Тема урока | Главные члены предложения |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цель урока | Способствовать развитию представления о том, что в каждом предложении о ком-либо или о чём-либо говорится; создать условия для формирования умения находить в предложении главные члены предложения. |
Задачи | Образовательные: формировать умения анализировать предложение, находить подлежащее и сказуемое, устанавливать связь одного члена предложения с другим( выделять главные члены как смысловую нагрузку); учить списывать текст, формировать навыки грамотного и каллиграфического письма; Развивающие: развивать связную устную речь учащихся; развивать память, внимание, логическое мышление, умение работать с текстом; развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, анализировать. Воспитательные: воспитание активности, усидчивости, прилежания, любознательности, заинтересованности и пытливости в процессе учения; ответственности за свои поступки; |
Планируемые результаты | Предметные: Научиться: выделять предложения из устной речи Получит возможность научиться: находить в предложении главные члены предложения, отличать по вопросам подлежащее и сказуемое. Личностные: стремятся хорошо учиться, выражают положительные отношения к процессу познания, адекватно принимают причины успешности Метапредметные: Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности находят средства её осуществления. Познавательные: общеучебные: используют знако-символические средства для решения учебной задачи; логические: выполняют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям) Коммуникативные: определяют общую цель и пути её достижения, умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществляют взаимный контроль, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих. |
Основные понятия | Предложение, главные члены предложения (основа) |
Ресурсы: Основные: Дополнительные: | Таблица «Виды предложений. Знаки препинания в конце предложения». Учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» Презентация к уроку в программе PowerPoint, карточки этапы алгоритма, тесты для группового контроля; листы самоконтроля; жетоны-смешарики для игр; предложения для работы в парах; магнитофон; плакаты для оформления доски; интерактивная доска; компьютер; мультимедийный проектор |
Формы урока | Ф -фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая |
Технология | Деятельностный подход в обучении, игровая, |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Организационный момент |
Предлагает настроиться на позитивный лад, создаёт хорошее настроение для работы на уроке, проверяет готовность обучающихся к уроку. | | | Обмениваются хорошим настроением друг с другом | Сотрудничество друг с другом | Настраиваются на плодотворную работу на уроке. | Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии |
2. Актуализация знаний и постановка целей и задач урока |
1.Предлагает назвать имена смешариков. - Какое имя начинается с мягкого согласного звука? (Нюша) - С какой буквы напишем имя Нюши? Давайте сделаем Нюше приятное и напишем её любимую букву. И поможет нам в этом «умный карандашик» (Слайд 3) | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы, Дети следят за «умным карандашиком» пальчиком «в воздухе». Пишут каллиграфическую минутку по образцу. | Осуществлять актуализацию полученных знаний. | Взаимодействуют с учителем | Грамотно строить высказывания своих мыслей. | Контролируют правильность ответов отвечающих. | Осуществлять самоконтроль по написанию букв. . |
2.Предлагает детям, вспомнив изученное на предыдущем уроке, поиграть в игру «Пересадки». - Всё, что мы с вами говорим, пишем, читаем – это (речь) - Всё, что мы пишем – это …..(письменная речь) - Когда говорим – это …..(устная речь) - Наша речь состоит из …..(предложений) - Что такое предложение? (- Какие бывают предложения по цели высказывания? По интонации? | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы, правильно ответив, пересаживаются на освободившееся место другого ученика. После игры подводят итог: кто больше всех пересел. | Осуществлять актуализацию полученных знаний. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. | Слушать собеседника. Понятно и Грамотно строить высказывания своих мыслей. | Следят за правильностью ответов обучающихся. | Оценивание качества и уровня усвоения изученного материала. |
3.Предлагает посмотреть видео с творческим заданием и побуждает к высказыванию детьми своего мнения. | Слушают внимательно задание | Анализ предложений | Участвуют в коллективном обсуждении возникшей проблемы | Вступать в диалог со сверстниками | Контролируют правильность ответов учащихся. | Выделять то, что ещё неизучено. |
4.Просит выдвинуть предположение о цели урока, его теме. | Выдвигают предположение о цели урока, его теме. | Выдвигать предположение и обосновать их. | Взаимодействуют с учителем | Воспринимать на слух ответы учащихся, строить понятные для собеседника высказывания. | Осуществляют самоконтроль понимания цели урока. | Принимать и сохранять учебную цель, осуществлять итоговый контроль по результату. |
3.Открытие нового знания |
1.Организует поисковую работу обучающихся в парах, самостоятельную работу по предложенному образцу, подводит к самостоятельному выводу детей о главных членах предложения. - У вас на парте предложение, с которым работали ребята. Давайте попробуем определить, какие в нём главные члены предложения. Что вы предлагаете? (Слайд 7) Учитель предлагает оторвать последнее слово. На слайде исчезает последнее слово. - Прочитайте получившееся предложение. Можно обойтись без того слова, которое мы оторвали? (Можно) Вывод: Это слово – не главный член предложения. - Возвращаем оторванное слово и убираем следующее слово «падает». Можно ли обойтись без этого слова? (Нет. Значит это – главный член предложения) Далее дети работают в парах самостоятельно, действуя также. - Оставьте на парте только те слова, без которых нельзя обойтись в этом предложении, т.е. главные члены предложения или основа предложения. Проверка: дети называют основу предложения. На слайде выделяется основа другим цветом или подчёркивается. - Кто нашёл два слова правильно, поставьте на листе самоконтроля буквы У и И, а кто одно слово – одну букву. | Действуют в парах по плану, предложенному учителем, а далее самостоятельно. | Анализировать полученные предложения. Доказывать, аргументировать свою точку зрения. | Взаимодействуют с учителем и в малых группах (парах) | Уметь в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Принимать решения о правильности самостоятельному выбору значимости выбранного слова. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют ответы. | Уметь контролировать свои действия и действия партнёра. |
Музыкальная физминутка (слайд 8) |
3. Первичное закрепление |
1.Предлагает в игровой форме составить предложения. Игра «Научи Смешарика». - Составьте предложение по картинке. - Как это здорово у вас получилось. Копатыч тоже составлял предложение. Но он решил зашифровать своё предложение. Найдите слова, которые зашифровал Копатыч. (Слайд 9) ПРАНГСНЕГОВИКИЛЬТОВЕСЕЛОМЧВТАНЦЕВАТЬ Дети обводят маркером слова. Вот какое предложение получилось у Копатыча: Сн..говики, вес…ло, т…нцевать. Прочитайте, что записано на доске. Это предложение или отдельные слова (группа слов)? Давайте научим Копатыча составлять предложения. Выбирается Копатыч из детей, который задаёт вопросы. - О ком будет говорится в предложении? (О снеговиках. Это первое главное слово в предложении.) - Что говорится о снеговиках? (Снеговики танцуют. Это второй главный член предложения.) - Снеговики танцуют – это главные члены предложения. - Закончите предложение. Снеговики весело танцуют. Запишем это предложение в тетрадь. Можем ли мы сразу записывать? (Нет. Есть опасные места, нужно проверить.) Проверка по гиперссылке и вписывают буквы на доске. После предварительной подготовки записывают с комментированием. Проверка: орфографическое чтение. | Читают слова вслух, обводят маркером слова, составляют предложение, повторяют правило об оформлении предложения на письме, действуют по алгоритму, предложенному учителем. | Актуализируют полученные ранее знания формулируют выводы своих наблюдений. | Взаимодействуют с учеником, исполняющим роль Копатыча. | Понимать на слух ответы учащихся, строить высказывания понятные для партнёров, грамотно формулировать свои предложения. | Контролируют правильность составленного предложения Копатыча. | Принимать и сохранять учебную задачу, обнаруживать отклонения в связи слов в предложения. |
2.Организует знакомство с правилом. Учит обозначать основу графически. - Найдите главные члены предложения. Снова отвечаем на вопросы Копатыча. Алгоритм. 1. В предложении говорится о снеговиках. 2. Что? Снеговики. Подчёркиваю одной чертой. 3. Что делают снеговики? Танцуют. Подчёркиваю двумя чертами. 4. Снеговики танцуют – это главные члены предложения или основа предложения. | Осуществляют выбор слов по заданным вопросам, подчёркивают по линейке главные члены предложения. | Совершенствуют умение анализирован слова по существенным признакам, приводить доказательства. | Взаимодействуют с учителем во время опроса. | Понимать на слух ответы учащихся, грамотно формулировать свои предложения. | Самооценка осуществлённого выбора. | Осуществлять самоконтроль |
Физминутка для глаз со Смешариком. |
4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Организует работу с упражнением, контролирует его выполнение. Учебник Т.Г. Рамзаевой, стр. 16, упр. 20.(Слайд 19) Проверка по слайду 20. - Назовите главные члены предложения. (Цветёт яблоня) То же со вторым предложением. - Кто выполнил задание правильно, поставьте на листе самоконтроля буквы М и Н, кто ошибся в одном предложении – только букву М. | Чтение предложений «про себя». При проверке чтение по тетрадям орфографически, называя все орфограммы хором. | Анализировать предложение, выделять слова по существенным признакам, ставить вопросы к словам, графически обозначать выделенные слова. | Взаимодействуют с учителем во время опроса. | Понимать на слух ответы учащихся, грамотно формулировать свои предложения. | Самооценка осуществлённого выбора. | Осуществлять самоконтроль по эталону на доске. |
5.Включение нового знания в систему знаний и повторение. |
1.Разбивает класс на группы, ставит задачи перед выполнением теста, контролирует процесс чтения предложений. - Как вы думаете, ребята, что нужно сделать, если у вас ошибки? (Ещё потренироваться) Работа в группах. Каждой группе даётся бланк ответов, дети должны обвести номер с правильным ответом. | Выбирают лидера в группе, читают текст, выполняют задание. | Анализируют предложения, находят о ком или о чем говорится в предложении и что говорится о подлежащем, ставят вопросы, обводят правильный ответ | Обсуждают все задания, вырабатывают общее решение. | Выделять лидера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнёра высказывания, понимать на слух ответы товарищей. | Взаимооценка осуществлённого выбора. | Принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять взаимоконтроль. |
2.Организует проверку по одному заданию из группы - каждая группа по гиперссылкам. - Если все задания выполнены правильно, напишите на листе самоконтроля буквы Ц и А, если у вас одна или две ошибки – только букву Ц. | Доказывают по одному из группы правильность своего выбора. | Доказывать своё мнение, строят речевое высказывание. | Взаимодействуют с учителем во время обсуждения. | Строят монологическое высказывание | Само и взаимоконтроль результата выполнения заданий. | Принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять взаимоконтроль. |
6.Рефлексия деятельности (итог урока). |
Учитель обращает внимание детей на те задачи урока, которые они поставили в начале урока. (Слайд 33) - Какое слово можно составить из полученных букв? (Умница) Кому хватило букв для составления этого слова, поднимите руку. У кого не хватило одной буквы? Погладили себя по головке. Вы сегодня очень хорошо постарались. Что делать тому, у кого сегодня не всё получилось на уроке? (потренироваться дома, с родителями, на следующем уроке) | Отвечают на вопросы учителя. | Использование знаково-символических средств для обозначения результатов | Взаимодействуют с учителем во время обсуждения. | Принимать и воспринимать на слух результаты своего труда. | Самоконтроль процесса и результата выполнения задания. | Адекватно воспринимать полученную оценку своего результата. |