех однокоренное (орешник)подорешник), пекарь- (печь)
Учитель: Выделите корень, что заметили? (Произошла замена одних звуков другими в одной и той же части слова)
- Учитель: Правильно, В результате чередования звуков образуются варианты одной и той же значимой части слова . Какой мы можем сделать вывод?
( Значит в словах пекарь- печь один и тот же корень, в котором есть чередование согласных)
Учитель: Проверяем, читая по цепочке. Называем корни в парах слов. Измените форму слова , падеж слова огурец, день и запишите.
(огурец -огурца, день -дня)
Какие изменения произошли в корне слова? (Убежала гласная е)
Учитель: Все эти слова однокоренные или нет? Ответ аргументируйте (Безусловно, лексическое значение, заключённое в корне, одно.)
Учитель: Что происходит с буквами в корнях у некоторых из этих слов?
( Звуки заменяют друг друга по очереди. Чередование – очередь звуков. Значение корня при этом не меняется.)
Учитель: Можно ли использовать слова с чередующимися звуками в качестве проверочных?
Учитель: Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? ( Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)
- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Морфемы корень, суффикс окончание и приставка-(материал усвоен на достаточном уровне)
Учитель: Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли? ( Мы не достаточно знаем о чередовании звуков и примерах чередования, том, куда и почему исчезают гласные в словах).
Учитель: Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.
Учитель: Все ли названные орфограммы вам знакомы? ( Нет. Мы не достаточно знаем о чередовании звуков и примерах чередования Мы не знаем с каким орфографическим правилом связана беглость гласных в словах огурец- огурца, сон- сна, день -дня ).
Учитель: Чем являются пары слов? (Формы слова)
Учитель: Попробуйте объяснить орфограммы в данных словах . ( У нас нет вариантов объяснения.)
Учитель: Почему вы не можете объяснить куда убегает гласная при изменении слова?(- В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о правописаниях чередующихся звуков и беглых гласных)
III.Выявление места и причины затруднения.
- Как называются эти слова? (Однокоренными словами с чередующимися звуками).
-Какова же проблема? (Чередование звуков в данных корнях, исчезновение и появление гласных при изменении формы слова).
IV. Построение проекта выхода из затруднения(цель, тема, способ, план, средство).
Учитель:- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину чередования звуков и беглости гласных
Учитель: Подберите к заданным словам однокоренные и запишите их, выделив в них корень.
1ряд – слово круг; 2ряд – слово луг; 3ряд – слово снег.
Проверка задания: дети читают записанные слова, называют корень, отмечают чередование согласных.( круг-кружок г//ж, луг-лужок г//ж, снег-снежок г//ж)
Учитель: А можно слово снег проверить словом снежок? Почему.( да, у них одно лексическое значение, но надо знать, что согласные в корне чередуются г//ж)
Учитель: Так, что, называется чередованием? ( ЗАМЕНА ОДНОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ.)
Учитель: Послушайте рифмовку. Вовремя паузы постарайтесь подобрать однокоренное слово с чередующейся согласной.
Корни могут изменяться,
Но родными оставаться,
Бок-…(бочок), друг-…(дружок),
Ухо-…(уши), пух-…(пушок),
Пишу-…(писать), лечу-…(летать)
Учитель: Какими нам слова считать?
Их будем однокоренными звать.
Учитель: Как вы понимаете словосочетание сияя в злате?
- Запишите: золото – злато (учитель записывает на доске)
- Что вы заметили интересного в формах этого слова?
Учитель: Правильно: вторая гласная в слове золото чередуется (о – а), первая гласная о совсем исчезла в первом случае.
Понаблюдайте за формами следующих слов ( каждой зоне раздаются карточки со словами)
1- Берег, береговой - брег, прибрежный
2-Ворота, подворотня – врата, вратарь
3-Голова, головной, заголовок – глава, главенство, главный
4-Здоровье, здоровый – здравие, здравствовать
Один ученик работает у доски:- Молодёжь, молодой – младенец, младший
Вывод: Следовательно, в словах могут чередоваться не только согласные, но и гласные. Гласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными.
Учитель: Как сформулируем тему нашего урока? (Чередование звуков. Беглые гласные).
Как вы понимаете значение слова беглый? Назовите свои ассоциации (исчезающий, убегающий)
По толковому словарю Ожегова найдет и прочитает значение слова «беглый»,
( БЕГЛЫЙ, ая, ое; бегл. 1. полн. Спасающийся бегством, убежавший откуда н. Б. крепостной. 2. Быстрый, не задерживающийся. Б. взгляд. Беглое чтение (без затруднений). Б. просмотр рукописи (сделанный наскоро). Бегло (нареч.) играть на рояле (умело толковый словарь Ожегова)
- Встречается ли это понятие в русском языке?(Да)
- Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)
- Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (О и Е)
- Почему их называют беглыми? (Чередуются с нулевым звуком). С. 125.
- Где встречались нам беглые гласные? (В корне слов).
- О чём мы с вами будем сегодня говорить?
- Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова? Каких?
Учитель: Сегодня мы проведем лингвистическое исследованиеи каждая зона выполняет часть общего задания на тему «Беглые гласные» .Работать будем по зонам( группам) Задание для 1 зоны: Пользуясь материалом из книги «Занимательно о русском языке» , обратитесь к истории языка и ответьте на вопрос: «Почему убежали гласные?»
План работы: -Прочитайте самостоятельно статью
-Назовите языковой процесс, который привел к беглости гласных
- Поясните, что произошло.
2 зона: Какие гласные могут убежать?
План работы:
1.Сравните слова Зоркий- зрение, полдень -полдня,
2. Назовите гласные, которые убегают
3.Приведи свои примеры, используй материал учебника ( беру- брать, ветер -ветра)
3-я зона:
В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?
План работы:
Рассмотрите примеры правила
Ответьте на вопрос: «В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?»
3. Приведите примеры учебника, дополните их своими собственными
4-я зона.
С каким орфографическим правилом связана беглость гласных?
План работы:
Понаблюдайте за склонением следующих слов: мешочек, ключик.
2. Выделите суффиксы в словах, подчеркните гласные
3. Какой вывод можно сделать о правописании гласной в суффиксах -ек,-ик?( при склонении –ик сохраняется, а –ик- становится беглой гласной.
Выступление групп.
Учитель: Давайте послушаем подготовленного ученика, которому дано было опережающее задание узнать о беглых гласных и составить сказку о них Давайте послушаем, что он расскажет.
(На острове Слованск когда-то очень давно жили дружные гласные, их было гораздо больше, чем сейчас. Кстати, сколько в русском алфавите гласных букв? 10. А их было 12: Ь и Ъ. Ь и Ъ употреблялись в сильной и слабой позициях: СЪНЪ, ДЕНЬ. Но злой правитель ВРЕМЯ распорядилось так, чтобы эти гласные исчезли навсегда: СОНЪ –СЪНА, ДЕНЬ – ДЬНЯ. И пустились эти гласные в бега. И стали они беглыми гласными, которые появляются только после вопроса «чего?» Слабыми оказались только О и Е , они стали беглыми гласными, а И было сильным и упрямым , эта гласная всегда стоит на своем месте и никуда не исчезает.)
Учитель: В завершении урока давайте еще раз сформулируйте вопросы по изученной теме и задайте друг-другу по зонам Остальные будут отвечать на мои вопросы.
-
. Реализация построения проекта.
Откройте учебник на странице 99, упражнение 298.
-Прочитайте внимательно текст. О каком случае чередования звуков узнали?
(- Такие звуки называют «беглыми». Потому что они «убегают» при изменении слова (чаще всего достаточно поставить существительное в родительный падеж)
Сон – сна, пень – пня, день – дня, отец – отца, кусок – куска, рот – рта, пёс - пса
-Еще какие наблюдения вы провели? (что беглые согласные появляются не только в корнях, но и в суффиксах. Такую особенность имеют только «круглые» о, е. А вот и – сильная! Она всегда остаётся на своём месте.)
- Отчего же зависит беглость гласных? Можно сделать вывод? ( От изменения формы слова).
- Молодцы! Вы очень наблюдательны.
- Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?
На доске: I шаг. Измени форму слова.
II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.
Да Нет
Пиши Е или О Пиши И
- Теперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? ( Мы знаем, что есть гласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными.).
-Как определить беглую гласную в данных словах?(Обратиться к эталону).
-Прочитайте на доске примеры:. Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы? (Воспользуемся эталоном).
- Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить чередующиеся звуки и беглые гласные).
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).
-Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 421учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца
1вариант. Сон-сна (беглая гласная О в корне , «убегает», если поставим слово в родительный падеж).
2 вариант. Кубанец-кубанца (беглая гласная Е в суффиксе , «убегает», если поставим слово в родительный падеж
- Продолжаем самостоятельно
-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
- Вы уверены в своих умениях? (Да).
-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону). Пользуясь алгоритмом, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.1 шаг- Измени форму слова .II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.
Да Нет
Пиши Е или О Пиши И
Примеры
Пиши Е
Пиши О
Пиши И
Дом..к
+
Песоч..к
+
Диванч..к
+
Кружоч..к
+
Лап..ть
+
Ключ..к
+
Камеш..к
+
Ножич..к
+
Ребён..к
+
Зайч..к
+
- Задание для всех: Помогите вернуть беглые гласные., что для этого нужно сделать ? (. Изменить форму слова)
окно – окон
пушинка – пушинок
близкий – близок
громкий – громок
пёрышко – пёрышек
песня – песен
полотенце – полотенец
пятно – пятен
кто закончит раньше, продолжит эту же работу с остальными предложениями (с. 6-10). На работу 7 минут.
- … минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).Эталон: I шаг.
- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).
- Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку»знаний? (Можем определить чередование звуков , правильно выделить корень и определить беглую гласную).
- К какой группе можно применить прием проверки звуков? ( К чередующимся).
- Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).
- Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).
- Тогда работаем над следующим заданием: 1)Прочитайте предложение «Лёгкий ветерок играет серебристыми листочками ивы и они слегка дрожат от этого». Выпишите глагол-сказуемое из второй части предложения, подберите к нему однокоренные слова (дрожит) –(Дрожь, дрогнуть г//ж, вздрагивать о//а)
2)Являются ли однокоренными данные пары слов? Опоздать – опаздывать, Влезть – влазить, Готовить - готовлю.
3) Являются ли однокоренными слова? Пень- пня. Флажок – флажка
4)Найдите слово, в котором возможно чередование звуков в корне:
1) дубочек, 2) успех, 3) ночной, 4) гитара
5) Найдите слово с беглым гласным:
1) замочек, 2) смотреть, 3) стрельба, 4) птица
6)Выделите части слова и сделайте вывод, в каких частях слова могут возникнуть беглые гласные? Выделите части слова и сделайте вывод, в каких частях слова могут возникнуть беглые гласные?1. сон - сна, зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва, лен – льна –(в корне)
Спишите написанные на доске словосочетания, вставляя пропущенные буквы, и обозначьте условия выбора букв А и О.
Хорошо быть беглой гласной. Неприсутствием блеснуть...
Обладать чудесным даром Беглой "Е" (ловец - ловца): Постояла под ударом И исчезла из словца. Лариса Миллер.
"Беглыми" называются гласные, выпадающие при склонении: сон- сна; мешóк - мешкá
IХ.Рефлексия учебной деятельности.
- Чему был посвящен урок? (Мы узнали о чередующихся звуках и беглых гласных).
- В чем суть правописания данных слов? .
-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем корень слова).
- Что помогло нам их преодолеть? (Новые знания о чередующихся звуках и беглых гласных).
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
?
Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
!
Научился проверять чередующиеся звуки и беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»
! ! !
Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
1. Кто научился выделять корни с чередующимися звуками, применять изученные правила, объяснять выбор написания и умеет выделять морфемы, в которых есть беглые гласные ,но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 419из параграфа 71. Рассмотреть таблицу и сделать вывод: в каких частях слова бывают беглые гласные
2 Кто научился проверять чередующиеся звуки и беглые гласные,но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 420. Рассмотреть таблицу и сделать вывод: в каких частях слова бывают беглые гласные
3. Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»и придумайте 5-6предложений по теме « В лесу».
4. Задания для умников и умниц!
Подберите 5-6 примеров по теме из программного произведения, которое изучаете в настоящее время.
Записать свои примеры слов с чередованиями. Осложненное списывание по дид.карт.