• продолжать формировать способность опознавать прилагательное в речи по основным признакам
• воспитывать разные виды компетентности учащихся (лингвистическую, речевую, языковую, правописную).
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Урок начинается с психологической разминки: Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись. -Настроенье каково? -Во! -Все такого мнения? -Все, без исключения. Слайд 1- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» Запишите эти слова после числа в тетради, оставив пустую строчку для темы, название которой вы сами сформулируете немного позже. Слайд 2 «Четвертый лишний» - Как называются такие слова? Какое слово лишнее? Дом, домишко, домашний, домик. - Работать вы будете тремя группами, сядьте так, чтобы в каждой группе был красный, синий и жёлтый жетон. Капитаны групп – с красными жетонами.(красные – высокий уровень, синий – средний, зелёный – низкий уровень). У каждого «ботовой журнал», где вы будете фиксировать пройденные этапы. - Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите в пустой строке тему: «Имя прилагательное как часть речи». Слайд 3 | Подготовка класса к работе. | Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель этапа: подготовка мышления учащихся | Как вы понимаете смысл названия части речи? Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное». Про себя мы уже можем сказать, что с прилагательными на «ты», ведь они вам хорошо знакомы. Слайд 4 Давайте составим кластер (денотатный граф), который поможет нам легко узнавать эту часть речи. Методом мозгового штурма создаётся кластер на доске и в справочниках обучающихся: Слайд 5 «Сказка про краски». Если б все на свете было одинакового цвета, Вас бы это рассердило Или радовало это? Кто решился бы отныне, Приходя домой усталым, на зеленой спать перине Под зеленым одеялом? И зеленою водою на рассвете умываться, И зеленым-презеленым Полотенцем утираться? Любоваться, как над вами, Зеленея, птицы реют, Над зелеными домами Ярко солнце зеленеет. Видеть мир привыкли люди Белым. Желтым. Синим. Красным. Пусть же все на свете будет Удивительным и разным. Какие слова создают красоту? Какой они части речи? Каковы цели и задачи урока? | Приложенное, добавленное к чему-то. Составляют кластер Проверка Оценивают себя. «ботовой журнал» | Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) |
Определение места и причин затруднения Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Слайд 6 Задание всему классу: Найдите прилагательные, используя при рассуждении данный кластер. (тренажер) (При затруднении учитель обращает внимание обучающегося на признаки прилагательного) | Находят прилагательные «ботовой журнал» Слушают и читают стихотворение | Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные результваты Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог.) |
Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: составить план достижения целей | Слайд 7 Сегодня на уроке поэтапно вспомним все, что мы знаем о прилагательном. Сказка. Давным давно все прилагательные были похожи. Королева Грамматика издала приказ: «Кто придумает для моих слов-прилагательных знаки различия, будет вознаграждён» - Перед вами на столах карточки с прилагательными. Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы? Подумайте, обсудите в группе и разложите карточки. Разноуровневое задание: При этом высказывают версию «синие». «Зелёные» говорят, как разложили слова, а «красные» обосновывают. (ученики могуг классифицировать прилагательные по разрядам, степени сравнения, краткая и полная форма). | Намечают пути решения задач Работают в паре с теоретическим материалом, составляют схемы Работа по группам Проверка Оценивание «ботовой журнал» | Планирование, прогнозирование (Р), Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К) |
Реализация проекта выхода из затруднения. Цель этапа: алгоритм правильного действия. | Слайд 8 Проблемное задание. Найди прилагательные. Тройка, третий, три, тройной, лиса, лисий, красота, красивее, красивый, самый красивый, красивейший. - Ребята, давайте поясним, как надо действовать, чтобы определить прилагательные в ряду других частей речи. Составим алгоритм: Слайд 9 Обучающиеся дают алгоритм действия: 1.Задать вопрос Какой? или Чей? 2.Значение – признак предмет 3.Имеет ли разряд, степень сравнения, краткую или полную форму 4.Изменяется ли по числам, падежам, по родам Затем обучающиеся выполняют задание в тетрадях. В роли проверяющих – капитаны групп. | Проверка «ботовой журнал» | |
Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний | 1. Слайд 10 Работа по таблице. (с.138) 3 уровень «зелёные» - 1 слово 2 уровень «синие» - 2 слово 1 уровень «красные» - 3 слово Слайд 11-21 Физкультминутка (музыкальная) Встаем. Игра «Найди лишнего». Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным. - Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные. 2. Слайд 22 Разряд прилагательного Определить разряд: Красивый дом, деревянная ложка, медвежья лапа.- 3 уровень «зелёные»: Составить словосочетания со словом прилагательным лисий в роли разных разрядов. Лисья шапка, лисий хвост, лисья хитрость (перен). – 2 уровень «синие» Написать алгоритм определения разряда 1 уровень «красные» для данных слов. 3. Слайд 23 Степени сравнения Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – декабрь. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками. - Какие ошибки допустил автор в этом тексте? (неправильно поставил прилагательные в степени сравнения) - Вы должны устно отредактировать текст. Сейчас давайте устно образуем от прилагательного холодный все степени сравнения. (холодный – холоднее, более холодный, холоднейший, самый холодный). | Работа по вариантам
Проверка «ботовой журнал» Оценивание
Работа в группе «ботовой журнал»
Проверка «ботовой журнал» | Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) |
Самостоятельная работа Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Слайд 24 Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тих.. зимн.. день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубок.., чист.. лежат под деревьями сугробы. Над лесн.. тропинками кружевн..бел.. арками согнулись под тяжестью инея стволы молод.. берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно(зелен..) ветви высок.. и маленьк.. елей. Идешь по зимн.. тих.. лесу и не налюбуешься. Высок.., недвижн.. спят сосны. Синеват.. тени их стройн.. стволов лежат на бел.. нетронут.. сугробах. Невидимой жизнью полнится зимн.. лес. От дерева к дереву тянутся легк.. белич.. следы, маленьк.. мышин.. и птич.. следочки. (И.С. Соколов – Микитов) 3 уровень «зелёные» Вставить пропущенные окончания 2 уровень «синие». Определить разряд, род, число, падеж прилагательных. 1 уровень «красные» - Определите тип текста. (Описание). - Озаглавьте текст. - Каковы тема и основная мысль текста? - Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль? - А для чего автор использует столько много имен прилагательных? - Определить синтаксическую роль прилагательных. - Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке? | Работа по уровням
Проверка, «ботовой журнал»
| Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Домашнее задание | - Подведите итог работы в группах по «бортовому журналу» (учитель помогает при затруднении) Подводят итог работы в группах, подсчёт суммы баллов каждого участника группы. Слайд 25 Какую цель ставили? Удалось достичь поставленной цели? Каким способом? Какие получили результаты? Что вызвало особые затруднения? Где можно применить новые знания? Называют ключевые слова темы. Слайд 26 Составить синквейн со словом прилагательное. Верными были слова в начале урока: «Ученику – удача, учителю – радость» Слайд 27 1. Составить загадку, используя прилагательные. 2. Карточка | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л) |