ТЕМА: Правописание глаголов. 4 класс
(Программа «Школа России» учебник Канакина «Русский язык».)
Цели: Закрепить знания о глаголе как части речи; повторить правописание безударных личных окончаний глаголов.
Задачи урока:
Образовательные Закрепить умение правильно писать безударные личные окончания глаголов. Закрепить умение определения спряжения глаголов. Закрепить умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов. Закрепить знания о глаголах – исключениях.
Развивающие Развивать мыслительные операции. Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память). Развивать орфографическую зоркость. Развивать связную устную и письменную речь.
Воспитательные Воспитывать умение работать в коллективе и самостиятельно.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас урок русского языка не простой. Поприветствуем гостей. Нам предстоит выполнить много заданий. Работать нам нужно дружно, быстро, помогая друг другу. Поэтому предлагаю начать работу с минутки чистописания.
- Орфографическая разминка.
- Запись числа и классной работы. Старательно записываем мудрость и попробуйте объяснить, как вы понимаете это высказывание (ответы детей) (слайд 2)
На дополнительной доске написаны слова с пропущенными буквами:
Мягкий, солнце, забежал, берег, тропинка, аллея.
- Запишите слова, обозначьте орфограмму (взаимопроверка)
- Формулирование темы урока.
- Сегодня мы будем повторять орфограммы, связанные с написанием одной части речи. Какой, определите, прочитав по буквам, найденных вами орфограмм в словах первой строки.
- Какая тема урока? Что мы будем делать на уроке? (ответы детей)
- Но для начала проверим, насколько вы внимательны. Поработаем на компьютерах. Открываем текст «Черепаха», внимательно знакомимся с ним. Что вы заметили? (В нем есть ошибки) Ваша задача – найти и исправить все ошибки (задание на орфографическую зоркость) (слайд 3)
(на это задание отводится 5 минут, затем дети сохраняют свои работы в ноутбуках для дальнейшей проверки. На интерактивной доске исправляются все найденные детьми ошибки)
- Вы замечательно справились с этим заданием, а теперь давайте вспомним и разберем по составу слова : смастерили, разбудило, постелька (слайд 4) ( дети самостоятельно разбирают слова в тетрадях, а затем проверяем выполнение задания у доски)
- А теперь давайте немного отдохнем – ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 5) Я думаю, все помечтали о приближающихся каникулах, настроение улучшилось.
Прочтите строки стихотворения о лете, вспомните тему нашего урока и найдите в нем все необходимые нам слова, выпишите их в тетрадь (слайд 6)
(один ученик выходит и подчеркивает все глаголы в стихотворении) А теперь попробуйте все глаголы разобрать как часть речи.
- Фронтальная работа со всем классом
Я рада, что это задание не вызвало у вас затруднений. Предлагаю немного поиграть в игру «Закончи предложение» (слайд 7)
Несмотря на то, что некоторые не смогли правильно определить спряжение глаголов, ничего страшного, давайте мы еще раз все вместе вспомним, что нужно сделать для определения спряжения (слайд 8) (дети называют глаголы-исключения)
- Если окончание ударное, спряжение определить легко.
- Если окончание безударное, образуй форму 3-го л. мн.ч. (в этой форме иногда ясно можно услышать окончание – ( -ут/ют- 1спр., ат/ят- 2спр.) или начальную форму.
- Если в н.ф. глагол оканчивается на –ИТЬ (кроме брить, стелить), то это глагол IIспр.
- Если в н.ф. глагол не оканчивается на – ИТЬ,
и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол I спряжения.
Надеюсь, теперь все вспомнили, как правильно определить спряжение и все справятся со следующим заданием (слайд 9)
- Самостоятельная работа.
Определите спряжения глаголов:
Читаешь, кричит, поёт, качает, ворчит, пишет, говорим, молчат,клюют, грустите, ругаются, балуется, верят
( после выполнения задания - работа в парах – взаимопроверка, после чего на доске по очереди дети указывают уже определенные спряжения у каждого глагола)
- Рефлексия. Итог. Выставление оценок
Вы отлично потрудились, давайте узнаем, каков же результат нашего сегодняшнего урока.
«Яблоня» На доске - яблоня. Дети по очереди выходят к доске и рисуют на яблоне яблочки. Яблоки двух цветов – красные и черные. Красные – я считаю, что сделал всё хорошо, я старался, у меня хорошее настроение; черные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
Молодцы! Спасибо за урок!