Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе"
Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе"
Цели урока:
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).
Предметные:
- умение определять окончания прилагательных;
- усвоение учащимися правила определения окончаний прилагательных;
- умение определять мягкую и твердую основу прилагательных;
- обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного;
- умение составлять блок-схему (зависимости имени прилагательного от имени существительного по правилу определения окончания прилагательного);
- умение формулировать вопросы к прилагательному;
- умение составлять алгоритм для определения написания безударного окончания Оборудование: индивидуальные карточки к уроку; фразеологические словари, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе"»
Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе"
Клёмина Татьяна Семеновна учитель начальных классов I категории
Цели урока:
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).
Предметные:
- умение определять окончания прилагательных;
- усвоение учащимися правила определения окончаний прилагательных;
- умение определять мягкую и твердую основу прилагательных;
- обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного;
- умение составлять блок-схему (зависимости имени прилагательного от имени существительного по правилу определения окончания прилагательного);
- умение формулировать вопросы к прилагательному;
- умение составлять алгоритм для определения написания безударного окончания Оборудование:индивидуальные карточки к уроку; фразеологические словари, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада вновь приветствовать вас!
Прозвенел звонок. Начался урок. Тихо мы за парты встали И друг другу покивали Всем гостям сказали «Здравствуйте» Улыбнулись, поклонились… И на место повернулись.
2. Введение в тему. (Слайд № 1)
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы совершим с вами увлекательное путешествие. Чтобы узнать объект путешествия, нужно пройти испытания. Готовы?
- В пути мы будем делать остановки и для этого нам нужно оформить маршрутные листы. Открыли тетради, записали число, классная работа.
-В древней Греции в 399 гг. до н. э. жил философ Сократ .Он сказал: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить»
Я желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.
Выписать слова с непроверяемой безударной гласной е.
Февраль, декабрь, прекрасный, месяц
-Какое лишнее? Почему? . (Слайд №5)
Фе враль, д екабрь, пр екрасный, кале ндарь,
Филворд (по группам)
Имя прилагательное-это часть речи
Что объединяет понятия --род. число. падеж? ( непостоянные признаки имени прилагательного)
Определение- роль прилагательного в предложении
Окончание –изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении, бывает ударное и безударное
Какие прилагательные вызывают сложность? ( С безударными окончаниями)
Физминутка для глаз
- Вот мы и понаблюдаем за снежинками. (Слайд № 6)
- Что вам напомнили эти снежинки? (Падежные окончания имен прилагательных. м.р и ср.р)
5. Сообщение темы и цели урока. (Слайд № 7)
- Вот вы и подошли к теме урока
- Скажите, чему же будет посвящена тема урока? (Имени прилагательному.)
—Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
-Какие цели урока мы поставим? . (Слайд № 8)
Цель урока
Учиться определять падеж имён прилагательных.
Работать над безошибочным написанием безударных окончания прилагательных.
Развивать орфографическую зоркость.
Работать над развитием речи.
Развивать умение работать в группах, в парах.
Учиться контролировать свою работу.
6. Загадки о птицах (Слайд № 9)
А)-Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
-Облетел я всю Сибирь
И зовут меня …?
Б) Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
В) Он в своей лесной палате
Носит пёстренький халатик.
Он деревья лечит,
Постучит – и, легче.
Г) . Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым
-Клё! клё! клё! -поёт со свистом.
Запись слов: Клёст, воробей, снегирь, дятел
Какая орфограмма? (непроверяемая гласная в корне) Клест –парная согласная
Б) Прочитайте стихотворение об одной из птиц. . (Слайд № 10)
Вставьте пропущенные буквы, определить падеж и окончание имен прилагательных.
Самостоятельно. Взаимопроверка.
Полюбуйтесь-ка клестами – Клювы сложены крестами. Щеголи – на загляденье: В ярко-красн… оперенье! В тепл… гнездышке уютн… Вывелись зимой птенцы, Им мороз не страшен лют…, Вот какие молодцы!
Взаимопроверка, . (Слайд № 11) оцени--балл
В) Составьте предложение из данных слов, . (Слайд № 12 -13)
-определите окончания прилагательных, определите падеж,
--Что заметили? (в В.п. окончание –ого, как в Р.п.)
-- От чего зависит? (от существительного одушевленного)
8. Работа над новым материалом
а) Приступаем к реализации второй цели нашего урока.А поможет нам в этом словосочетание шустрый воробей, яркое солнце
Предлагаю просклонять прилагательные вместе с существительными
1 вариант просклоняет прилагательное мужского рода– шустрый воробей
2 вариант просклоняет прилагательное среднего рода – яркое солнце
М.р.
С.р.
Шустрый воробей
Яркое солнце
Шустрого воробья
длинного уха
Шустрому воробью
длинному уху
Шустрого воробья
длинное ухо
Шустрым воробьем
длинным ухом
П.п.хитрой лисе
О шустром воробье
длинном ухе
- Можно ли определить падеж по окончанию? (Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые.)
- А как можно определить падеж у прилагательного? ( Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному.)
г) Давайте составим алгоритм определения падежа у имен прилагательных.
- Какие шаги мы должны сделать?
1 шаг – найти существительное, связанное с именем прилагательным.
(воробья (какого?) шустрого)
2 шаг – определить падеж у имени существительного
(кого? Воробья (лису) –винительный падеж.)
3 шаг – по падежу существительного определить падеж прилагательного, по ударному вопросу прилагательного определить окончание
(Вывод: прилагательное – шустрого – в винительном падеже.)
10. Творческая работа. (Слайд №19)
--Вставь нужные имена прилагательные. Определи падеж прилагательных ,
--Составь и запиши рассказ(предложения) в тетради.
В… день белый
От… солнца еловый
В… лесу яркое
На …снегу морозный
В морозный день хорош зимний день. На снегу можно видеть следы зверей. В еловом лесу много птиц. От яркого солнца сверкает, переливается снег.
12. Итог урока
- Наше путешествие подходит к концу.
- Как вы думаете, мы справились с задачей. Научились определять падежи прилагательных, правильно писать безударные окончания?
- Как это делать? (по вопросу прилагательного)
Пословицы ( Упр 70) или на СЛАЙД № 20
13. Рефлексия(СЛАЙД №21)
Сегодня на уроке я понял, узнал, удивился, научился, обрадовал…
Нарисуй смайлик своего цвета.
Д/з : упражнение № 23 с.21 в тетради с печатной основой.
Литература:
Сборник из серии «Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя» - М.:Изд. «Первое сентября»,
О.В. Узорова, Е.А. Нефедова « Справочное пособие по русскому языку»
В.В. Волина «Фразеологический словарь»: Популярное пособие для начальной школы. - М.: АСТ_ПРЕСС, 1997.,