5.формировать умение логически и точно составлять текст.
II. Оборудование: УМК С.И. Львовой 7 класс, материал о жизни и творчестве А.А. Пластова, видеоматериал (презентация), записи на доске.
III. Орг. Момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы пишем сочинение по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег». Целью нашего урока будет учиться «читать» картину, осмысливая ее содержание и логически и точно составить текст нашего сочинения. Давайте приступим.
IV. Биография (2 слайд).
Слово учителя. Родился (1893) в крестьянской семье в селе Прислониха Симбирской губернии, его дед был иконописцем. Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище. После училища он учился в Симбирской духовной семинарии, а в 1912 году решил получить художественное образование и уехал в Москву. Некоторое время занимался в мастерской И. И. Машкова, а затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Ф. Ф. Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 год, Пластов поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Пожар в мастерской художника (1913г) уничтожил все его ранние работы. В 1917 вернулся в родное село, где начал заниматься живописью, постоянно работая с натуры. С 1935 выступал с жанровыми картинами, отмеченными знанием быта советской деревни, любовью к её людям, жизненностью образов, живописным мастерством. Откликаясь на события, волнующие советский народ, Пластов изображал, как преломляются они в колхозной жизни; в качестве действующих лиц в картинах Пластова выступают обычно его односельчане. В работах Пластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы, праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъем, быт русской деревни. Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Пластова в области иллюстрации («Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова, 1948; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, 1948—1949; произведения Л. Н. Толстого, 1953; рассказ А. П. Чехова, 1954, и др.), пейзажа, сельскохозяйственного плаката. Красочные образы деревенской жизни и родной природы Пластов запечатлел в акварелях к книгам для детей.
В Ульяновске в честь Аркадия Александровича названа улица, а на ней установлен памятник художнику. На родине художника в селе Прислониха в 1988 году открыт музей «Народный художник А. А. Пластов», посвящённый жизни и творчеству Аркадия Александровича.
V. Картины (3-4 слайды).
Слово учителя. С 1935 г Пластов пишет преимущественно жанровые картины, проникнутые глубоким знанием и поэтическим восприятием природы, жизни русской деревни и ее людей. С большой проникновенностью художник прославляет благородный труд и духовную красоту сельских жителей. Пластов в своем творчестве продолжал развивать традиции русской живописи конца Х1Х - начала ХХ вв. Его работам свойственна непринужденная простота композиции с расположением крупных фигур обычно на переднем плане и мажорная яркость красок. Пластову дана редкая способность события реальной жизни превращать в идеальный образ, как бы открывать их сокровенный, подлинный смысл. Фиксация первого впечатления.
VI. Картины с изображением детей (5 слайд).
Слово учителя.А.А.Пластов всегда с особым чувством обращался к образам детей, открывая бесконечную глубину их мира. «Ребятишек я люблю, как описать их прелесть? В детском лице на открытом воздухе – ясность, свежесть цвета, приближающаяся по красоте к звукам. Писать ребятишек – одно наслаждение»,- говорил художник. Невозможно остаться равнодушным, глядя на его восхитительные полотна «Летом» (1954),«В деревне (Кружка молока)» (1961-1962), ставшие классикой детского жанра. За годы своей творческой работы А.А.Пластов выполнил множество детских портретов, отобразив в них не только характер маленьких моделей, но и тот огромный сложный мир с его историческими и социальными условиями, в которых этим детям нередко приходилось рано взрослеть. И все же ребенок остается самим собой при любых обстоятельствах. Его пытливый ум продолжает постигать простые истины, а трепетная душа щедро дарит восторженные эмоции, наполняя нашу жизнь смыслом и надеждой на оптимистическое будущее.
Мир детства, мир глазами детей – это темы, раскрывающиеся в произведениях подлинного искусства, какими являются картины выдающегося мастера русского советского реализма А.А.Пластова. Творения художника – это связующая нить между хрупким миром детства и взрослой жизнью, напоминающая о нашей ответственности перед будущим человечества.
VII. Картина «Первый снег» история создания (6 слайд).
Слово учителя.В 1946году Пластов создает одно из самых лиричных своих полотен. «Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно,- писал А.А. Пластов. – И когда поймет он эту удивительность, громоподобность бытия – на все его хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, и на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись».
VIII. Слово учителя. Другие полотна на туже тематику(7 слайд картина «Первый снег на Ладоге» Василия Дмитриева и 8 слайд «Первый снег» Ивана Шишкина).
IX. Картина «Первый снег» и стихотворение Николая Селезнева (9 слайд).Прочитать выразительно стихотворение.
Работа над языковыми средствами:
- Ребята, какие языковые средства употребляются в нашем стихотворении?(«обнимает траву»- олицетворение, «словно из сказочных тем»- сравнение, «разлохматил прически берез»- метафора, «ветер буйный»- эпитет.)
X. Слово учителя. Обращение к учебнику на стр. 153 упр.395, открываем приложение с картиной.
Прочитаем наш текст, автор К. Паустовский.
XI. –Какие ощущения от первого снега возникают у вас, ребята? (ощущения радости, уюта, тишины. Записывают свои ощущения ).
-Какие похожи на те, что описывает Паустовский?(радость, тишина, глухота).
XII. Слово учителя. Обратимся к нашей картине.
-После того как мы прочитали текст, стихотворение, как вы думаете какая идея в нашей картине, что хотел показать нам Пластов?(идея нашей картины в том, что Пластов хотел показать нам необыкновенные ощущения, которые мы испытываем при виде первого снега.)
-Ребята, а для чего художник изобразил полотно вертикально?( художник изобразил полотно вертикально, чтобы показать как падает первый снег, только вертикальный план передаст это как нельзя лучше).
XIII. Слово учителя. На нашей картине можно выделить три плана: первый план, второй план, задний план или третий (все показать).
-Что мы видим на первом плане?( на первом плане мы видим снег и падающие снежинки)
-Картина называется»Первый снег». А где приметы первого снега на картине?(приметами будет то, что на картине нет больших сугробов, есть небольшие проталинки, кое-где виднеется земля).
Давайте в нашем словарике – эпитетов подберем нужные к существительному «снег» , но не забывайте, что снег у нас первый, нужны эпитеты, которые логически подходят для нашего сочинения.(легкий снег, молодой снег, пушистый и т.д. Эпитеты записать.).
Далее подберите слова, словосочетания, эпитеты, которые характеризуют действие снега(очень к лицу земле, кружился снег, пархал и т.д.Записывают в тетрадь.).
-Что мы видим на переднем плане еще?(на первом плане мы видим детей).
-Кто это? Сколько им лет, примерно?(девочка и мальчик. Девочка лет десяти, а мальчик лет семи.)
-А где они стоят?(они стоят на крыльце).Почему?(выбежали смотреть на первый снег и остановились.).
-Давайте опишем их внешний вид.(Девочка без верхней одежды, только набросила платок, мальчик в пальто, в шапке.).
-Обратим внимание на фигуры ребятишек. Что о них можно сказать?( ребята подняли голову вверх, на небо, смотрят на первый снег.).
-А почему они так одеты?(они, наверное, торопились, им хотелось быстрее увидеть первый снег.).
-А кто из них больше всего торопился?(торопилась девочка, она в одном платке, валенки большие, одевалась второпях.).
Слово учителя. Больше всего привлекают внимание на картине, дети.
-А если мысленно убрать их из картины. Что изменится?(распадается замысел и глохнет поэтическая нота.).
Давайте запишем слова-названия чувств, которые помогут передать вам настроение детей(радость, восторг, удивление и др.).
XIV. Слово учителя.Далее давайте посмотрим на второй план нашей картины.
-Что мы видим?(мы видим березу и сороку).
-Что вы можете сказать о березе?(береза радуется первому снегу, раскинула свои ветви).
-А сорока, как вы думаете, что она переживает?(сорока тоже радуется первому снегу, будто хочет его попробовать.).
-Адля чего художник изобразил ее на своем полотне и березу?(Пластов хотел показать радость живой и неживой природы.).
XV.- Что мы видим на заднем плане?(мы видим деревню.).
-В какое время суток мы видим ее?(деревню мы видим утром.).
Давайте выберем из словарика подходящие эпитеты к нашему времени суток, итак утро.(утро морозное, свежее, белое и др. Записывают в тетрадь.).
-А когда идет первый снег мы слышим много звуков?(нет, звуков нет, вокруг тишина.)
Давайте в нашем словарике подберем эпитеты к существительному «тишина»(тишина глухая, зимняя и др.Записывают в тетрадь.).
-А давайте обратимся к небу на нашей картине. Что вы можете сказать о нем, какие эпитеты подобрать?(небо тяжелое, хмурое и др.Записывают в тетрадь.).
-А почему художник использует такие тона?(такие тона теплые, они очень хорошо подходят к первому снегу.).
XVII. –Еще раз, ребята, какие чувства вызывает у вас эта картина?(Картина вызывает чувство радости, умиления, спокойствия.).
-А как бы вы закончили свое сочинение?(они предлагают, я предлагаю распечатку с примерами концовки сочинения.).
XVIII. Слово учителя. Обратимся к составлению плана (10 слайд).
Обсудить, как они обозначили бы первый пункт плана, второй и далее. После предложить на слайде свой вариант.
XIX. Слово учителя. Обратимся к синонимическому ряду ( после их предложений я предлагаю распечатку.).
-Ребята, какие синонимы вы предложите , когда будете говорить о художнике?(он, Пластов, Аркадий Александрович.)
-А о действии направленном на картину?(изобразил, нарисовал.).
-О главных героях нашей картины?(дети, мальчик и девочка, брат и сестра.).
XX. Слово учителя. Напомнит о логическом и точном построении текста.
Спросить, что такое зачин?(Зачин-это начало, текста, в нем отражается идея.).
-Что такое основная часть?( основная часть, содержит раскрытие картины ее планов.).
-Что такое заключительная часть?( в заключительной части мы подводим итог, рассказываем о своем отношении к картине.).
Слово учителя. Используйте точно подходящие слова, эпитеты, выражения, которые мы записали, не забывайте обращать внимание на записи на доске и их правильное написание. При организации текста можете использовать словосочетания(распечатка)(прочитать).