kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект урока по русскому языку на тему: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок русского языка разработан для 3 класса при изучении темы «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» по учебнику Н.А. Чураковой, (УМК «Перспективная начальная школа»).

Цели урока:

Образовательная:

  1. Способствовать овладению способом действия при выборе гласной в суффиксах существительного - ек, - ик.

Развивающие:

  1. Развивать мыслительные умения анализа, синтеза, обобщения (выделять главные признаки, обобщать слова по основным признакам в группы).
  2. Развивать орфографическую зоркость, логическое  мышление.

Воспитательная:

  1. Воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока -  изучение нового материала.

Урок построен с учетом системно-деятельностного подхода, предполагает следующие действия учителя и учащихся:

- проблемная ситуация и ее трансформация в учебную через осознание учащимися ограниченности своего знания;

- постановка учебной задачи (чему я должен научиться, чтобы решить проблему);

- решение учебной задачи (контроль сформированности понятий, анализ информации при получении нового знания);

- рефлексия результатов (предметных, личностных, метапредметных).

На уроке коллективно выводится правило написания слов с суффиксами-ик, -ек, составляется и отрабатывается алгоритм применения правила.

Со всеми заданиями, предлагаемыми на уроке, учащиеся справились. Активно работали в группах, парах, самостоятельно, смогли договориться друг с другом, принять верное решение, проверить задание.

В конце урока был сделан вывод, что поставленная цель урока была выполнена. Учащиеся адекватно оценили свою деятельность на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока по русскому языку на тему: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные»»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»



Творческая разработка урока

Системно-деятельностный подход на уроке

русского языка

«Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме.

Е и О – беглые гласные»

УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс





Выполнила: Березина М.В., учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 31»





Новокузнецк, 2015

Оглавление

1. Введение………………….……………………………………………………………...…......3

2. Основное содержание…………………………………………………………..………...…..5

3. Заключение…………………………………………………………………...………...……..12

4. Список литературы………………………………………………………………..…...….....13

5. Приложение……………………………………………………………………………...…...14
































  1. Введение

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся [7, с. 4].

В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Системно-деятельностный подход — это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных. Формирование УУД – это одна из важнейших задач учителя [6, с. 2].

При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика.

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.  Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

В моей творческой разработке представлен проект урока русского языка для 3 – го класса, УМК «Перспективная начальная школа», по теме «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные». Целью моей творческой разработки стало желание в совершенстве овладевать педагогическими технологиями с помощью которых можно реализовать новые требования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Моя творческая разработка является шагом на пути к достижению поставленной цели.





















2. Проект урока русского языка (УМК «УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Тема: чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока:

Образовательная:

  1. Способствовать овладению способом действия при выборе гласной в суффиксах существительного - ек, - ик.

Развивающие:

  1. Развивать мыслительные умения анализа, синтеза, обобщения (выделять главные признаки, обобщать слова по основным признакам в группы).

  2. Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление.

Воспитательная:

  1. Воспитывать интерес к русскому языку.

Средства обучения: учебник, карточки, листы самооценки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений

1. Создание проблемной ситуация

- На уроке русского языка мы продолжим знакомиться с тайнами правописания

слов русского языка, чтобы наша речь была красивой, многообразной и

грамотной.

- Запишите слова, вставьте нужную букву и объясните свой выбор:

Кам…нь, дят…л, ног…ть, тан…ц, лок…ть, уг…ль, ключ…к, замоч…к.

(по ходу выполнения задания выделяем корень)

- В какой части слова находятся орфограммы? (в корне и суффиксе)

- На какую орфограмму записаны слова? (на орфограмму «беглый гласный»)

- Как вы понимаете значение слова беглый? (беглый – это тот, кто совершил

побег, убежал откуда-либо)

- Встречается ли это понятие в русском языке? (да)

- Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)

- Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (о и е)

- Почему их называют беглыми? (чередуются с нулевым звуком)

- Где встречались нам беглые гласные? (в корне слов)

- Проверяем, какие буквы вставили.

(Учащиеся по цепочке называют, что у них получилось. На доске отмечаются

все получившиеся варианты).

- С какой проблемой мы столкнулись? (у нас получились в некоторых словах

разные варианты написания, и мы не знаем у кого правильно)

- Какие слова вызвали затруднения? (замоче/ик, ключи/ек)

- Почему? (не знаем правило)

- Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова?

Каких? (в суффиксе)



2. Формулирование темы и постановка цели урока

- Сформулируйте тему урока.

(Чередование звуков в суффиксах слов. Е и О – беглые гласные).

- Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, нам подскажет Анишит

Йокоповна. Откройте учебник на с. 129 и прочитайте её слова. ( - Чаще всего

орфограмма «беглый гласный» появляется не в корнях, а в суффиксах

существительных, - сказала Анишит Йокоповна)

- Какие цели поставим перед собой? (познакомиться с правилом, используя

которое можно правильно писать слова суффиксом -ек, -ик, научиться

писать слова с суффиксами -ек, -ик)

III. Открытие нового знания

- Чтобы решить эту проблему, я предлагаю вам такое задание.

1. Прием «Мозговой штурм». Групповая работа

- Сейчас вы будете работать в группах.

- Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс - ик, а когда суффикс - ек.

Но сначала давайте вспомним основные правила работы в группе:

1) Умейте слышать и слушать.

2) Умейте спорить, но не ссориться.

3) Правильно распределяйте обязанности между членами группы.

4) Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности.

(Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).

Карточка № 1

1 уровень

- Спишите, выделите суффиксы и сравните пары слов. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс - ик , а когда суффикс - ек.

Есть карандашик – нет карандашика

Есть кирпичик – нет кирпичика

Есть клубочек – нет клубочка

Есть горошек – нет горошка.

Вывод:

Мы сравнили пару слов…………..

Заметили……………………………

Сравнили другую пару……………

Заметили…………………………..


Карточка № 2

2 уровень

- Спишите, выделите суффиксы, соедините пары слов линиями и сравните их. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс - ик , а когда суффикс - ек.


шалашик (нет) сыночка

котик (нет) пенёчка

сыночек (нет) котика

пенёчек (нет) шалашика

Вывод:

Мы соединили пару слов и заметили…………

Соединили другую пару слов и заметили………


Карточка № 3

3 уровень

- Спишите, измените форму данных слов, подставляя к ним слово «нет». Выделите суффиксы. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс - ик, а когда суффикс - ек.

ключик – нет…..

кораблик –………

звоночек –……….

кармашек–………..

Вывод:

Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово «нет». Например, ………

И заметили, что …………………….

Потом мы изменили форму других слов. Например, …………..

И заметили, что…………………….


Выводы, которые ученики сделали на уроке:

1 группа:

- Мы сравнили пару слов: есть арбузик – нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс - ик. Сравнили эту пару слов с другой: есть барашек – нет барашка. Здесь в первом случае пишется суффикс - ек, а во втором слове мы его не увидели.

В разговор вмешалась вторая группа.

- А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик – (нет) билетика, суффикс - ик во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек – (нет) пенёчка, в первом слове суффикс - ек, а во втором слове его нет, он исчез, пропал.

1 группа:

- Получилось, что со второй группой мы получили одинаковые результаты. Мы сделали вывод, что если изменив слово суффикс - ик сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса - ик в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е.

3 группа:

- Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например: ключик – нет ключика, кораблик – нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс - ик.

- Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек – нет замочка, сыночек – нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс - ек.

2 группа:

- Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод.

2. Составление алгоритма

- Чтобы грамотно писать слова с суффиксами - ик, - ек нужно знать алгоритм действий.

- Давайте вместе его составим.

- Предложите свои варианты. Выделим самые главные фразы из правила, чтобы получился алгоритм.

I шаг. Измени форму слова.


II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.


Да Нет


Пиши - ек , - ок Пиши – ик

Физкультминутка


IV. Первичное воспроизведение новых знаний

Индивидуальная работа по вариантам.

- А теперь, пользуясь составленным алгоритмом, выполним задание по вариантам.

- Откройте обратный словарь на букву -К. Прочитайте слова на –ек.

- Первый вариант выберите слова, относящиеся к миру растений и грибов, а второй вариант выберите слова, относящиеся к детёнышам домашних животных. Запишите их столбиком и, пользуясь алгоритмом, докажите, какую гласную букву вы будете писать в суффиксах этих слов.

- Рядом со словами напишите проверочные слова.


Шиповничек - шиповничка

Кустарничек - кустарничка

Ельничек - ельничка

Грибочек - грибочка

Цветочек - цветочка

Листочек - листочка

Орешек - орешка

Горошек - горошка

Щеночек - щеночка

Телёночек - телёночка

Козлёночек - козлёночка

Цыплёночек - цыплёночка

Ягнёночек - ягнёночка

Поросёночек - поросёночка

Котёночек - котёночка

Утёночек - утёночка


- Давайте проверим работу.

- Назовите слова, которые вы выписали?

- Какой способ проверки вы использовали? (мы использовали форму Р.п., ед.ч)

- А теперь, давайте вернёмся к словам, которые вызвали у вас затруднения в начале урока.

замоч(е/и)к ключ(е/и)к

- Иногда слова с беглым гласным путают с другими словами, где такой орфограммы нет.

- В одном из этих слов есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», а в другом – нет.

- Как это узнать? (нужно изменить форму слов: пусть это будет форма Р.п. ед.ч.)

Замочек – замочка

Ключик – ключика.

- Где гласный звук «сбежал»? (гласный звук сбежал в слове замочек)

- Где он остался на месте? (в слове ключик гласный звук остался)

- В каком слове из двух есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»? (в слове замочек есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»)

- Одинаковые ли суффиксы участвовали в образовании этих слов? (разные:-ек и -ик)

Сформулируйте самостоятельно правило о правописании суффиксов –ек, -ик. (в слове, где есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», пиши букву Е (замочЕк), а в слове, где этой орфограммы нет, - букву И (ключИк)!)

- А теперь познакомьтесь с текстом-правилом на плакате Летучей Мыши и сделайте вывод о том, как надо правильно писать суффиксов - ик, - ек.


V. Первичное закрепление с комментированием

Работа в парах по учебнику.

- Теперь закрепим это правило, выполнив упражнение в учебнике № 152 с. 133.

- Работать будете в парах. Давайте вспомним основные правила работы в паре:

1. Говорим вежливо, называя собеседника по имени.

2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга.

3. Внимательно слушаем.

4. Чётко высказываем своё мнение.

5. Уважаем мнение собеседника.

- Прочитайте задание и объясните его товарищу за партой. В паре работаем вместе, объясняем написание суффикса по очереди, доказывая выбор буквы. Договоритесь в паре, кто записывает в тетрадь слова с суффиксом - ик, а кто с суффиксом - ек.

(Учащиеся работают в паре, проговаривая во внешней речи алгоритм проверки выбора буквы при написании суффиксов - ик, -ек, записывают в свою тетрадь нужный вариант).

Проверка работ. Сравнение работы с эталоном.

- Какие трудности у вас были при выполнении работы? Как вы их решали? Что можете сказать о выборе буквы при написании суффиксов - ик, - ек?

(Учащиеся рассказывают правило проверки написания суффиксов имен существительных - ик, - ек).

VI. Контроль

- Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

Примеры

Пиши Е

Пиши О

Пиши И

Дом..к



+

Песоч..к

+



Диванч..к



+

Кружоч..к

+



Лап..ть


+


Ключ..к



+

Камеш..к

+



Ножич..к

+



Ребён..к


+


Зайч..к



+


Взаимопроверка.

Кто не допустил ни одной ошибки поставьте ! это отлично

Кто допустил одну-две ошибки, поставьте знак + это тоже хорошо

Кто допустил более двух ошибок, поставьте себе ? это значит ещё остались вопросы, не всё понято, надо ещё поработать.


VII. Рефлексия

- Какую цель вы перед собой ставили? (узнать  правило правописания суффиксов –ик, -ек)

- Удалось ли достичь цели? (да)

- Кто из вас смог сам открыть новое знание?

- Кто встретил трудности? В чем? Почему?

- Теперь я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Перед вами карточки с числами один два три.

1. Я все понял, но у меня есть еще вопросы.

2. Я все понял, могу работать по эталону.

3. Я все понял, могу объяснить другим.

- Учащиеся оценивают себя.


VIII. Итог урока

-Доскажите слова по алгоритму:

- Если при изменении формы слова существительного, гласный убегает, то пиши...

- Если в слове нет орфограммы «беглый гласный», то пиши …


IX. Домашнее задание


  • Упражнение в рабочей тетради № 78 с. 72 – 73.

  • Задание дополнительное: составить словарный диктант из слов на правописание суффиксов -ек, -ик.



































3. Заключение

В своей творческой разработке я представила урок русского языка по теме «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» УМК «Перспективная начальная школа». На моем уроке обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельности, сами фиксировали разрыв знаний, сами формулировали учебную задачу и искали способ написания суффиксов - ик, - ек.

Этапы урока взаимосвязаны, чередовались различные виды деятельности.

Учебный материал урока соответствовал принцип научности, доступности и был посилен для третьеклассников. Выполняемые работы в группах способствовали развитию у обучающихся мыслительных операций, т. к. дети сами делали выводы, анализировали ситуации.

Интенсивность урока была оптимальной, с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся третьего класса.

В групповой и парной работе ребята учились договариваться, принимать решение, представлять результат.

Данная творческая разработка по русскому языку УМК «Перспективная начальная школа» в 3-ем классе по теме: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» в системно-деятельностном подходе позволяет развивать различные УУД.

  • Регулятивные - контроль и самоконтроль, целеполагание, оценка.

  • Познавательные – общеучебные, информационные.

  • Коммуникативные – инициативное сотрудничество.

















4. Список литературы

  1. Абрамова М.Г. Русский язык: [Текст]: 3 кл.: Методическое пособие. / М.Г. Абрамова, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская – 5-е изд., доп. – М.: Академкнига / Учебник , 2012. – 304с.

  2. Байкова Т.А. Русский язык: [Текст]: 3 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы №2 / Т.А.Байкова; под ред. М.Л. Каленчук. – М.: Академкнига / Учебник, 2012. – 96с.: ил.

  3. Каленчук М.Л. Русский язык: [Текст]: 3 кл.: Учебник в 3 ч. / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. – М.: Академкнига / Учебник, 2012 – Ч. 2: 192с.: ил.

  4. Каленчук М.Л. Русский язык: [Текст]: 3 кл.: Учебник в 3 ч. / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. – М.: Академкнига / Учебник, 2012 – Ч. 3: 192с.: ил.

  5. Урок в современной начальной школе [Текст]: лучшие педагогические практики: пособие для учителя / под ред. Т.О. Автайкиной. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2013. – 45с.- (Мастер-класс)

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 41с.

  7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.

















5. Приложение

Карточка №1

1 уровень

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.


Карточка № 2

2 уровень

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс     –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик               (нет) кармашка

садик                    (нет) пенёчка

кармашек             (нет) садика

пенёчек                (нет) билетика

Карточка № 3

3 уровень

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Березина Маргарита Владимировна

Дата: 19.11.2015

Номер свидетельства: 255422


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства