Урок развития речи по картине И.Попова "Первый снег" (дневниковая запись), по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А. (обучающее сочинение)
Цели урока:
образовательные
формирование умения вести дневниковые записи, составлять высказывания типа описания природы на основе произведений живописи;
воспитательные
учить смотреть и видеть прекрасное в обыденном; чувствовать и воспринимать, передавать свои чувства, эмоции, настроения при помощи слова;
развивающие
развитие монологической речи, описание природы на основе произведений живописи; развитие образного мышления, умение отбирать языковые средства, характерные для текста описания.
Методическое обеспечение урока:
компьютер, проектор,
репродукции картин: И.И. Шишкин “Зима”, В.Д. Поленов “Ранний снег”, И. Попов “Первый снег”,
сборники стихов о природе.
Эпиграф:
И стало вдруг белым-бело.
Земля притихла и смирилась.
Очарование прошло.
Снег выпал. Чудо совершилось.
И. Кравченко
Ход урока
1 этап урока. Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке развития речи вам предстоит подготовиться к сочинению по картине И. Попова “Первый снег”, передать свои личные чувства и настроения, вызванные первым снегом. Что такое первый снег? Это бесспорно всегда праздник!
Сейчас предлагаю познакомиться с картинами великих русских пейзажистов о первом снеге.
Знакомство с картинами великих русских пейзажистов И.И. Шишкина “Первый снег” и В.Д. Поленова “Первый снег”. Давайте внимательно рассмотрим эти два полотна.
- Как доказать, что изображен первый снег?
Ученик: На картине В.Д.Поленова изображен первый снег. Это видно не только из её названия, но и из того, что на ней изображено.
Снег лежит местами, выпал внезапно, рано, деревья и кусты ещё не успели сбросить листву. Река не успела замерзнуть, потому что ещё не было сильных морозов. И вода в реке кажется тёплой по сравнению со снегом, покрывшим её берега. День пасмурный, но светло от снега. Настроение покоя, умиротворения исходит от картины.
Учитель: А что вы можете сказать о картине И.И.Шишкина “Первый снег”? Что общего между этими двумя полотнами?
Ученик: Картина Шишкина называется “Первый снег”. Художник изобразил первый снег. Можно говорить о том, что природа погрузилась в глубокий сон.
Вывод: Общее с картиной В.Д.Поленова – настроение: и здесь тоже ощущение покоя и умиротворения, безмятежности.
Учитель: Обратите внимание на следующую картину. Она написана во второй половине XX века. Это картина И.Попова “Первый снег”. Что общего в ней с предыдущими картинами?
Ученики: Она тоже посвящена первому снегу.
Учитель: Чем отличаются полотна Поленова и Шишкина от картины Попова?
Ученик: У Поленова и Шишкина изображен только пейзаж, только природа, а у Попова присутствуют еще и люди.
Учитель: Почему, как вы думаете, понадобилось художнику изображать людей на своих картинах?
Ученик: Это потребовалось для того, чтобы передать чувства, эмоции, настроение людей при виде первого снега, первого снегопада.
Учитель А сейчас послушаем стихи русских поэтов о первом снеге.
Мы прослушали стихи, посвященные первому снегу, рассмотрели картины. Давайте попытаемся соотнести стихотворные строки с тем, что изображено на картинах.
Учитель: Да, вы правы. С приходом зимы, с первым снегом меняется и настроение людей. Первый снег – это чудо природы, это земная красота, которой не устаешь любоваться, которой не перестаешь восхищаться. А ещё мне хотелось вам предложить строки И. Кравченко о первом снеге, давайте обратимся к эпиграфу нашего урока:
И стало вдруг белым-бело.
Земля притихла и смирилась.
Очарование прошло.
Снег выпал. Чудо совершилось.
(ученики соотносят стихи с представленными картинами)
Строки из стихотворений можно использовать в своих сочинениях, только не забывайте слова из стихов заключать в кавычки, т.к. это не ваши мысли, а поэтов.
Учитель: Открываем учебники. Вам предлагается написать сочинение на основе картины И.Попова “Первый снег”. Прочитайте задание к упражнению №211 (стр.100).
Что необычного в задании? (Написать сочинение в форме дневниковой записи).
- Что такое дневник?
- Каково лексическое значение слова дневник?
- Многозначно оно или однозначное?
Давайте познакомимся с его лексическим значением.
На экране высвечивается словарная статья:
Дневник
1. Записи, ведущиеся изо дня в день.
2. Ученическая тетрадь для записей заданных уроков и об отметках об успехах.
Учитель: В каком значении мы будем использовать слово дневник в нашем сочинении?
Ученик: В первом значении.
Учитель: А кто из вас вёл или ведёт дневник? Что же отражают люди в дневнике?
Ученик: В дневнике не только говорится о том, что произошло с ним в этот день, но и высказывает свои мысли в связи с событиями этого дня, общением с другими людьми, выражает свои чувства, описывает свои ощущения, говорит о своих мечтах, надеждах, размышляет. Это очень важно.
Учитель: А для кого вы пишите?
Ученик: Для самих себя.
Учитель: Где бы ты ни был: дома холодным зимним вечером или в дальнем путешествии он всегда с тобой. Он - твой друг. Кстати, важным условием ведения дневника является датирование: год, месяц, число, а порой, даже указывается и время. Дневники у всех разные: яркие, нарядные и мало приметные, большие и маленькие. Но, какие бы они ни были, в одном они похожи – они – хранители наших тайн, немые слушатели сокровенностей.
Учитель: Вот и представьте себе, что вы проснулись утром и, подойдя к окну, увидели, что выпал первый снег, что снежинки кружатся в воздухе, что ваша улица изменилась, преобразилась: стала шире, ярче, наряднее. Это выпал первый снег.
Учитель: Но поделиться своими чувствами не с кем. И вы обращаетесь к своему лучшему другу – дневнику.
Итак, мы приступаем к следующему, 4-у этапу в нашей работе.
Не забывая о том, что ваше повествование дневниковая запись, займемся сбором материала, ведь нам необходимо в своей работе использовать репродукцию картины И. Попова.
Внимательно рассмотрим картину “Первый снег”.
Для удобства в работе мы будем использовать таблицу..
Итак, задание подобрать эпитеты для описания снега и неба. Сейчас мы внесем их в свою таблицу.
Заполняется таблица, вычерченная на доске.
Дома | деревья | снег | небо | люди | собака | Ваше настроение, от увиденного на картине |
большие | старые | пушистый | серое | Девочки Весёлые, танцующие | кличку | |
каменные | ветвистые | лёгкий | мглистое | | | |
| Необлетевшие листья | Мягкий белый | низкое | Молодой человек в телефонной будке | Застыв от неожиданности | |
| | розовый | мрачное | | | |
| | Следы на снегу | | | | |
Учитель:
- Где происходит действие? Что вы можете сказать о домах,?
- Рассмотрите небо, подберите словосочетания, характеризующие его.
- Каким может быть первый снег?
- Обратите внимание на людей, изображенных на картине. Что можете сказать о их действиях? Как вы думаете, знакомы ли они автору картины?
- Кто ещё изображен на картине? (Девушка у окна, человек в телефонной будке, щенок).
- Почему так много героев? Кому звонит молодой человек?
О чём он говорит своему собеседнику? О чём думает девушка, глядя в окно на первый снег?
- Почему замер щенок?
- Как сумел художник передать радостное настроение?
- А почему оно радостное? (Первый снег – всегда праздник).
Учитель
Как бы вы начали свои записи от увиденного на картине?
Начало вам предлагается в учебнике, но вы можете начать по-своему, оригинально.
Удачи вам в работе!
Сегодня на уроке мы с вами подготовились к написанию сочинения в форме дневниковых записей.
Домашнее задание: написать сочинение в форме дневниковой записи (упр.211).