Цели урока: отрабатывать умения распознавать в словах шипящие звуки и правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с гласными буквами и, а, у; формировать орфографические знания, умения и навыки на основе развития орфографической зоркости; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих, сочетаний чк, чн ;воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели урока: отрабатывать умения распознавать в словах шипящие звуки и правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с гласными буквами и, а, у; формировать орфографические знания, умения и навыки на основе развития орфографической зоркости; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих, сочетаний чк, чн ;воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.
Ход урока
Орг. момент.
Проверка д. з.
Сообщение темы и целей урока
Вот и дан опять звонок—
Начинается урок.
Как жи, ши, ча, ща писать
Будем снова повторять.
Повторение изученного
А)Догадайтесь - ка, ребята, Отчего ежи, ужи, Щуки, белки и волчата Рассмеялись от души
Б) Заранее подготовленные дети читают стихи на изучаемые правила:
Вспомним правило (ЖИ-ШИ пиши с буквой “И”).
Сережи, Наташи: не спешите, Повнимательней пишите! Да потише нажимайте, Карандаши свои не сломайте! Г. Ладонщиков
ЧА и ЩА пиши с буквой “А”.
Пища, чаща, роща, куча, Саранча, кочан и туча, Дача, чайка, каланча – Все слова на ЧА и ЩА. Н.М. Бетенькова
ЧУ и ЩУ пиши с буквой “У”.
Я грамотно писать хочу, Слова на ЧУ и ЩУ учу: Чулок, и чудо, и чугун, Чудак, и щука, и ворчун, Чумазый, чучело, чурбан, Чудесный, чувство и чулан, Кричу, ворчу, ищу, тащу – Я с У пишу и ЧУ и ЩУ.
В) Давайте-ка, ребятки, отгадывать загадки на изученные правила.
У нее во рту пила, Под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, А теперь в котел попала. (Щука)
Растет на грядке с кислинкой Зеленый лист, как косынка. Не ленись, его сорви. С ним пирог ты испеки. (Щавель)
Две курносые подружки Не отстали друг от дружки. Обе по снегу бегут, Обе песенки поют Обе ленты на снегу Оставляют на бегу. (Лыжи)
К розе не подпускают, От всех ее защищают. (Шипы)
Кто, ворочая усами, Раскомандовался нами: “Можно есть! Пора гулять! Умываться и в кровать!” (Часы)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: “Пейте чай, вода вскипела!” (Чайник)
Живут в норке, Грызут корки. Короткие ножки. Боятся кошки. (Мыши)
Запись отгадок самостоятельно в тетрадях с подчёркиванием орфограмм.
Г) фронтальная работа:
Сегодня мы будем отвечать на хитрые вопросы. Запишите только ответ.
Как превратить мел а место на реке? (мель)
Как угол превратить в топливо? (уголь)
Как сделать, чтобы шест стал числом? (шесть)
Как из банки сделать баню? (банька)
Как из полки сделать танец? (полька)
Фонетическая работа. Игра «Посчитаем»
Вот идут они гуськом
Вдоль лесных дорожек;
Ёж-отец, Ежиха-мать
И ребёнок-ёжик.
В каких подчёркнутых словах число звуков и букв совпадает? (ребёнок)
В каких словах звуков больше, чем букв и почему? (ёж, ежиха, ёжик)
В каких словах букв больше и почему? (гуськом, вдоль, мать)
Какие ещё слова вы знаете, где букв больше, чем звуков? Напишите
Какую роль выполняет ь в этих словах? (показатель мягкости)
Чистописание
жи, ши
шишки, мыши, малыши, лыжи.
Работа по теме урока (закрепление)
А) Грамматическая сказка «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами»
Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке
Жили-были на свете Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку И, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот решили однажды буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат везде—нашли уже многих, только никак не могут найти 3 гласных—Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера промучились. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие—с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ--ШИ, ЧА--ЩА, ЧУ--ЩУ!
Много времени прошло с тех пор. И захотели шипящие вновь расширить круг своих друзей. Вспомнили про Я, Ю, Ы. решили взять с собой в лес за грибами и ягодами. Буквы ведь очень дружный народ. Хорошо провели они время в лесу, а когда пришли, буква Я расхвасталась:
--я больше всех собрала. Грибы у меня самые лучшие, а ягоды самые спелые и душистые. Это я всех в лес позвала, это я их вывел на лучшую поляну, это я…
Буквы даже рассердились!
--Мы так дружно жили, никогда не ссорились, а главное—никто у нас так не зазнавался, каждый знал своё место, и вдруг…
И решили буквы проучить букву-зазнайку, отправив её в самый конец алфавита, но тут заюлила буква Ю, стала защищать свою подружку Я. И буква Ы стала своей клюкой размахивать. Буквы и их отправили в конец поближе к букве Я.
Кстати, именно с того момента шипящие буквы Ч, Ш, Щ Ж сказали, что НИКОГДА больше не будут дружить с буквами-зазнайками, а только со скромными буквами А, У, И, которые никогда не выпячиваются.
А как же, спросите вы,могут получиться такие слова как чаща, щука, лыжи? А очень прост: с буквами И, У, А и только с ними!
-- Какая невоспитанность!—жаловались отвергнутые буквы на шипящие. –Подойти невозможно, так и шипят от злости.
Справедливая обида! Но только не ко всем так суровы Ж, Ш, Щ, Ч. они всегда рады И, У, А!
Прочитайте текст. Какие правила нужно вспомнить, чтобы правильно его выполнить
--выполните задание самостоятельно.
8. Физкультминутка
Встаньте “паровозиком”, двигаемся по кабинету и поём: “чщ, чщ…
Вот поезд наш мчится,
колеса стучат, А в поезде нашем ребята сидят. Чу- чу- чу- чу- чу… чщ - чщ …
В) Продолжение работы по учебнику.
Упражнение в правописании сочетаний
--упр.53 стр.22 (устно)
--упр.54 стр. 22 (у доски)
--упр.55 стр. 22 (самостоятельно)
Игра «Продолжи словечко»
Угадайте и запишите слова:
Кот живёт у нас на крыше
А в подполье живут… (мыши)
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни…(машина)
По полям бегут ручьи,
На дорогах -(Лужи)
Скоро выйдут муравьи
После зимней…(стужи)
8. Игра «Зажги огонёк» (у доски 2 команды)
Детям раздаются карточки двух цветов: подобрать пару.
--Назовите пары слов:
Волшебник – чародей
Нередко – часто
Глушь- чаща
Грязный – чумазый
Храбрец – смельчак
Жалеть – щадить
Большая туча
Журчат ручьи
Берёзовая роща
Чаща леса
Машина гудит
9.Выборочное письмо (взаимопроверка в парах)
Запишите только те слова, в которых встречаются изучаемые орфограммы:
Ча-ща
За бульваром, у Покровки, На трамвайной остановке, Вылезая, буква “Щ” Тянет пояс от плаЩА. А в трамвай влезает “Ч” С чемоданом на плече. Вышел ёж с сапожной щеткой, Занялся работой четкой. Гуталина не ЩАдит, Гуталин слегка ЧАдит. Заяц волка замеЩАет, Всех косых он замеЧАет.
А волна реки, плеЩА, Пену бросила с плеЧА.
Чу-щу
Оба брата, Гек и ЧУк Принялись за ловлю ЩУк. И кричит им птица ЩУр: - Не меня ловите, ЧУр!
“ЖИ-ШИ”:
Рядом с иголками рыЖИк под ёлками. Не мал, не велик, а леЖИт и блестит. Ехала маШИна, лопнула вдруг ШИна. Воздух из ШИны с ШИпеньем выходит.
Подведение итогов.
Девочки поют частушки:
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши:
Мыши, ёжики, ужи,
Лужи, крыши и моржи.
ЧА и ЩА, ЧА и ЩА
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча—
С буквой А и ЧА и ЩА.
Сочетания ЧУ и ЩУ
Пием только с буквой У.
Чудо, щука, ухвачу
И кричу, лечу, хочу.
Точно, точка, стрелочка,
Тучка, срочно, белочка,
Не запомнятся никак,
ЗДЕСЬ НЕ НУЖЕН Ь!
Д. з. упр 56 стр 23
Рефлексия
Сегодня я узнал …
Мне еще нужно отработать…
Для меня самым трудным было…
Сегодня на уроке мне было…
Для меня самым интересным было…
С каким настроением окончили урок? (покажите)
*** дополнительный материал:
1.Что происходит по взмаху волшебной палочки?
2.Растение из огорода, кислое на вкус?
3.Белая холодная звездочка, тающая на ладошке?
4.Загадка из учебника математики, требующая решения?