kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 6 классе " Не с именами существительными"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока учителя русского языка и литературы Дударевой Татьяны Васильевны  МБОУ Лопатенская СОШ Клинцовского района Брянской области

Класс: 6

УМК: М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский                   

 Предмет: русский язык.                                                                                                                Тип урока: открытие нового знания.                                                                                      Тема урока: «Не с именами существительными ».                                                              Цели урока:   изучение и первичное закрепление новых знаний, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Средства обучения: компьютер, проектор, ИКТ тренажёр,  учебник, тестовая тетрадь, тетрадь-справочник, карточки с текстом, алгоритм

 

ХОД УРОКА

 

1.Мотивация к совершению учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

I. Слово учителя

            Прозвенел опять звонок,

            Чтоб позвать нас на урок,

            В мир открытий, знаний, света.

Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашего психологического настроя. Пожелайте друг другу удачи и пожмите руку.

Девиз нашего урока: «С малой удачи  начинается большой успех».

 

2.Актуализация знаний

  Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Слайд 1.

Кто умеет веселиться, тот горя (не) боится. Кто любит трудиться, тому без дела (не) сидится. (Не) ошибается тот, кто ничего (не) делает. Невежду никакими лекарствами ( не) вылечишь.

  • Как называются эти предложения?
  • Выпишите слова и проверьте друг у друга.
  • Какую орфограмму мы сейчас повторили?
  • Что вы знаете о правописании не с глаголами?
  • Какое слово не подчиняется данному правилу? Почему?
  • Где возникло затруднение? Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока?

 Учащиеся формулируют тему, проговаривают четко и записывают в тетрадь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе " Не с именами существительными" »

Методическая разработка урока учителя русского языка и литературы Дударевой Татьяны Васильевны МБОУ Лопатенская СОШ Клинцовского района Брянской области

Класс: 6

УМК: М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский

Предмет: русский язык. Тип урока: открытие нового знания. Тема урока: «Не с именами существительными ». Цели урока: изучение и первичное закрепление новых знаний, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Средства обучения: компьютер, проектор, ИКТ тренажёр, учебник, тестовая тетрадь, тетрадь-справочник, карточки с текстом, алгоритм


ХОД УРОКА


1.Мотивация к совершению учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

I. Слово учителя

Прозвенел опять звонок,

Чтоб позвать нас на урок,

В мир открытий, знаний, света.

Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашего психологического настроя. Пожелайте друг другу удачи и пожмите руку.

Девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех».


2.Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Слайд 1.

Кто умеет веселиться, тот горя (не) боится. Кто любит трудиться, тому без дела (не) сидится. (Не) ошибается тот, кто ничего (не) делает. Невежду никакими лекарствами ( не) вылечишь.

  • Как называются эти предложения?

  • Выпишите слова и проверьте друг у друга.

  • Какую орфограмму мы сейчас повторили?

  • Что вы знаете о правописании не с глаголами?

  • Какое слово не подчиняется данному правилу? Почему?

  • Где возникло затруднение? Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока?

Учащиеся формулируют тему, проговаривают четко и записывают в тетрадь.

3. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений. («Почему возникли затруднения? Что мы еще не знаем?)

Проговаривание задачи урока.

4. «Открытие нового знания». Построение проекта выхода из ситуации.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.


  1. Работа над составлением ОК «НЕ с существительными» (записываем в тетрадь-справочник).

Слайд.

Прочитаем стихотворение Б. Заходера. В чем его необычность?


Побывал я однажды в стране,

Где пропала частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением,

Что за лепое положение!

Но вокруг было тихо-тихо,

И во всём была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые росли забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы не.


  • Какие слова с НЕ вы здесь встретили? (Ряха, доумение, забудки и т.д.). Заполним таблицу.

  • Только ли имена существительные встретились здесь? (Прилагательные «лепое», «счастная», «пролазные»).

  • Какая неточность допущена в стихотворении? (Слова без НЕ не употребляются)

  • Почему автору «жаль, что только во сне есть страна без частицы НЕ»? (Не было бы людей с недостатками).

Слитно

Раздельно

1.Не употребляется без НЕ

Неряха, недоумением, неразбериха, незабудки, Несмеяна



Слайд


Невезение преследовало меня. Не везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.

  • Сравните 2 предложения. Как вы думаете, почему были даны эти предложении? Какое слово написано двояко? Почему? (Учащиеся вместе с учителем делают вывод).

  • Дальнейшее составление ОК.


Слитно

Раздельно

1.Не употребляется без НЕ

Неряха, недоумением, неразбериха, незабудки.

1.Есть противопоставление с союзом а.

Не везение, а труд…

2.Нет противопоставления с союзом а, можно заменить синонимом

Невезение = трудности




А представьте себе такой разговор между двумя приятелями из 6 класса после каникул, которые вы ждёте с нетерпением:

- Ты был в зоопарке?

- Был.

- Обезьян видел?

- Видел.

- Крокодила видел?

- Видел.

- Слона видел?

- Видел.

- Неслона видел?

- ?! Не понял!

  • Какое слово вызвало у вас недоумение? (НЕслон)

  • Есть такое слово? Можно заменить синонимом?

  • Как пишется? Почему?

Слитно

Раздельно

1.Не употребляется без НЕ

Неряха, недоумением, неразбериха, незабудки.

1.Есть противопоставление с союзом а.

Не везение, а труд…

2.Нет противопоставления с союзом а, можно заменить синонимом

Невезение = трудности

2.Нельзя заменить синонимом.

Не слон, не школа…


  • Чтение параграфа учебника.

  • Проговаривание вслух (по парам).

  • Составление алгоритма.


Алгоритм


1.Смотрю, употребляется ли слово без НЕ

ДА

НЕТ

Смотрю, есть ли противопоставление с союзом а. Пишу слитно

ДА НЕТ

Пишу раздельно. Смотрю, можно ли заменить синонимом

ДА НЕТ


Пишу слитно. Пишу раздельно


Физкультминутка

(Учащиеся встают из-за парт и делают соответствующие движения, проговаривая вслух)

1.Вот летела стрекоза,

Словно бусинки глаза,

Влево, вправо, назад, вперед,

А сама как вертолет.


2.Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.


5. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, комментирование.


  • Подскажи словечко

Запишите предложения, заменив подчёркнутые слова синонимами с НЕ. Последнее предложение – синтаксический разбор.

Слайд


Рабство для всех горько. Нельзя терпеть ложь. Болезнь портит настроение. Его не сломило горе. Испытания закаляют характер.


Слова для справки: невзгоды, неправда, неволя, несчастье, нездоровье.


  • Найдите ошибки в правописании НЕ с существительными, докажите свою правоту. Все ли предложения с ошибками?

Слайд


Нескромность звучала в его словах, а дерзкая гордость. Не правды я не потерплю. Каждая не удача ума прибавляет. В осеннее ненастье семь погод на дворе.


  • Взаимопроверка.

  • Проговаривание нового знания хором.


6. Самостоятельная работа с самопроверкой. Самоанализ и самоконтроль.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод, все ли он умеет.


  • Тест «Какое слово лишнее?»


    1. Нездоровье, неудача, невежливость, непоседа.

    2. Недотрога, неряха, непогода, ненастье.

    3. Невидимка, неправда, несерьезность, невнимательность.

    4. Не правда, а ложь; не решительность, а сомнение; несерьезность; не внимательность, а рассеянность.


  • «Сундучок». Извлечь из сундучка наибольшее количество слов с НЕ.



В

Н

Н

Е

Д

О

Р

А

З

У

М

Е

Н

И

Е

Н

Е

В

Е

С

О

М

О

С

Т

Ь

Я

Е

Ф

Н

Г

З

Н

Н

Е

Н

А

В

И

С

Т

Ь

Д

Ш

Е

Д

А

Е

Ф

Н

Е

Д

О

С

Т

А

Т

О

К

Р

О

Б

Ж

Н

Е

Д

О

Т

Р

О

Г

А

Т

Ы

Я

Ч

У

Е

Ж

Т

Р

Н

Е

Д

О

Б

О

Р

З

Х

Ё

Д

Н

Е

Д

У

Г

Н

Е

П

О

Г

О

Д

А

Т

К

К

Ж

И

Г

Л

В

З

Я

Р

А

Г

Ю

Н

Л

А

А

К

Н

Н

Е

Д

О

У

Ч

К

А

В

Л


(Недоразумение, невесомость, ненависть, недостаток, недобор, недотрога, недуг, непогода, недоучка, незабудка, неженка, недруг, неряха).


7. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

  • Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?

8. Оценивание


  • Не везение, а труд и настойчивость привели вас к этому успеху. Труд и воля помогут вам добиться успехов в учении. Я желаю вам этого.


9. Задание на дом

Слайд

  • Материал учебника (всем).

  • Опорный конспект (научиться воспроизводить по памяти письменно).

  • Упражнение (дополнить 2-3 пословицами на данное правило).

  • Сочинить лингвистическую сказку о данном правиле (по желанию).

  • Подобрать слова с НЕ общего рода, характеризующие человека с положительной и отрицательной стороны (индивидуально).







Использованная литература



  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. М.: Просвещение 2007 год

  2. Горашова Н.Г.Поурочное планирование по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык: 6 класс». М.: Экзамен 2006

  3. Капинос В.И. Сборник заданий для тематического контроля. Русский язык. 6 класс. М.: Интеллект-Центр, 2009

  4. Волина А.И. Учимся играя. М.: Просвещение, 2007










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок русского языка в 6 классе " Не с именами существительными"

Автор: Дударева Татьяна Васильевна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141436

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка "Род имени существительных" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rod-imieni-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "245992"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446276467"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Презентация к уроку русский язык " Роль имен существительных в предложении и речи""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_uroku_russkii_iazyk_rol_imien_sushchiestvitiel_nykh_v_priedloz"
    ["file_id"] => string(6) "355701"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1478368024"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока по русскому языку "Род имен существительного" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-rod-imien-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "158053"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421682606"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Презентация к уроку русского языка "Изменение имен существительных по числам". "
    ["seo_title"] => string(92) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-chislam"
    ["file_id"] => string(6) "125768"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415041488"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок русского языка "Род имен существительных""
    ["seo_title"] => string(55) "urok-russkogho-iazyka-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh-1"
    ["file_id"] => string(6) "259655"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448806397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства