Цели урока: Уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной. Развивать умение определять время и число глагола.
Ход урока.
1.Организационный момент и сообщение целей урока.
На доске написано стихотворение С. Баруздина.
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
-Прочитайте подчеркнутые глаголы. На какие вопросы они отвечают? Определите время, число. (Определить нельзя)
-Сегодня мы узнаем, как называются глаголы, у которых нельзя определить время и число.
2.Проверка домашнего задания.
Упражнение 410, стр. 179-180.
-Кто автор картины „Март“? (Левитан)
«Левитан Исаак Ильич показал глубокое очарование, таящееся в простоте русского пейзажа: всю живописность самого обычного - от дождя, моросящего над порубкой, до тропинки, ведущей от колодца к избе.
Сила Левитана заключается в том, что он заставляет всматриваться в природу, пристально наблюдать и запоминать. Только тогда мы открываем в окружающей природе такое разнообразие форм и красок, о каких раньше и не подозревали.
Вглядывайтесь в картины Левитана, и тогда перед вами предстанет страна во всей ее привольной красоте. И вы полюбите ее еще больше, чем любили до тех пор, пока ее не показал вам этот волшебный художник. Левитан написал следующие картины: «Март», «Золотая осень», «Над вечным покоем» и другие.
Показ картин.
-Прочитайте, какое описание картины Левитана «Март» написали вы?
3.Чистписание.
-Запишите под диктовку слова: выкопал, выдержал, угрожают, защищает, стемнеет, сбегут.
-Прочитайте вслух слова, найдите в них общее.
(Все слова - глаголы. Все слова имеют безударную гласную в корне. В каждом слове есть приставка.)
-Какие можете назвать различия?
(Глаголы - угрожают, сбегут множественного числа, а остальные - единственного.
Глагол угрожают - настоящего. Глаголы зашагает, сбегут, стемнеют - будущего.
В приставках слов угрожают, стемнеют, сбегут по одной букве, а в приставках остальных глаголов - по две.)
-Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Одна находится в корне глагола настоящего времени множественного числа и обозначает в нем парный звонкий всегда твердый звук. Какая это буква? Где она находится?
(Это буква ж.Она находится в корне –грож - глагола настоящего времени множественного числа угрожают и обозначает в нем парный звук [ж].
-Вторая и третья буквы являются проверяемыми безударными гласными в корнях глаголов прошедшего времени. Какие это буквы? Где они находятся?
(Вторая буква о.Она находится в корне – коп- глагола прошедшего времени выкопал.
Третья буква е. Она находится в корне – держ - глагола прошедшего времени выдержал.)
-Составьте цепочку, в которую входили бы буквы ж, а, е и образовали бы сначала прямые слоги (СГ), а затем обратные (ГС).
Письмо цепочки букв:
Жа же аж еж…
4.Словарно – орфографическая работа.
-Новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, поработав с шифром.
Зашифрованное слово Шифр
Т Л Ь А Ж Е
-Какое это слово? (желать).
-Подберите синоним к слову желать.(хотеть)
-Найдите слово желать в орфографическом словаре. Что можете сказать о его написании?
-Прочитайте написанные на доске пословицы.
Кто много желает, тот мало имеет.
Лишнего пожелать - последнее потерять.
Заставили козла огород стеречь.
Много желать- добра не видать.
-Разделите эти пословицы на группы в зависимости от заложенного в них смысла.
(Пословицы можно разделить на две части. В первую войдут пословицы:
Кто много желает, тот мало имеет
Лишнего пожелать - последнее потерять.
Много желать - добра не видать.
В них говорится о человеческой жадности и о том, как она влияет на жизнь человека.
Ко второй части можно отнести пословицу:
Заставили козла огород стеречь.
Ее смысл в том, что нельзя доверять какие-либо ценности тому, кто хочет их присвоить, взять себе.)
- Назовите имеющиеся в пословицах глаголы. Какая из названных форм глагола вам не знакома?
(Не знакома форма глагола, которая отвечает на вопрос, что делать?)
Сегодня мы будем говорить о форме глагола, которая отвечает на вопросы - что делать, что сделать?
5. Изучение нового материала.
-Назовите глаголы из первой пословицы. Задайте к ним вопрос. Определите их время и число.
(Глаголы – желает и имеет - отвечают на вопрос что делает? Это глаголы настоящего времени, единственного числа)
- Задайте вопросы, определите время и число глаголов, имеющихся во второй пословице.
(Что делаешь? Пожелаешь, потеряешь.Эти глаголы будущего времени единственного числа.)
-Задайте вопросы к глаголам из третьей и четвертой пословиц.
(Что делать? Желать, видеть, стеречь.)
-От данных глаголов образуйте новые так, чтобы к ним можно было задать вопрос – что сделать?
(Что сделать? Пожелать, увидеть, постеречь.)
-Определите время и число глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? что делать?
(В глаголах время и число не определяются)
-Форма глагола, которая не указывает на время и число, называется неопределенной формой глагола.
На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?
(Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на –ть, -ти,-чь.)
-Обобщите наше рассуждение.
(Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать?, что сделать? Они оканчиваются на –ть,-ти, -чь. Неопределенная форма глагола не указывает на время и не изменяется по числам.)
6. Физминутка.
-Я буду называть глаголы в неопределенной форме. Если вы услышите глагол, который отвечает на вопрос что делать? ,сгибайте в колене правую ногу. Если я назову глагол, который отвечает на вопрос что сделать?, сгибайте в колене левую ногу.
Гудеть, загудеть, бежать, прибежать, читать, прочитать, сшить, шить, учить, выучить, нарисовать, срисовать, рисовать.
7.Работа по учебнику.
Чтение вывода на странице 180. Выполнение упражнений №411-414.
Упражнение «Четвертый лишний»
На доске записаны две группы слов. В каждой группе есть «лишнее слово». Надо найти это слово и обосновать ответ.
- Рассказать, гулять, придумать, изобретать.
- Думать, понимать, читать, подсказать.
8.Домашнее задание.
Упражнение №416, стр. 181-182.
9.Итог урока.
-Расскажите о глаголах неопределенной формы.