Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи -сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег"»
Урок развития речив 6 классе -Аркадий Пластов«Первый снег»
Подготовила – учитель русского языка и литературы
Отаджанова Д.А
Цели урока:
1) учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умение подбирать необходимые для описания слова; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;
2)развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас;
3) воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
1) репродукция картины А. А. Пластова “Первый снег”
2) фонограмма “Времена года” П. И. Чайковского;
3) Фото по теме “Зима”.
фонограмма П. И. Чайковского “Времена года. Ноябрь”.
Скоро наступит зима. Люди по-разному воспринимают приход этого времени года. Кто-то любит зиму, а кто-то боится ее суровых морозов. Но первый снег никого не может оставить равнодушным. Как вы думаете, почему?
(С первым снегом все в природе преображается, становится светлым, праздничным).
Так пишет о первом снеге русский поэт И. С. Никитин:
… В полдень дождь перестал, И что белый пушок На осеннюю грязь Начал падать снежок…
Снег пушистый, серебристый Мягким стелется ковром, И снежинки, как пушинки, Вьются весело кругом.
Каким вы представляете себе первый снег?
(Он легкий, воздушный).
Осень застали врасплох, ещё не опали все листья на деревьях,
некоторые горят багряным пламенем.
Синичка , словно заснула, нелегко ей будет студеной зимой.
Сизый голубь застыл, словно страж.
Последние цветы ещё не отцвели.
Снег накрыл пушистым покрывалом румяные яблочки, которых не успели собрать.
Листья, что шуршали под ногами, теперь спрячутся под мягким белым одеялом
Первый мороз заковал в свои узы последние осенние листочки.
Снег делает природу торжественной ,величественной, спокойной, молчаливой и вместе с тем суровой.
А какое настроение вызывает
у вас первый снег?
(Чувство радости,
праздника,
ожидание какого-то чуда)
- Послушайте, что говорил о первом снеге К. Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту”.
Вот, что говорил о первом снеге К. Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту”.
Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На пруды, на сад пустынный Первым снегом понесло.
Аркадий Александрович Пластов
Дата рождения: 19(31)января 1893года
Место рождения: село Прислониха, Симбирский уезд,
Симбирская губерния, Российская империя,
Дата смерти: 12мая 1972года(79лет)
Место смерти: село Прислониха,
Карсунский район, Ульяновская область, РСФСР, СССР
Выбор комитета бедноты
Ужин трактористов 1951
Сенокос.
Сегодня мы будем писать сочинение
картине Аркадия Александровича
Пластова, которую он написал в 1946 году. Подготовка к такому сочинению
требует большой устной работы и вашей активности на уроке.
Внимательно рассмотрите картину
Как бы вы назвали ее?
(“Ранний снег”, “Начало зимы”, “Снегопад”,
“ Первый зимний месяц”,
“ Русская зима”, “Первый снег”).
Автор назвал свое произведение
“ Первый снег”.
Какое время года
изобразил художник?
Как вы думаете, почему это именно начало зимы?
Какое время суток изображено?
(Утро, снег выпал ночью).
Обратите внимание на фон картины.
Какой он: темный или светлый?
(В картине преобладают светлые тона: розовый, белый, бледно-голубой, серый, лиловый).
А какой цвет здесь главный?
(Главный цвет – розовый. Он дает нам
ощущение праздника).
Какие чувства вызывает у вас эта картина?
(Картина вызывает чувство радости, счастья).
Опишем снег. Для этого нам необходимо подобрать эпитеты.
Что такое эпитеты?
(Красочные прилагательные).
Запишите в тетради слово “снег”.
Сне г пу ши стый, белый, м о хнатый,
бл е стящий, к о лючий, крупный,
липкий.
Подберите синонимы к слову “падает”. Запись в тетради :
Снег падает, кру жи тся, м е тет, п о крывает землю к о вром.
-Кто изображен на переднем плане?
Во что одета девочка?
- Как одет мальчик?
Как вы думаете, почему мальчик одет по-зимнему, а сестра выбежала на крыльцо раздетой?
Как вы думаете, что почувствовали дети, увидев первый снег?
Куда смотрят дети?
Запись в тетради : Дево чк а не_успела одет ь ся, н а кинула на гол о ву теплый пл а ток, выб е жала в ле г к о м плат ь е, ноги сунула в валенки, смотрит на падающий снег, закинула гол о ву вв ерх.
Мальч и к одет т е пло: в п а льто,
валенки, шапку-ушанку.
На лицах у детей чу в ство в о сторга и
уд и вление. Гл а за бл е стят от радост и .
Р е бята радуются перв о му снегу.
-Что еще изобразил художник на переднем плане?
Как вы думаете, что переживает ворона?
Как вы думаете, почему Пластов
изобразил не всю березу, а только ее часть?
(Наверное, художник хотел показать, что
главное в картине – дети, их радостное
настроение).
Скупость художника на цвета и детали в
этой картине объясняется тем, что она
была написана в 1946 году, в суровое,
безрадостное, голодное, послевоенное
время. Но даже тогда дети верили в сказку и в чудо. Нетронутую детскую душу художник сравнил с чистым первым снегом.