Урок "Служебные части речи" составлен Калентьевой Ириной Петровной. На уроке используется групповая работа.и построен урок с учетом Таксономии Блума. К уроку прикладывается краткосрочное планирование урока. Задачи урока: организовать работу в деятельном режиме, чтобы учащиеся при коллаборативном обучении исследовали тему и нашли возможность правильно строить выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок. Служебные части речи. »
Утверждаю __________ В.В.Боричевская
Краткосрочное планирование урока русского языка в 7 -ом «в» классе учитель русского языка и литературы Калентьева И.П
Параметры
Урок № 545
Дата проведения
27.01.2015
Тема урока
Вводный урок по теме "Служебные части речи"
Цель урока
систематизировать полученные ранее знания о служебных частях речи, сформулировать их отличительные признаки, понять функции в речи, закрепить умения находить их в тексте, формировать навыки грамотного письма, развивать интерес к урокам русского языка средствами самого урока
Задачи урока:
Организовать работу в деятельном режиме.Исследовать тему и обосновать выводы.Воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Тип урока
Урок с применением таксономии Блума.
Формы проведения урока
Групповая, индивидуальная. Парная.
Применяемые методы
многоуровневые вопросы, синквейн, диаграмма Венна
Технология
Развитие Критического мышления новые подходы в обучении
Применяемые стратегии
Создать благоприятные условия психологического климата в классе через работу в группах. Способствовать ребятам работать в составе малых групп Аргументировано излагать свои мысли группах
Ожидаемый результат
.Ученики поделятся своими мыслями. Будут отстаивать свою точку зрения написания прилагательных. 2.Выполнят практические задания и упражнения. Будет проведено наблюдение за работой учащихся в группах, взаимодействием групп.
Оценивание
Самооценивание, Взаимоценивание и суммативное
Работа с одаренными и талантливыми
Обмен мнениями по проблемным вопросам. Защита научных проектов.
4.Парная работа.5.Групповая работа.6.Защита своей темы.
Рефлексия(2 мин) Отправить учителю СМС на номер мобильного телефона и написать 2–3 слова об уроке
Используемая литература
Руководство для учителя. Видеоролик
Учебник русского языка. Презентация
Тема: Вводный урок по теме "Служебные части речи"
Цели урока:
Цели урока:
систематизировать полученные ранее знания о служебных частях речи, сформулировать их отличительные признаки, понять функции в речи, закрепить умения находить их в тексте, формировать навыки грамотного письма, развивать интерес к урокам русского языка средствами самого урока
Задачи урока:
Организовать работу в деятельном режиме.
Исследовать тему и обосновать выводы.
Воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Ход урока: 1. Оргмомент.
Я ребята сегодня решила быть вашим наблюдателем, а вас попрошу быть исследователями.
Мне хочется, чтобы вы самостоятельно сделали открытие «В путь»
Психологический настрой:
Я желаю, чтобы каждый верил в себя и надеялся на успех.
Эпиграф урока:
«Незаметный, но необходимый» - видеоролик. Ребята на перемене провели опрос «Нужны ли служебные части речи»
2. Домашняя лаборатория. «Кладезь мудрости»
«История частей речи»
Вопрос о частях речи занимает умы ученых с древнейших времен. Исследованиями в этой области занимались Аристотель, Платон, Яска, Панини, в русской лингвистике этим вопросом занимались Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, А. А. Шахматов и др. - Защита научного проекта учащимися 9 класса. Презентация
З слайда.
Словарная работа
Значение слова найти
Служебный по словарю Ожегова, Ушакова, в Энциклопедическом словаре.
3.Откройте рабочие тетради, запишите дату.
Узнавание
4. Формулирование темы и цели урока. (Предположите, о чём пойдёт речь на уроке, сформулируйте тему и цели урока.)
Вспомните, что вы знаете по этой теме. Что хоте ещё узнать или чему хотите научиться.
Что знаем
Что хотим узнать
…
Какие части речи относятся к самостоятельным и служебным.
Почему они получили такое название.
Каким словам противопоставлены служебные части речи.
…
В чём существенное отличие служебных частей речи от самостоятельных.
Какова функция служебных частей речи.
А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:
Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет! (2 слайд)
Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких?
Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? Правильно, служебные.
Запишите тему урока: «Служебные части речи» (1 слайд)
Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность.
Найдите в стихотворении самостоятельные и служебные части речи. (2 слайд)
Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются? ( 4-5слайды).
Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…»
Предлоги, союзы, частицы – Все встали в один хоровод, Служебные, важные лица – На редкость серьезный народ. Без них обойтись невозможно, И знают об этом они. Всегда и во всем осторожны: Нигде не гуляют одни. Но исподволь и незаметно Значенье свое принесут, Здесь свяжут, а рядом разделят, Укажут и силу дадут. (6 слайд).
Какую информацию о служебных частях речи оно несёт?
Найдите в тексте служебные части речи.
Какова их роль в предложении?
V. Работа по обобщению изученного и введение его в систему раннее усвоенных знаний;
1. Индивидуальная работа. (Ребята получают карточки с названием частей речи, о которых им необходимо рассказать в процессе составления алгоритма) 2. Составление алгоритма: Итак, составим алгоритм и вы мне в этом поможете.(при помощи вопросов учителя записывается следующая схема)
Части речи (10) Самостоятельные части речи:6 1. Имя существительное (кто? что?) 2. Имя прилагательное (какой? чей? ) 3. Глагол (что делать? что сделать?) 4. Местоимение (кто? что? какой? сколько?) 5. Имя числительное (какой? который ? сколько?) 6. Наречие (как? где? когда? )
Служебные части речи: 3+1 1. Союз (а, но, да, и, или, либо, как, что) 2. Предлог (в, на, за, к, под) 3. Частица (не, ни, же, бы, ли -ка) Междометие (Ах, ох, ой-ой) Понимание
6.Работа по парам:
Повторение и систематизация изученного: § 44, вопросы на стр. 192.Попробуйте дать определениеслужебным частям речи. Проверьте товарища.
Дополнительные вопросы:
— Вспомните, по какому принципу противопоставляются друг другу самостоятельные и служебные части речи. Для этого ответьте на вопросы:
— Есть ли у самостоятельных и служебных частей речи лексическое значение? (У самостоятельных есть, оно зафиксировано в словаре, у служебных нет.)
— Могут ли изменяться самостоятельные и служебные части грамматически? (Самостоятельные преимущественно изменяются: у наречий и слов категории состояния – это степени сравнения; служебные части речи не изменяются.)
— Какие синтаксические функции выполняют самостоятельные и служебные части речи? (Самостоятельные части речи выполняют функции членов предложения; служебные части речи не могут быть членами предложения – они служат для их связи, для уточнения значений, а также для связи частей сложного предложения.)