4. Создание проблемной ситуации. Анализ предложений на доске:
Ваш рассказ интереснее моего.
Вы рассказываете интереснее, чем я.
- Обратите внимание, что в этих предложениях встречаются одинаковые по звучанию и написанию слова в форме сравнительной степени. Какие же это части речи?
- поставьте вопросы к этим словам.
- каким членом предложения они являются?
- какими частями речи?
5. Работа над алгоритмом
6. Закрепление изученного. Объяснительный диктант (у доски)
Горе меньше, а радость богаче, если с друзьями делишь ты их.. Невозможно умереть достойней, чем погибнуть «за други своя ».
Найдите в этих предложениях слова с одним корнем.
Какова их стилевая принадлежность?
Каково их лексическое значение?
История фразеологизма «за други своя» (этимологическая справка)
Жизненные принципы каких литературных героев могут быть сформулированы этими словами?
«За други своя» - девиз казачьего войска
Известны ли вам реальные люди, чья жизнь стала примером самопожертвования?
7.Орфоэпическая минутка
8.Работа с текстом (записать под диктовку)
1) Не зря мудрецы говорили, что жизнь – это дорога в гору. 2)Чем выше человек поднимался, тем дальше видел. 3)Чем отвеснее скалы и уже тропки, тем путь интереснее. 4) И он шёл всё увереннее, вырываясь вперёд и нетерпеливо расталкивая идущих рядом. 5) И когда он повис над пропастью, рядом не было никого.
9.Физкультминутка
10. Анализ текста
Сформулируйте основную мысль этого текста – притчи
Что такое притча?
Какое моральное поучение содержит эта притча?
Объясните знаки препинания в первом предложении.
Объясните знаки препинания в четвёртом предложении.
Назовите в четвёртом предложении слова без окончаний. Назовите эти части речи
Найдите в последнем предложении местоимения и укажите их разряд
По вариантам: найти наречия / прилагательные в сравнительной степени. Подчеркнуть как члены предложения.
11. Контроль усвоения изученного. Тест (5-6 мин.)
Взаимопроверка теста
12.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Оцените результаты своей работы на уроке, используя наречия. Подберите наречия к глаголу, указав, как мы сегодня
поработали…
«Без наречий наполовину утратилась бы живописность, выцвела и полиняла эмоционально-экспрессивная окраска речи ». П.С.Пустовалов
13. Домашнее задание. 5-7 пословиц со сравнительной степенью наречий и прилагательных