- Урок русского языка «Второстепенные члены предложения» ,5 класс
- Учитель Заика Е.В., п. Монгохто Хабаровский край
Сказки Пушкина знакомы нам с детства.
Каждая строка хранит частицу души поэта.
Слова в них скупы. Чувства щедры.
Пушкинская сказка – наследница традиций народа.
Второстепенные члены предложения
- Цели урока :
- 1. Узнать , что такое дополнение, определение, обстоятельство.
- 2. Научиться находить второстепенные члены в предложении.
- 3. Тренироваться строить предложения с второстепенными членами предложения.
Правила работы в группах
- Внимательно прочитайте задания.
- Выполняя задания, чётко следуйте инструкции.
- Работайте дружно.
- Уважайте мнение товарищей.
- Выберите выступающего.
Этап открытия новых знаний
Алгоритм рассуждений :
1. От какого слова зависит?
2. На какой вопрос отвечает?
3. Какой частью речи выражен?
Работа в группах
Группа 1.
Кто-то терем приб…рал.
Грусть-тоска меня с…едает.
Ты гоняеш… стаи туч.
Группа №2
Дверь т…хонько заскр..пела.
В св…тлицу входит царь.
Ветер по морю гуляет.
Группа №3
Леб…дь белая плывет.
Ядра- чистый изумруд.
Пол..тел наш удалец.
Таблица
Дополнение
1. Что обозначает?
Определение
2. От какого слова зависит?
Обстоятельство
3. На какой вопрос отвечает?
4. Чем может быть выражен?
5. Как подчеркивается?
Второстепенные члены предложения
Порядок действий
Дополнение
1. Что обозначает?
Определение
предмет
2. От какого слова зависит?
Обстоятельство
3. На какой вопрос отвечает?
признак предмета
от глагола- сказуемого или дополнения
4. Какой частью речи может быть выражен?
косвенных падежей (все, кроме И.п.)
время, место, причину, цель, образ действия
от существительного
какой? чей?
5. Как подчеркивается?
от глагола- сказуемого
существительным,
местоимением
прилагательным, местоимением
Примеры
где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?
наречием,
Кто-то терем прибирал.
существительным с предлогом
Лебедь белая плывет.
Дверь тихонько заскрипела.
Первичное закрепление
Вставьте второстепенные члены .
- 1. Там лес и дол (чего?)… полны.
- 2. Русалка (где?)… сидит.
- 3. Там королевич мимоходом пленяет (какого?)… царя.
Разноуровневые задания
1 . Уровень (сложный) Разберите предложение. Схему.
Арина Родионовна зам...чательно ра(с,сс)казывала
народные сказки.
2. Уровень (средний) Определите выделенные члены.
Отвечает з…лотая рыбка. И царевна к ним сошла.
3. Уровень ( легкий) Определите выделенные члены предложения.
Царь (кого?) гостей сажает. И чернавка (куда?) в лес
пошла.
Проверь себя
1 . Уровень (сложный)
Арина Родионовна замечательно рассказывала народные сказки.
2. Уровень (средний)
Отвечает золотая (определение) рыбка. И царевна к ним
( дополнение) сошла. Ветер весело ( обстоятельство) шумит.
3. Уровень ( легкий)
Царь (кого?) гостей (дополнение) сажает. И чернавка (куда?) в лес (обстоятельство) пошла. Братья (какую?) милую ( определение) девицу полюбили.
Составь предложение
Возьмите из предложений
- 1. Мы перечитываем любимые книги. (определение )
- 2. Я люблю народные сказки. ( дополнение)
- 3. Они нас многому учат. ( сказуемое)
Из слов составьте предложение и закончите его.
Любимые сказки учат…
Подведем итог
Второстепенные члены предложения поясняют…
Определение отвечает на вопросы… обозначает..
Дополнение – это…
Обстоятельство обозначает… и отвечает на вопросы…
Второстепенные члены делают нашу речь…
Рефлексия
- Сегодня я узнал(а)…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял(а) задания…
- Я понял(а) ,что…
- Теперь я могу…
- Я научил( а)ся…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
- Подберите определения к слову «Урок»…
Домашнее задание
- 1. с. 25-30, теория
- 2. Упр.438,447,452
- 3. По желанию : составить синквейны к понятиям «Дополнение», «Определение», «Обстоятельство».