Сценарий урока русского языка
Организационный этап (1 минута)
1. Этап мотивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности
Слово учителя: «Ребята, наш урок сегодня мы начнём не совсем обычно. Мы будем слушать музыку дождя».
Звучит музыка.
«Какое настроение может вызвать такая музыка ?» Дети отвечают.
«А сейчас я предлагаю вам посмотреть на две иллюстрации и сказать, какая из них вам больше нравится и почему».
2. Этап актуализации опорных знаний и пробного учебного действия.( 3- 4 минуты)
«Ребята, назовите одним словом то, что изображено на первой и второй иллюстрациях ( дождь и осень)
А. Работа в парах
Учащиеся записывают прилагательные к словам «дождь» и «осень», зачитывают получившиеся выражения.
Б. Устный опрос.
1. Какую единицу языка представляют записанные выражения? (словосочетание)
2. Назовите главное и зависимое слова в словосочетаниях.
3. Какой линией вы подчеркнули бы прилагательные в этих словосочетаниях? Почему именно такой? (дети уже изучили подлежащее, сказуемое, дополнение и знают, как они подчеркиваются)
4. На какой вопрос отвечают зависимые слова? А на какой вопрос будет отвечать определение
В. Вопросы на повторение.
1. А на какие вопросы отвечает и как подчеркивается дополнение?
2. К каким членам предложения относится дополнение? (второстепенные члены предложения). Как его можно найти в предложении?
3. А какой второстепенный член предложения мы будем изучать сегодня?
Дети отвечают, а потом записывают тему урока и ставят цели учебной деятельности Второстепенные члены предложения
Г. Составление кластера
?
дополнение
?
Главные члены предложения
подлежащее
сказуемое
3. Этап открытия нового знания и выявления места и причины затруднения (3 – 4 минуты)
А. В мастерской поэта.
Учащиеся читают название стихотворения и по названию определяют автора. Пробуют найти в названии стихотворения определение, подчеркивают его.
Переписывают отрывок стихотворения, работают с орфограммами, находят грамматические основы, задают от них вопросы и находят определения.
Б. Проговаривание процесса работы по нахождению определений вслух.
В. Создание проблемной ситуации
Учитель спрашивает, что дети уже знают об определении, а что не знают. Задаёт вопрос, что такое определение (как правило, дети часто не могут точно и грамотно ответить на этот вопрос, хотя уже и находили определения, и задавали к ним вопросы, и подчёркивали).
4. Этап построения выхода из затруднения (2 – 3 минуты)
А. Работа в группах:
Выбрать способ получения новых знаний
Обсудить его
Проанализировать записи, сделанные в тетради
Поставить вопросы, на которые нужно получить ответ (составить проект решения проблемной ситуации)
5. Этап реализации построенного проекта (3 – 4 минуты)
А. Работа с параграфом учебника ( при необходимости обращение за помощью к учителю или сильному ученику)
Б. Составляют кластер (фишбоун)
член предл. Вопросы часть речи линия подчеркивания
второстеп. Какой? Какая? Прилаг., причастие волнистая
Какие?
6. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи (4 – 5 минут)
А. Рассказ об определении по кластеру (фишбоун)
Б. Работа у доски (записать под диктовку предложения, подчеркнуть грамматическую основу, найти и подчеркнуть определения)
7. Первичное закрепление (2 – 3 минуты)
А. Работа в творческих группах (записать предложение «Начался дождь», распространить его определениями, которые предложат член группы). Можно выбрать самое яркое определение.
Зарядка для глаз. Физминутка.
8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (4 – 6 минут)
Списать текст со слайда, вставить пропущенные буквы, найти и подчеркнуть определения.
Провести проверку по слайду, поставить отметку.
9. Этап включения новых знаний в систему знаний ( 5 – 7 минут)
А. Выполнение разноуровневых заданий:
Уровень А. Списать, вставить пропущенные буквы, найти и подчеркнуть определения.
Март
Туман лежит в г…рах окрестных.
Моро (с,з) уплёлся д…леко.
И ручеёк, весенний вестник,
Зал…петал из-под снегов.
Жемчужные серёжки вербы
С дубками шепчутся с утра.
Донос…т птичий гомон ветры.
В лесу весенняя пора.
Уровень В. Прочитайте отрывок из текста К. Паустовского и выполните задания 1 – 5.
(1) Весь день мы шли сосновыми лесами. (2) Шли без дорог, пробирались через сухие болота – мшары, где нога тонула по колено в коричневых мхах.
(3) Жара густо настаивалась в хвое. (4) Кричали медведки. (5) На сухих полянках из-под ног дождём сыпались кузнечики. (6) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и душистой земляникой.
(7) Жара измучила нас. (8) Лес был накалён, казалось, что он тихо тлеет от солнечного зноя. (9) Даже как будто попахивало гарью. (10) Мы боялись, что от первой же спички лес вспыхнет и затрещит, как сухой можжевельник, и белый дым лениво поползёт к небу.
1. Из предложений 7 – 10 выпишите все определения.
2. Из предложений 1, 2 выпишите определения вместе с существительными, к которым они относятся.
3. Из предложения 2 выпишите определение, выраженное прилагательным в форме именительного падежа, множественного числа.
4. Определите падеж, род и число определения из 1 предложения.
5. В предложение 7 добавьте одно определение.
Б. Проведение сравнительного анализа ( 2– 3 минуты)
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной
Вывод учащихся о роли определения
В. Работа в творческих группах. Подобрать яркие определения к словам «туманы», «поляны», «свет». ( 2 – 3 минуты)
10. Этап рефлексии учебной деятельности ( 1 – 2 минуты)
Учащиеся говорят о том, как они чувствовали себя во время урока, какие задания были самыми трудными, что было выполнено без затруднений и быстро.
Учитель даёт дифференцированное задание: уровень А – найти отрывок из художественного текста, списать 10 – 12 предложений, подчеркнуть определения; уровень В – составить текст из 10 – 12 предложений, подчеркнуть определения.