kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Девятый вал И.К Айвазовского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи. Подкоговка к написанию сочинения описания по картине И.К. Айвазовского. урок информативно насыщен, строится на технологии смешанного обучения формированию коммуникативной компетенции обучающихся.Урок знакомит учащихся с творческим путем великого мариниста и его полотнами. Языковой материал урока включает в себя понятия причастия и причастного оборота. Материал можно использовать как урок-повторение по теме "Причастие"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Девятый вал И.К Айвазовского" »

Урок русского языка в 7 классе по теме « Подготовка к написанию сочинения по картине И. К. Айвазовского «Девятый вал»».

Цель урока: обучение написанию сочинения по картине.

Задачи урока:

Образовательная – закрепление навыка постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами, обучение составлению текста – описания, умение выстраивать связную речь, решать коммуникативную задачу.
Воспитательная - расширение лексики по теме «Живопись»; знакомство с творчеством И. К. Айвазовского;

Развивающая - развитие познавательного интереса к коммуникативным возможностям русского языка, развитие творческих способностей учащихся, умения анализировать, систематизировать имеющийся языковой материал, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания.
Оборудование:

-  компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация;

- дидактический и иллюстративный материал (упражнения для подготовки к написанию  сочинения);

- маршрутные листы учащихся, листы самооценки.

 Основные понятия: тип речи, причастие, причастный оборот, маринист, картина, живопись, пейзаж, колорит.

Технологии: технология успешной коммуникации, проектная технология, технология критического мышления.

Тип урока: развитие речи, решение учебно-коммуникативных задач.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Ход урока

I Организационный момент.

Введение в тему урока – работа с эпиграфом

- Доброе утро, ребята! Присаживайтесь. Урок развития речи.

Сегодня на уроке мы прикоснемся к одному из самых великих искусств, искусству изображения и выражения человеческих мыслей и чувств, к живописи.

                   … кроме неба и воды, в ней столько силы и мужества, что океан

                       беспредельный, не бурный, не колыхающийся, суровый и

                       бесконечный, он завораживает своей мощью,

а небо ещё бесконечнее. Это

                     одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю.

                                                                                                     И. Крамской

Так высказывался Иван Николаевич Крамской о картине Ивана Константиновича Айвазовского «Девятый вал». Сегодня на уроке мы научимся писать сочинение – описание картины. Как вы считаете, какую работу нам предстоит выполнить, чтобы подготовиться к написанию сочинения?

Ответы учащихся (определение задач деятельности обучающихся на уроке)

II Работа по теме урока

Сообщение учителя о картине (презентация)

- Художник берёт кисти и краски. Подходит к холсту. Что он делает? Начинает писать картину. Мы говорим: красками пишут, карандашами - рисуют.

               Что ни пишет художник, он старается, чтобы на холсте выходило – как живое. Существует легенда: однажды один греческий художник написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград. Легенда говорит о том, что художник с помощью красок может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя.

              Мир вокруг нас большой и разный. И каждый художник видит его по-своему и по-своему показывает на холсте. Мы смотрим картины – и будто слушаем рассказы разных художников о мире, в котором живём. Живопись помогает увидеть мир зоркими глазами художника, научить ценить прекрасное.

 - Как называют картины с изображением природы? ( Пейзаж).

Пейзажи мы встречаем на картинах и портретах, но часто художники пишут только природу. Это пейзажисты.

- Назовите имена известных вам художников - пейзажистов (Юон, Левитан, Куинджи, Шишкин и др.)                                 

Каждый пейзажист выбирает то, что ему по душе. И.К.Айвазовский всю  жизнь писал море. Он поднял на большую высоту мариниану. Художник, пишущий море, - маринист (лат. маринус – морской).

Море предстает у Айвазовского основой природы, в его изображении художнику удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных картин Айвазовского стал его "Девятый вал", написанный в 1850 году. Картина «Девятый вал» сразу же стала самой знаменитой из всех его марин и была приобретена Николаем I. Айвазовский написал более пяти тысяч картин. Никогда не писал с натуры, не пользовался набросками. Сочинял сам. Лучшие свои произведения написал по памяти.

Обратимся к фоторепродукции картины «Девятый вал» (презентация).

- Обратите внимание на карточки с заданиями, расположенные в маршрутных листах.

Выполните задание № 1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте причастные обороты.

«Девятый вал» - удивительнейш… картина Айвазовского. На ней нет (н…)чего, кроме воды и неба. Мощ(?)ные волны вздымающ…ся к небу одна выше другой потр..сают воображение. По небу тяжело опустивш…ся на море свирепый ветер гонит почти черные тучи. Страшна и прекрасна разбушевавш…ся стихия. Гневное, бурное море неистово мчащ… свои воды раск…ч…вает остатки корабля. Солнечные лучи пробивш…ся сквозь мрачные, черные, лохматые тучи осв…щают гребни огромных волн. Нет границы между бушующ… морем и небом с несущ…ся по нему тучами.

- Проверка ( - назовите причастные обороты, какие из них вы обособили? Почему?)

Выполнение задания № 2. (выполняется в группах)

Заполните таблицы, находящиеся в маршрутных листах, подобрав причастия и причастные обороты, эпитеты – причастия, наречия и глаголы, подходящие для описания картины «Девятый вал».

- Что изображено на переднем плане?
(небольшая группа несчастных людей спасается на обломке мачты корабля )
- Что изображено на втором плане картины?
(разъяренное море, огромный морской вал назван девятым. Он грозит поглотить горстку людей)
- Какое время суток изображено?
(видимо утро, которое возвещает о пробуждении жизни, о конце бури)
- Какие краски преобладают на картине?
- Какой вывод можно сделать по содержанию картины, судя по ее колориту?
Колорит – соотношение красок по тону.
(Айвазовский, несмотря на драматизм положения людей, ярким тоном картины сообщает жизнеутверждающий характер, показывает борьбу человека со стихией с такой стороны, что у зрителей возникает уверенность, что победит воля человека).
- Какова тема картины?
(Борьба человека со стихией, буря на море разбивает корабль) 
- Какова идея картины?
(Человек выйдет победителем в борьбе).
- Какое вступление можно дать к изображенному моменту на картине? 
- Какова была погода на море и настроение пассажиров?

- Каково было море
(ясное, ласковое, блестящее на солнце)
- Что произошло с погодой?
(постепенно поднялся сильный ветер, запрещали мачты)
- Каким стало море, ветер?
(страшным, гневным, ветер сильнее, море начало реветь, разразился ливень необыкновенной силы, молнии разрезали небо, грохот грома сливался с грохотом волн, корабль бросало как щепку, волны захлестывали палубу, грозили опрокинуть судно)
- Каково было состояние людей?
- Что мог приказать капитан?
(рубить мачты, готовить шлюпки, людей).
- Каково новое несчастье, постигшее корабль? 
(пробило трюм, корабль погружается в воду).
-Что делали матросы, пассажиры, увидев пробоину?
(старались заделать.)
- Спаслось ли судно?
( пошли ко дну, поглощено разъяренным морем).
- Что стало с людьми? 
(спаслась горстка людей)
- Что мы видим на картине?
- Что пережили несчастные?
( страшную ночь, смотрели в лицо смерти)
- Каковы люди на мачте?
( измученные, силы иссякли, одежда порвалась, люди посинели на холоде)
- Побеждены ли люди стихией? 
(не пали духом, мужественно борются, поддерживают ослабевших товарищей)
- Что можно сказать о судьбе спасшихся?
- Каково жизнеутверждение этой картины?

(Наступившее утро возвестило о пробуждении жизни, солнце 
придало людям бодрость и надежду на спасение)

Задание № 3. Составление плана сочинения.

«Спасение»
1. Корабль в открытом море.
2. Буря на море:
а) вид моря во время бури;
б) гибель корабля;
в) героическая борьба человека со стихией.
3. Утро приносит надежду на спасение.

«Море безудержная стихия…»

1. И.Айвазовский – певец моря.

2. «девятый вал» - одна из лучших картин Айвазовского:

а) беспредельный океан;

б) пенистые гребни волн;

в) борьба человека и стихии;

г) настроение, которое создает картина.

3.  Оценка картины художником И. Крамским.

К. И. Айвазовский – мастер морского пейзажа.

Картина «Девятый вал».

1)Чем поражает нас картина с первого взгляда?

2)Величественный океан. Морская стихия.

3)Группа людей, противоборствующих со стихией.

4)Как создаётся оптимистический характер картины?

3. Мои впечатления от картины. Настроение, которое создаёт картина «Девятый вал»





III Подведение итогов урока.

- Все изобразительные средства используются художником для воплощения замысла своей идеи в написании картины. И я думаю, мы сумели это понять.

- Что особенно понравилось вам в этом художественном полотне?

- С какой целью мы будем использовать именно причастия и причастные обороты при написании сочинения?

IV Рефлексия и оценивание.

Возьмите лист оценивания и заполните предложенный вариант оценивания деятельности вашей группы.

V Домашнее задание: Написать сочинение-описание картины «Девятый вал», используя подготовленные на уроке материалы.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка по теме "Девятый вал И.К Айвазовского"

Автор: Сысова Валентина Александровна

Дата: 09.10.2014

Номер свидетельства: 117645

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Конспект и презентация открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Словообразование.Орфография (обобщение)". "
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekt-i-priezientatsiia-otkrytogho-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-slovoobrazovaniie-orfoghrafiia-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "173751"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424019959"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по русскому языку "Причастие" (урок обобщения и закрепления знаний) "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-prichastiie-urok-obobshchieniia-i-zakrieplieniia-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "142967"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418399614"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Урок повторения и обобщения знаний по теме"
    ["seo_title"] => string(51) "urok-povtorieniia-i-obobshchieniia-znanii-po-tiemie"
    ["file_id"] => string(6) "300657"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456766603"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "" Виды сложных предложений. Повторение»."
    ["seo_title"] => string(39) "vidyslozhnykhpriedlozhieniipovtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "274860"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452450229"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства