Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе по теме "Имя прилагательное." »
План – конспект урока
по теме «Имя прилагательное»
6 класс
Учитель русского языка и литературы
Переторгского филиала
МАОУ – Лопушская СОШ имени писателя Н.М. Грибачева
РАСШИНИНА ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА
Урок русского языка в 6 классе «Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
Цели: систематизировать изученный материал, выяснить уровень его усвоения;
Развивать умения определять разряды прилагательных, правильно писать суффиксы, не с прилагательными, сложные имена прилагательные.
Воспитание интереса к изучению русского языка, любви к спорту.
Оборудование: Компьютер, карточки, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Какую часть речи мы с вами изучили?
- Какова тема нашего сегодняшнего урока?
- Какие цели с вами поставим на уроке?
- Какое большое событие ожидает нас скоро?
- А какие зимние виды спорта вы знаете?
Сегодня на уроке мы с вами будем вспоминать зимние виды спорта, которые включены в программу зимних Олимпийских игр. Покажем свои достижения по изученной теме «Имя прилагательное», поэтому у вас на столе есть «Листок учёта личных достижений в различных видах спорта».
У нас на уроке есть группа болельщиков, группа поддержки.
2. Комплексное применение знаний.
1).Разминка. Работа у доски. Один ученик записывает предложение. Постройте его схему, докажите знаки препинания.
В программу зимних Олимпийских игр входят такие виды спорта: хоккей с шайбой, фигурное катание, бег на коньках, биатлон, бобслей, кёрлинг и другие.
Остальные ученики по схемам строят предложения на тему «Спорт».
2). «Прыжки с трамплина» «Ты – мне, я – тебе»
Чтобы успешно преодолеть это препятствие, нам нужно ответить на теоретические вопросы, которые вы готовили дома. Вопросы у меня написаны на листочках, каждый из вас выбирает вопрос и задаёт его любому товарищу. Ваша задача оценить, правильно ли ответил ученик на предложенный вопрос. Поставьте баллы в ваших листках учёта.
3). Следующее наша игра «Хоккей с шайбой». Главная задача - не пропустить шайбу в свои ворота.
1 вариант - выписать нужно все имена прилагательные качественные, 2 вариант – относительные, 3 вариант – притяжательные.
4). Самый красивый, самый захватывающий вид спорта – это фигурное катание. Свои умения и достижения мы покажем и в этом виде спорта. Мы с замиранием сердца следим за выполнением красивейших фигур. Я предлагаю вам задание: определить, какую роль выполняет НЕ в словах разных частей речи. НЕ – частица – пиши раздельно., НЕ – приставка - пиши слитно, НЕ – часть корня – пиши слитно.
Запись под диктовку предложений.
(Не) вежа тот, кто позволяет себе грубость.
День стоял (не)жаркий, а весьма прохладный.
Рыбница – река (не)большая, но очень бурная и (не)угомонная.
Это (не)шерстяной шарф.
Проверка задания.
Физминутка . Если я называю имена прилагательные в сравнительной степени, то вы делаете шаг вперёд и шаг назад, а если я называю имя прилагательное в превосходной степени, то вы разминаете руки.
Выше, красивее, стройнее, длиннее, короче, строжайший, самый умный, самый весёлый, слаще, глубже, веселее, более слабый, ярчайший, глубочайший, справедливейший, умнейший, хуже, лучше, светлее, спокойнее.
Наши болельщики тоже «болеют», если слышат прилагательное в сравнительной степени, то топают ножками, а если в превосходной степени, то хлопают в ладоши.
5). Отгадайте, о каком виде спорта сейчас пойдёт речь.
Очень трудно быть, не спорьте,
Самым метким в этом спорте.
Просто мчаться по лыжне
То под силу даже мне.
Сам попробуй бегать день,
А потом попасть в мишень,
Лёжа навзничь, из винтовки.
Тут нельзя без тренировки!
А мишень тебе не слон.
Спорт зовётся -----------------------
Следующий вид спорта - «Биатлон». Не промахнись. Стрельба по мишеням.
Перед вами два листка с мишенями. Нужно правильно вставить суффиксы имён прилагательных, поразить все мишени.
1. торжеств..ый 1. рез..ий
2. лед..ой 2. швед..ий
3. ветр..ый (день) 3. скольз..ий
4. кож..ый 4. сибир..ий
5. организаци..ый 5. январ..ий
6. стекл..ый 6. уз..ий
7. тума..ый 7. белору..ий
8. румя..ый 8. немец..ий
9. голуб..ый 9.гигант..ий
10. огн..ый 10. молодец..ий
Проверка задания. Я выдаю вам правильные мишени, поменяйтесь работами и проверьте своих товарищей.
7). Следующий вид спорта «Кёрлинг».Внимание! Паронимы!
Вспомните, что такое паронимы.
Паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении.
Составьте словосочетания. Устная работа.
1. Конский, конный (хвост, завод);
2. Искусственный, искусный (мастер, цветы);
3. Зубной, зубастый (крокодил, боль);
4. Стеклянный, стекольный (взгляд, завод).
8). Самостоятельная работа. Отгадайте загадку.
Вопрос нелёгкий у меня,
Как это называют,
Когда спортсмены на санях
По желобу съезжают.
Бобслей.
Игра эта командная, команда состоит из 2 или 4 спортсменов. Успех в игре зависит от каждого игрока, от слаженности действий. Работа с текстом. У каждого ученика текст.
Прочитайте текст и выполните задания.
1.Работа с текстом. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Маруся Иволгина мечтала начать нов..ю жизнь. Она очень хотела стать доб..ой, терпелив..й, аккуратн..й девочкой. «Новую жизнь начну с понедельника» решила Маруся. Но в понедельник она пр..спала и о..здала в школу. Во вторник з..крутилась и з..была о своём хорош..м намерении. Вечером, лёжа в кровати, Маруся думала: «Вот и ноябрь заканчива..тся. Начну новую жизнь в декабре». Вдруг она в..помнила что давно (не) пол..вала любимые цветы. Вскочила схватила пластмассов..ю лейку и п..мчалась за водой. Наблюдая за тем как оживают цветы девочка поняла одну важную вещ.. . Нов..ю жизнь нужно начинать в ту же с..кунду когда захотелось сделать это, невзирая ни на день недели, ни на время суток, ни на обстоятельства.
(По А. Герасимовой).
Задания:
1. Какая из пословиц передаёт основную мысль данного текста?
1) Делу время, а потехе – час.
2) Выше головы не прыгнешь.
3) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
4) Лиха беда – начало.
2. Выпишите в столбик выделенные прилагательные, рядом с каждым из них запишите прилагательные-антонимы. В антонимах обозначьте окончания.
3. Какое имя прилагательное не сочетается со словом очень?
1) терпеливой
2) любимые
2) аккуратной
4) пластмассовую
3. Рефлексия и оценивание деятельности учащихся.
- Каких целей вы достигли на уроке?
- Что интересного было на уроке?
- Что показалось трудным?
- Оцените себя, подняв карточку: зелёная – всё понятно, жёлтая – остались вопросы.
4. Домашнее задание.
Напишите мини-сочинение на тему «Мой любимый зимний вид спорта»