kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Неопределенная форма глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной. Развивать умение определять время и число глагола.

Ход урока.

1.Организационный момент и сообщение целей урока.

На доске написано стихотворение С. Баруздина.

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

-Прочитайте подчеркнутые глаголы. На какие вопросы они отвечают? Определите время, число. (Определить нельзя)

-Сегодня мы узнаем, как называются глаголы, у которых нельзя определить время и число.

2.Проверка домашнего задания.

Упражнение 410, стр. 179-180.

-Кто автор картины „Март“? (Левитан)

«Левитан Исаак Ильич показал глубокое очарование, таящееся в простоте русского пейзажа: всю живописность самого обычного - от дождя, моросящего над порубкой, до тропинки, ведущей от колодца к избе.

Сила Левитана заключается в том, что он заставляет всматриваться в природу, пристально наблюдать и запоминать. Только тогда мы открываем в окружающей природе такое разнообразие форм и красок, о каких  раньше и не подозревали.

Вглядывайтесь в картины Левитана, и тогда перед вами предстанет страна во всей ее привольной красоте. И вы полюбите ее еще больше, чем любили до тех пор, пока ее не показал вам этот волшебный художник. Левитан написал следующие картины: «Март», «Золотая осень», «Над вечным покоем» и другие.

Показ картин.

-Прочитайте, какое описание картины Левитана «Март» написали вы?

3.Чистписание.

-Запишите под диктовку слова: выкопал, выдержал, угрожают, защищает, стемнеет, сбегут.

-Прочитайте вслух слова, найдите в них общее.

(Все слова - глаголы. Все слова имеют безударную гласную в корне. В каждом слове есть приставка.)

-Какие можете назвать различия?

(Глаголы - угрожают, сбегут множественного числа, а остальные - единственного.

Глагол угрожают - настоящего. Глаголы зашагает, сбегут, стемнеют - будущего.

В приставках слов угрожают, стемнеют, сбегут по одной букве, а в приставках остальных глаголов - по две.)

-Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Одна находится в корне глагола настоящего времени множественного числа и обозначает в нем парный звонкий всегда твердый звук. Какая это буква? Где она находится?

(Это  буква ж.Она находится в корне –грож - глагола настоящего времени множественного числа угрожают и обозначает в нем парный звук [ж].

-Вторая и третья буквы являются проверяемыми безударными гласными в корнях глаголов прошедшего времени. Какие это буквы? Где они находятся?

(Вторая буква о.Она находится в корне – коп- глагола прошедшего времени выкопал.

Третья буква е. Она находится в корне – держ - глагола прошедшего времени выдержал.)

-Составьте цепочку, в которую входили бы буквы ж, а, е и образовали бы сначала прямые слоги (СГ), а затем обратные (ГС).

Письмо цепочки букв:

Жа   же  аж  еж…

4.Словарно – орфографическая работа.

-Новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, поработав с шифром.

Зашифрованное слово                                                             Шифр

            Т            Л              Ь             А        Ж      Е

-Какое это слово? (желать).

-Подберите синоним к слову желать.(хотеть)

-Найдите слово желать в орфографическом словаре. Что можете сказать о его написании?

-Прочитайте написанные на доске пословицы.

Кто много желает, тот мало имеет.

Лишнего пожелать - последнее потерять.

Заставили козла огород стеречь.

Много желать- добра не видать.

-Разделите эти пословицы на группы  в зависимости от заложенного в них смысла.

(Пословицы можно разделить на две части. В первую войдут пословицы:

 Кто много желает, тот мало имеет

Лишнего пожелать - последнее потерять.

 Много желать - добра не видать.

В них говорится о человеческой жадности и о том, как она влияет на жизнь человека.

Ко второй части можно отнести пословицу:

               Заставили козла огород стеречь.

Ее смысл в том, что нельзя доверять какие-либо ценности тому, кто хочет их присвоить, взять себе.)

- Назовите имеющиеся в пословицах глаголы. Какая из названных форм глагола вам не знакома?  

(Не знакома форма глагола, которая отвечает на вопрос, что делать?)

Сегодня мы будем говорить о форме глагола, которая отвечает на вопросы - что делать, что сделать?

 5. Изучение нового материала.

-Назовите глаголы из первой пословицы. Задайте к ним вопрос. Определите их время и число.

(Глаголы – желает и имеет - отвечают на вопрос что делает? Это глаголы настоящего времени, единственного числа)

-   Задайте вопросы, определите время и число глаголов, имеющихся  во второй пословице.

(Что делаешь? Пожелаешь, потеряешь.Эти глаголы будущего времени единственного числа.)

-Задайте вопросы к глаголам из третьей и четвертой пословиц.

(Что делать? Желать, видеть, стеречь.)

-От данных глаголов образуйте новые так, чтобы к ним можно было задать вопрос – что сделать?

(Что сделать? Пожелать, увидеть, постеречь.)

-Определите время  и число глаголов, отвечающих на вопросы  что сделать? что делать?

(В глаголах время и число не определяются)

-Форма глагола, которая не указывает на время и число, называется  неопределенной формой глагола.

На что оканчиваются глаголы в неопределенной  форме?

(Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на –ть, -ти,-чь.)

-Обобщите наше рассуждение.

(Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать?, что сделать? Они оканчиваются на –ть,-ти, -чь.  Неопределенная форма глагола не указывает на время и не изменяется по числам.)

6. Физминутка.

-Я буду называть глаголы в неопределенной форме. Если вы услышите глагол, который отвечает на вопрос что делать? ,сгибайте в колене правую ногу. Если я назову глагол, который отвечает на вопрос что сделать?, сгибайте в колене левую ногу.

Гудеть, загудеть, бежать, прибежать, читать, прочитать, сшить, шить, учить, выучить, нарисовать, срисовать, рисовать.

7.Работа по учебнику.

Чтение вывода на странице 180. Выполнение упражнений №411-414.

Упражнение «Четвертый лишний»

На доске записаны две группы слов. В каждой группе есть «лишнее слово». Надо найти это слово и обосновать ответ.

  1. Рассказать, гулять, придумать, изобретать.
  2. Думать, понимать, читать,  подсказать.

8.Домашнее задание.

 Упражнение №416, стр. 181-182.

9.Итог урока.

-Расскажите о глаголах неопределенной формы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" »

Тема: Неопределенная форма глагола.

Цели урока: Уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной. Развивать умение определять время и число глагола.

Ход урока.

1.Организационный момент и сообщение целей урока.

На доске написано стихотворение С. Баруздина.

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

-Прочитайте подчеркнутые глаголы. На какие вопросы они отвечают? Определите время, число. (Определить нельзя)

-Сегодня мы узнаем, как называются глаголы, у которых нельзя определить время и число.

2.Проверка домашнего задания.

Упражнение 410, стр. 179-180.

-Кто автор картины „Март“? (Левитан)

«Левитан Исаак Ильич показал глубокое очарование, таящееся в простоте русского пейзажа: всю живописность самого обычного - от дождя, моросящего над порубкой, до тропинки, ведущей от колодца к избе.

Сила Левитана заключается в том, что он заставляет всматриваться в природу, пристально наблюдать и запоминать. Только тогда мы открываем в окружающей природе такое разнообразие форм и красок, о каких раньше и не подозревали.

Вглядывайтесь в картины Левитана, и тогда перед вами предстанет страна во всей ее привольной красоте. И вы полюбите ее еще больше, чем любили до тех пор, пока ее не показал вам этот волшебный художник. Левитан написал следующие картины: «Март», «Золотая осень», «Над вечным покоем» и другие.

Показ картин.

-Прочитайте, какое описание картины Левитана «Март» написали вы?

3.Чистписание.

-Запишите под диктовку слова: выкопал, выдержал, угрожают, защищает, стемнеет, сбегут.

-Прочитайте вслух слова, найдите в них общее.

(Все слова - глаголы. Все слова имеют безударную гласную в корне. В каждом слове есть приставка.)

-Какие можете назвать различия?

(Глаголы - угрожают, сбегут множественного числа, а остальные - единственного.

Глагол угрожают - настоящего. Глаголы зашагает, сбегут, стемнеют - будущего.

В приставках слов угрожают, стемнеют, сбегут по одной букве, а в приставках остальных глаголов - по две.)

-Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Одна находится в корне глагола настоящего времени множественного числа и обозначает в нем парный звонкий всегда твердый звук. Какая это буква? Где она находится?

(Это буква ж.Она находится в корне –грож - глагола настоящего времени множественного числа угрожают и обозначает в нем парный звук [ж].

-Вторая и третья буквы являются проверяемыми безударными гласными в корнях глаголов прошедшего времени. Какие это буквы? Где они находятся?

(Вторая буква о.Она находится в корне – коп- глагола прошедшего времени выкопал.

Третья буква е. Она находится в корне – держ - глагола прошедшего времени выдержал.)

-Составьте цепочку, в которую входили бы буквы ж, а, е и образовали бы сначала прямые слоги (СГ), а затем обратные (ГС).

Письмо цепочки букв:

Жа же аж еж…

4.Словарно – орфографическая работа.

-Новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, поработав с шифром.

Зашифрованное слово Шифр

Т Л Ь А Ж Е

-Какое это слово? (желать).

-Подберите синоним к слову желать.(хотеть)

-Найдите слово желать в орфографическом словаре. Что можете сказать о его написании?

-Прочитайте написанные на доске пословицы.

Кто много желает, тот мало имеет.

Лишнего пожелать - последнее потерять.

Заставили козла огород стеречь.

Много желать- добра не видать.

-Разделите эти пословицы на группы в зависимости от заложенного в них смысла.

(Пословицы можно разделить на две части. В первую войдут пословицы:

Кто много желает, тот мало имеет

Лишнего пожелать - последнее потерять.

Много желать - добра не видать.

В них говорится о человеческой жадности и о том, как она влияет на жизнь человека.

Ко второй части можно отнести пословицу:

Заставили козла огород стеречь.

Ее смысл в том, что нельзя доверять какие-либо ценности тому, кто хочет их присвоить, взять себе.)

- Назовите имеющиеся в пословицах глаголы. Какая из названных форм глагола вам не знакома?

(Не знакома форма глагола, которая отвечает на вопрос, что делать?)

Сегодня мы будем говорить о форме глагола, которая отвечает на вопросы - что делать, что сделать?

5. Изучение нового материала.

-Назовите глаголы из первой пословицы. Задайте к ним вопрос. Определите их время и число.

(Глаголы – желает и имеет - отвечают на вопрос что делает? Это глаголы настоящего времени, единственного числа)

- Задайте вопросы, определите время и число глаголов, имеющихся во второй пословице.

(Что делаешь? Пожелаешь, потеряешь .Эти глаголы будущего времени единственного числа.)

-Задайте вопросы к глаголам из третьей и четвертой пословиц.

(Что делать? Желать, видеть, стеречь.)

-От данных глаголов образуйте новые так, чтобы к ним можно было задать вопрос – что сделать?

(Что сделать? Пожелать, увидеть, постеречь.)

-Определите время и число глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? что делать?

(В глаголах время и число не определяются)

-Форма глагола, которая не указывает на время и число, называется неопределенной формой глагола.

На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?

(Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на –ть, -ти,-чь.)

-Обобщите наше рассуждение.

(Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать?, что сделать? Они оканчиваются на –ть ,-ти, -чь. Неопределенная форма глагола не указывает на время и не изменяется по числам.)

6. Физминутка.

-Я буду называть глаголы в неопределенной форме. Если вы услышите глагол, который отвечает на вопрос что делать? ,сгибайте в колене правую ногу. Если я назову глагол, который отвечает на вопрос что сделать?, сгибайте в колене левую ногу.

Гудеть, загудеть, бежать, прибежать, читать, прочитать, сшить, шить, учить, выучить, нарисовать, срисовать, рисовать.

7.Работа по учебнику.

Чтение вывода на странице 180. Выполнение упражнений №411-414.

Упражнение «Четвертый лишний»

На доске записаны две группы слов. В каждой группе есть «лишнее слово». Надо найти это слово и обосновать ответ.

  1. Рассказать, гулять, придумать, изобретать.

  2. Думать, понимать, читать, подсказать.

8.Домашнее задание.

Упражнение №416, стр. 181-182.

9.Итог урока.

-Расскажите о глаголах неопределенной формы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка по теме "Неопределенная форма глагола"

Автор: Добрянская Надежда Николаевна

Дата: 27.09.2015

Номер свидетельства: 234092

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Неопределенная форма глагола"
    ["seo_title"] => string(29) "neopredelennaia_forma_glagola"
    ["file_id"] => string(6) "484292"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541660898"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока по русскому языку по теме "Неопределенная форма глагола""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-nieopriedieliennaia-forma-ghlaghola-1"
    ["file_id"] => string(6) "322522"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461602825"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок русского языка "Неопределённая форма глагола", 4 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-russkogho-iazyka-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "232312"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442816615"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Презентация для проведения урока русского языка по теме:"Неопределенная форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(103) "priezientatsiia-dlia-proviedieniia-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieopriedieliennaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "238598"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444589709"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок русского языка по теме: "Неопределенная форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieopriedieliennaia-forma-ghlaghola-1"
    ["file_id"] => string(6) "242394"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445449633"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства