Урок русского языка в 6 классе " Не с именами существительными"
Урок русского языка в 6 классе " Не с именами существительными"
Методическая разработка урока учителя русского языка и литературы Дударевой Татьяны Васильевны МБОУ Лопатенская СОШ Клинцовского района Брянской области
Класс: 6
УМК: М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский
Предмет: русский язык. Тип урока: открытие нового знания. Тема урока: «Не с именами существительными ». Цели урока: изучение и первичное закрепление новых знаний, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Средства обучения: компьютер, проектор, ИКТ тренажёр, учебник, тестовая тетрадь, тетрадь-справочник, карточки с текстом, алгоритм
ХОД УРОКА
1.Мотивация к совершению учебной деятельности
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
I. Слово учителя
Прозвенел опять звонок,
Чтоб позвать нас на урок,
В мир открытий, знаний, света.
Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашего психологического настроя. Пожелайте друг другу удачи и пожмите руку.
Девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех».
2.Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого.
Слайд 1.
Кто умеет веселиться, тот горя (не) боится. Кто любит трудиться, тому без дела (не) сидится. (Не) ошибается тот, кто ничего (не) делает. Невежду никакими лекарствами ( не) вылечишь.
Как называются эти предложения?
Выпишите слова и проверьте друг у друга.
Какую орфограмму мы сейчас повторили?
Что вы знаете о правописании не с глаголами?
Какое слово не подчиняется данному правилу? Почему?
Где возникло затруднение? Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока?
Учащиеся формулируют тему, проговаривают четко и записывают в тетрадь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе " Не с именами существительными" »
Методическая разработка урока учителя русского языка и литературы Дударевой Татьяны Васильевны МБОУ Лопатенская СОШ Клинцовского района Брянской области
Класс: 6
УМК: М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский
Предмет: русский язык. Тип урока: открытие нового знания. Тема урока: «Не с именами существительными ». Цели урока: изучение и первичное закрепление новых знаний, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Средства обучения: компьютер, проектор, ИКТ тренажёр, учебник, тестовая тетрадь, тетрадь-справочник, карточки с текстом, алгоритм
ХОД УРОКА
1.Мотивация к совершению учебной деятельности
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
I. Слово учителя
Прозвенел опять звонок,
Чтоб позвать нас на урок,
В мир открытий, знаний, света.
Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашего психологического настроя. Пожелайте друг другу удачи и пожмите руку.
Девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех».
2.Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого.
Слайд 1.
Кто умеет веселиться, тот горя (не) боится. Кто любит трудиться, тому без дела (не) сидится. (Не) ошибается тот, кто ничего (не) делает. Невежду никакими лекарствами ( не) вылечишь.
Как называются эти предложения?
Выпишите слова и проверьте друг у друга.
Какую орфограмму мы сейчас повторили?
Что вы знаете о правописании не с глаголами?
Какое слово не подчиняется данному правилу? Почему?
Где возникло затруднение? Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока?
Учащиеся формулируют тему, проговаривают четко и записывают в тетрадь.
3. Постановка учебной задачи
Цель: обсуждение затруднений. («Почему возникли затруднения? Что мы еще не знаем?)
Проговаривание задачи урока.
4. «Открытие нового знания». Построение проекта выхода из ситуации.
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.
Работа над составлением ОК «НЕ с существительными» (записываем в тетрадь-справочник).
Слайд.
Прочитаем стихотворение Б. Заходера. В чем его необычность?
Побывал я однажды в стране,
Где пропала частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением,
Что за лепое положение!
Но вокруг было тихо-тихо,
И во всём была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые росли забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
Какие слова с НЕ вы здесь встретили? (Ряха, доумение, забудки и т.д.). Заполним таблицу.
Только ли имена существительные встретились здесь? (Прилагательные «лепое», «счастная», «пролазные»).
Какая неточность допущена в стихотворении? (Слова без НЕ не употребляются)
Почему автору «жаль, что только во сне есть страна без частицы НЕ»? (Не было бы людей с недостатками).
Невезение преследовало меня. Не везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
Сравните 2 предложения. Как вы думаете, почему были даны эти предложении? Какое слово написано двояко? Почему? (Учащиеся вместе с учителем делают вывод).
Дальнейшее составление ОК.
Слитно
Раздельно
1.Не употребляется без НЕ
Неряха, недоумением, неразбериха, незабудки.
1.Есть противопоставление с союзом а.
Не везение, а труд…
2.Нет противопоставления с союзом а, можно заменить синонимом
Невезение = трудности
А представьте себе такой разговор между двумя приятелями из 6 класса после каникул, которые вы ждёте с нетерпением:
- Ты был в зоопарке?
- Был.
- Обезьян видел?
- Видел.
- Крокодила видел?
- Видел.
- Слона видел?
- Видел.
- Неслона видел?
- ?! Не понял!
Какое слово вызвало у вас недоумение? (НЕслон)
Есть такое слово? Можно заменить синонимом?
Как пишется? Почему?
Слитно
Раздельно
1.Не употребляется без НЕ
Неряха, недоумением, неразбериха, незабудки.
1.Есть противопоставление с союзом а.
Не везение, а труд…
2.Нет противопоставления с союзом а, можно заменить синонимом
Невезение = трудности
2.Нельзя заменить синонимом.
Не слон, не школа…
Чтение параграфа учебника.
Проговаривание вслух (по парам).
Составление алгоритма.
Алгоритм
1.Смотрю, употребляется ли слово без НЕ
ДА
НЕТ
Смотрю, есть ли противопоставление с союзом а. Пишу слитно
ДА НЕТ
Пишу раздельно. Смотрю, можно ли заменить синонимом
ДА НЕТ
Пишу слитно. Пишу раздельно
Физкультминутка
(Учащиеся встают из-за парт и делают соответствующие движения, проговаривая вслух)
1.Вот летела стрекоза,
Словно бусинки глаза,
Влево, вправо, назад, вперед,
А сама как вертолет.
2.Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
5. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, комментирование.
Подскажи словечко
Запишите предложения, заменив подчёркнутые слова синонимами с НЕ. Последнее предложение – синтаксический разбор.
Слайд
Рабство для всех горько. Нельзя терпеть ложь. Болезнь портит настроение. Его не сломило горе. Испытания закаляют характер.
Слова для справки: невзгоды, неправда, неволя, несчастье, нездоровье.
Найдите ошибки в правописании НЕ с существительными, докажите свою правоту. Все ли предложения с ошибками?
Слайд
Нескромность звучала в его словах, а дерзкая гордость. Не правды я не потерплю. Каждая не удача ума прибавляет. В осеннее ненастье семь погод на дворе.
Взаимопроверка.
Проговаривание нового знания хором.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой. Самоанализ и самоконтроль.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод, все ли он умеет.