kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи в 7 классе по картине И. Попова "Первый снег"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение по картине Попова "Первый снег" в форме дневниковых записей(обучающее сочинение). Урок содержит презентацию и стихотворения, которые разбираются во время урока. Сочинение помогает научить детей вести дневниковые записи. Знакомятся с многозначным понятием "дневник". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»


Урок развития речи по картине И.Попова "Первый снег" (дневниковая запись), по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А. (обучающее сочинение)

Цели урока:

образовательные

формирование умения вести дневниковые записи, составлять высказывания типа описания природы на основе произведений живописи;

воспитательные

учить смотреть и видеть прекрасное в обыденном; чувствовать и воспринимать, передавать свои чувства, эмоции, настроения при помощи слова;

развивающие

развитие монологической речи, описание природы на основе произведений живописи; развитие образного мышления, умение отбирать языковые средства, характерные для текста описания.


Методическое обеспечение урока:

компьютер, проектор,

репродукции картин: И.И. Шишкин “Зима”, В.Д. Поленов “Ранний снег”, И. Попов “Первый снег”,

сборники стихов о природе.


Эпиграф:


И стало вдруг белым-бело.

Земля притихла и смирилась.

Очарование прошло.

Снег выпал. Чудо совершилось.

И. Кравченко


Ход урока

1 этап урока. Вступительное слово учителя.


Ребята, сегодня на уроке развития речи вам предстоит подготовиться к сочинению по картине И. Попова “Первый снег”, передать свои личные чувства и настроения, вызванные первым снегом. Что такое первый снег? Это бесспорно всегда праздник!


Сейчас предлагаю познакомиться с картинами великих русских пейзажистов о первом снеге.

Знакомство с картинами великих русских пейзажистов И.И. Шишкина “Первый снег” и В.Д. Поленова “Первый снег”. Давайте внимательно рассмотрим эти два полотна.

- Как доказать, что изображен первый снег?


Ученик: На картине В.Д.Поленова изображен первый снег. Это видно не только из её названия, но и из того, что на ней изображено.

Снег лежит местами, выпал внезапно, рано, деревья и кусты ещё не успели сбросить листву. Река не успела замерзнуть, потому что ещё не было сильных морозов. И вода в реке кажется тёплой по сравнению со снегом, покрывшим её берега. День пасмурный, но светло от снега. Настроение покоя, умиротворения исходит от картины.


Учитель: А что вы можете сказать о картине И.И.Шишкина “Первый снег”? Что общего между этими двумя полотнами?


Ученик: Картина Шишкина называется “Первый снег”. Художник изобразил первый снег. Можно говорить о том, что природа погрузилась в глубокий сон.

Вывод: Общее с картиной В.Д.Поленова – настроение: и здесь тоже ощущение покоя и умиротворения, безмятежности.


Учитель: Обратите внимание на следующую картину. Она написана во второй половине XX века. Это картина И.Попова “Первый снег”. Что общего в ней с предыдущими картинами?


Ученики: Она тоже посвящена первому снегу.


Учитель: Чем отличаются полотна Поленова и Шишкина от картины Попова?


Ученик: У Поленова и Шишкина изображен только пейзаж, только природа, а у Попова присутствуют еще и люди.


Учитель: Почему, как вы думаете, понадобилось художнику изображать людей на своих картинах?


Ученик: Это потребовалось для того, чтобы передать чувства, эмоции, настроение людей при виде первого снега, первого снегопада.


Учитель А сейчас послушаем стихи русских поэтов о первом снеге.

Мы прослушали стихи, посвященные первому снегу, рассмотрели картины. Давайте попытаемся соотнести стихотворные строки с тем, что изображено на картинах.


Учитель: Да, вы правы. С приходом зимы, с первым снегом меняется и настроение людей. Первый снег – это чудо природы, это земная красота, которой не устаешь любоваться, которой не перестаешь восхищаться. А ещё мне хотелось вам предложить строки И. Кравченко о первом снеге, давайте обратимся к эпиграфу нашего урока:

И стало вдруг белым-бело.

Земля притихла и смирилась.

Очарование прошло.

Снег выпал. Чудо совершилось.


(ученики соотносят стихи с представленными картинами)

Строки из стихотворений можно использовать в своих сочинениях, только не забывайте слова из стихов заключать в кавычки, т.к. это не ваши мысли, а поэтов.

Учитель: Открываем учебники. Вам предлагается написать сочинение на основе картины И.Попова “Первый снег”. Прочитайте задание к упражнению №211 (стр.100).


Что необычного в задании? (Написать сочинение в форме дневниковой записи).

- Что такое дневник?

- Каково лексическое значение слова дневник?

- Многозначно оно или однозначное?


Давайте познакомимся с его лексическим значением.


На экране высвечивается словарная статья:


Дневник


1. Записи, ведущиеся изо дня в день.


2. Ученическая тетрадь для записей заданных уроков и об отметках об успехах.


Учитель: В каком значении мы будем использовать слово дневник в нашем сочинении?


Ученик: В первом значении.


Учитель: А кто из вас вёл или ведёт дневник? Что же отражают люди в дневнике?


Ученик: В дневнике не только говорится о том, что произошло с ним в этот день, но и высказывает свои мысли в связи с событиями этого дня, общением с другими людьми, выражает свои чувства, описывает свои ощущения, говорит о своих мечтах, надеждах, размышляет. Это очень важно.



Учитель: А для кого вы пишите?


Ученик: Для самих себя.


Учитель: Где бы ты ни был: дома холодным зимним вечером или в дальнем путешествии он всегда с тобой. Он - твой друг. Кстати, важным условием ведения дневника является датирование: год, месяц, число, а порой, даже указывается и время. Дневники у всех разные: яркие, нарядные и мало приметные, большие и маленькие. Но, какие бы они ни были, в одном они похожи – они – хранители наших тайн, немые слушатели сокровенностей.


Учитель: Вот и представьте себе, что вы проснулись утром и, подойдя к окну, увидели, что выпал первый снег, что снежинки кружатся в воздухе, что ваша улица изменилась, преобразилась: стала шире, ярче, наряднее. Это выпал первый снег.


Учитель: Но поделиться своими чувствами не с кем. И вы обращаетесь к своему лучшему другу – дневнику.


Итак, мы приступаем к следующему, 4-у этапу в нашей работе.


Не забывая о том, что ваше повествование дневниковая запись, займемся сбором материала, ведь нам необходимо в своей работе использовать репродукцию картины И. Попова.


Внимательно рассмотрим картину “Первый снег”.



Для удобства в работе мы будем использовать таблицу..


Итак, задание подобрать эпитеты для описания снега и неба. Сейчас мы внесем их в свою таблицу.


Заполняется таблица, вычерченная на доске.


Дома

деревья

снег

небо

люди

собака

Ваше настроение, от увиденного на картине

большие

старые

пушистый

серое

Девочки

Весёлые, танцующие

кличку


каменные

ветвистые

лёгкий

мглистое





Необлетевшие листья

Мягкий

белый

низкое

Молодой человек в телефонной будке

Застыв от неожиданности




розовый

мрачное






Следы на снегу






Учитель:

- Где происходит действие? Что вы можете сказать о домах,?


- Рассмотрите небо, подберите словосочетания, характеризующие его.


- Каким может быть первый снег?


- Обратите внимание на людей, изображенных на картине. Что можете сказать о их действиях? Как вы думаете, знакомы ли они автору картины?


- Кто ещё изображен на картине? (Девушка у окна, человек в телефонной будке, щенок).

- Почему так много героев? Кому звонит молодой человек?

О чём он говорит своему собеседнику? О чём думает девушка, глядя в окно на первый снег?


- Почему замер щенок?


- Как сумел художник передать радостное настроение?

- А почему оно радостное? (Первый снег – всегда праздник).


Учитель


Как бы вы начали свои записи от увиденного на картине?

Начало вам предлагается в учебнике, но вы можете начать по-своему, оригинально.

Удачи вам в работе!


Сегодня на уроке мы с вами подготовились к написанию сочинения в форме дневниковых записей.


Домашнее задание: написать сочинение в форме дневниковой записи (упр.211).

Просмотр содержимого документа
«стихи»

Валерий Брюсов СНЕЖОК

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня — посмотри! -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.



Л. Дьяконов ПЕРВЫЙ СНЕГ

Седы кусты до прутика…

На землю и дома

На белых парашютиках

Спускается зима!

Летят снежинки-звездочки.

Смотрю из-под руки:

Кружась, танцуют в воздухе,

Пушисты и легки!

Светлее стала улица,

Наряднее село.

Летят снежинки, кружатся,

Вокруг белым-бело!























Мама! глянь-ка из окошка Автор: Афанасий Фет

Мама! глянь-ка из окошка -

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело -

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

"Ну, скорей гулять!"




Просмотр содержимого презентации
«РМО 7 КЛАСС»

ПО КАРТИНЕ И. ПОПОВА «Первый снег»

ПО КАРТИНЕ И. ПОПОВА «Первый снег»

И СТАЛО ВДРУГ БЕЛЫМ-БЕЛО. ЗЕМЛЯ ПРИТИХЛА И СМИРИЛАСЬ. ОЧАРОВАНИЕ ПРОШЛО. СНЕГ ВЫПАЛ. ЧУДО СОВЕРШИЛОСЬ.  И. КРАВЧЕНКО

И СТАЛО ВДРУГ БЕЛЫМ-БЕЛО.

ЗЕМЛЯ ПРИТИХЛА И СМИРИЛАСЬ.

ОЧАРОВАНИЕ ПРОШЛО.

СНЕГ ВЫПАЛ. ЧУДО СОВЕРШИЛОСЬ.

И. КРАВЧЕНКО

  • И СТАЛО ВДРУГ БЕЛЫМ-БЕЛО. ЗЕМЛЯ ПРИТИХЛА И СМИРИЛАСЬ. ОЧАРОВАНИЕ ПРОШЛО. СНЕГ ВЫПАЛ. ЧУДО СОВЕРШИЛОСЬ. И. КРАВЧЕНКО
  • И СТАЛО ВДРУГ БЕЛЫМ-БЕЛО. ЗЕМЛЯ ПРИТИХЛА И СМИРИЛАСЬ. ОЧАРОВАНИЕ ПРОШЛО. СНЕГ ВЫПАЛ. ЧУДО СОВЕРШИЛОСЬ. И. КРАВЧЕНКО
  • И СТАЛО ВДРУГ БЕЛЫМ-БЕЛО. ЗЕМЛЯ ПРИТИХЛА И СМИРИЛАСЬ. ОЧАРОВАНИЕ ПРОШЛО. СНЕГ ВЫПАЛ. ЧУДО СОВЕРШИЛОСЬ. И. КРАВЧЕНКО
    Дома Дере-вья Снег Небо Люди Собака Ваше настроение от увиденного на картине

    Дома

    Дере-вья

    Снег

    Небо

    Люди

    Собака

    Ваше настроение от увиденного на картине


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Русский язык

    Категория: Уроки

    Целевая аудитория: 7 класс

    Скачать
    Урок развития речи в 7 классе по картине И. Попова "Первый снег"

    Автор: Ильина Светлана Владимировна

    Дата: 22.12.2014

    Номер свидетельства: 146823

    Похожие файлы

    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(100) "Конспект урока "Сочинение в форме дневниковых записей""
        ["seo_title"] => string(60) "konspiekt_uroka_sochinieniie_v_formie_dnievnikovykh_zapisiei"
        ["file_id"] => string(6) "436214"
        ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1509609824"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#875 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(219) "Конспект урока развития речи по теме: Подготовка и написание сочинения-описания по картине И.И. Шишкина «Сосновый лес». "
        ["seo_title"] => string(130) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-po-tiemie-podghotovka-i-napisaniie-sochinieniia-opisaniia-po-kartinie-i-i-shishkina-sosnovyi-lies"
        ["file_id"] => string(6) "129640"
        ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1415730732"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(273) "Технологическая карта урока с презентацией по теме: "Подготовка к написанию сочинения по картине И. Попова "Первый снег" в форме дневниковых записей" "
        ["seo_title"] => string(168) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-s-priezientatsiiei-po-tiemie-podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-po-kartinie-i-popova-piervyi-sniegh-v-formie-dnievnikovykh-zapisiei"
        ["file_id"] => string(6) "162731"
        ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
        ["date"] => string(10) "1422383891"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#875 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(160) "Презентация к уроку развития речи в 7 классе. Сочинение по картине И.Попова "Первый снег""
        ["seo_title"] => string(87) "priezientatsiiakurokurazvitiiariechiv7klassiesochinieniiepokartinieipopovapiervyisniegh"
        ["file_id"] => string(6) "260259"
        ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
        ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
        ["date"] => string(10) "1448908214"
      }
    }
    


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства