Урок развития речи по русскому языку в 5 классе по смысловому чтению « Комплексная работа с текстом»
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе по смысловому чтению « Комплексная работа с текстом»
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе по смысловому чтению « Комплексная работа с текстом». На уроке идет знакомство с текстом М.А. Алексеевым "Слово о хлебе". Предложены различные задания в группах. Просмотр документального фильма "блокадный Ленинград".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по русскому языку в 5 классе по смысловому чтению « Комплексная работа с текстом» »
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе по смысловому чтению
по теме « Комплексная работа с текстом»
Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний
Цели урока:
Обучающие: Развитие навыков самостоятельной работы с текстом.
Задачи: 1. Формировать умение применять на практикезнания о структуре текста.
2.Развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать полезную
информацию.
3. Обогащать словарный запас языка.
Развивающие: 1. Развитие чувства языка посредством анализа текста.
2.Развитие учебно-информационных и коммуникативных умений.
3. Развитие умения давать самооценку своей деятельности.
Воспитательные: 1. Формировать личностно-ценностное отношение к прошлому и настоящему своей Родины.
2.Содействовать воспитанию интереса к урокам русского языка.
Оборудование: учебник, компьютер, раздаточный материал
Планируемые результаты:предметные – проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языкм; знают признаки текста, определяют в учебнике, понимают основную мысль текста и находят языковые особенности текста.
Метапредметные:
- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося
- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения
- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.
- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
- Добрый день, ребята!
-На столах у нас по 2 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
-Как много улыбок! Спасибо! А это мое настроение (показывает свой смайлик)
-Значит с хорошим настроением начнем наш урок. 1 мин.
(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться)
2. Стадия вызова 1 мин.
2.Мотивация урока. (Вступительное слово учителя).
Тема - Обратимся к высказыванию известного лингвиста Е.В.Джанджаковой « ..текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано…»
- Какое ключевое слово поможет вам определить тему нашего урока? Правильно!
- Текст.
_Значит мы сегодня будем работать с текстом. Но углубим наше понятие и назовем тему урока « Комплексная работа с текстом»
Цель - Какие затруднения могут возникнуть при работе с текстом?
- что нам необходимо выяснить?
- (ребята говорят: определять главную мысль в тексте, языковые особенности текста, тип текста и т.д.)
- Правильно. т.е будем учиться развивать навыки самостоятельной работы с текстом.
5. Проведем разминку. Перед вами тренажер «Зашумленный текст». Прочитайте и попробуйте восстановить текст, ответьте на вопросы. 2 мин.
6. Спасибо группы, вы хорошо поработали.
7.А теперь проверим домашнее задание. На прошлом уроке мы говорили об имени существительном хлеб. Что вы узнали об этом слове? Слово группам. 3 мин.
8. Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом М Алексеева «Слово о хлебе».
Ваша задача: осмысленно прочитать текст, выполнить комплексную работу с данным текстом, заполнить таблицу
9.Работа с текстом. Ученик читает текст.
Прочитайте выразительно текст.
«Слово о хлебе»
1. Хлеб… 2. Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. 3. Но попробуйте отыскать в нем еще одно слово, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь многозначное. 4. Разве что слово “земля”. 5. И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их рядом: земля – матушка и хлеб- батюшка…
6. Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. 7. Мы и по сей день говорим: “заработать на хлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток.
8. “Хлеб - всему голова”,- гласит старинная народная мудрость. 9. Сколь ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь. 10. “Хлеб на стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска”.
11. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим и скромным подвигом одновременно. Перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб…. 12. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев) 2 мин.
10. Комментарий учителя: Давайте определим роль заглавия в тексте.
(В названии есть определение жанра, который использовался в древнерусской литературе. Словаминазывались в древнерусской литературе поучения и послания.
( Слово “хлеб” в названии показывает глубокое уважение автора к хлебу и человеку его вырастившему)
11. Работа в группах
Таблица №1. Обоснуйте и впишите
Задание №1
1.Тема текста
2.Главная мысль текста
3.Тип текста
4. Стиль речи текста
Задание №2
Определите языковые особенности текста:
Однозначное или многозначное слово «хлеб»?
Сколько лексических значений у слова «хлеб»? Обоснуйте (устно)
Хлеб-это…
Хлеб-это…
Хлеб-это
Хлеб-это…
Найдите в тексте и выпишите синонимы к слову «хлеб» Почему эти слова синонимы?
Таблица №2
Задание №1. Составьте план текста и впишите
1.
2.
3.
4.
Задание №2
Выпишите из текста пословицы, выражения и объясните их(устно). Какой смысл в них?
Таблица №3
Задание №1 Составьте вопросы по данному тексту
1.
2.
3.
Задание №2
Назовите произведения литературы, где присутствует слово «хлеб»?(впишите в таблицу)
Сравните отношение к хлебу героев в этих произведениях. Обоснуйте (устно)
9мин.
1 группа. Задание № 1. 1.Определите тему текста
2.В каких строках абзаца мы можем определить главную мысль
текста?
3.Тип текста (повествование, описание, рассуждение)
.4. Стиль речи рассказа (разговорный, научный, художественный,
официально-деловой, публицистический)
Задание №2 -Хлеб –имя существительное. Однозначное или многозначное?
- Сколько лексических значений у слова «хлеб»? Докажите.
-Найдите в тексте и выпишите синонимы к слову «хлеб». Почему эти слова синонимы?
2 группаЗадание №1 .Составьте план текста
Задание №2Выпишите пословицы, поговорки и выражения из текста и объясните их.
1).Какой вывод можно сделать из этих пословиц, поговорок и выражений? ( У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. В народных пословицах и поговорках отразилось любовное отношение к хлебу. Недаром его называют «Хлеб - наш батюшка».
2). Откуда идёт такое доброе, уважительное отношение к хлебу? (Хлеб трудно выращивать и убирать).
3 группаЗадание №1 1.Составьте вопросы по данному тексту. (зачитывают и другие группы на них отвечают)
Задание №2 Прочитайте отрывок: «… А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”
1.Назовите произведения литературы, где присутствует слово «хлеб»? (Паустовский «Теплый хлеб», Астафьев «Васюткино озеро», Некрасов «Крестьянские дети» и др.
2. О каком отношении к хлебу повествуется в этих рассказах? (Паустовский «Теплый хлеб», (неуважительное отношение к хлебу проявил Филька в эпизоде с конем, но «теплый хлеб» помог растопить лед в сердце равнодушного мальчика); )»Васюткино озеро»,(хлеб стал спасением от гибели Васютки и средством выживания человека, оказавшегося в беде) 3.Сравните отношение к хлебу героев в этих произведениях.
Задание №3 для всех групп: 3 мин.
1. Много пословиц и поговорок посвятил народ хлебу. Продолжите пословицу:
- Хлеб да вода… крестьянская ….
- Хлеб да соль, и обед ….
- Хлеб – батюшка, водица – ….
- Палата бела, а…без хлеба в ней ….
- Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш ….
- Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – и стол ….
- Без хлеба, без соли худая ….
- Хлеба ни куска, так и в тереме ….
- Покуда есть хлеб да вода..., всё не ...
- Не будет хлеба , … не будет и …
12.Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали в группах. О чем заставляет задуматься этот рассказ? (уважительно относиться к хлебу и рукам, вырастившим его)
(Каждая группа выступает, анализирует, делает выводы.(у крестьян всегда было почтительное отношение к хлебу, к труду, к землепашцу, к людям, кто непосильным трудом выращивал хлеб)
12. Ребята! Я предлагаю вам посмотреть документальные кадры фильма «Блокадный Ленинград». 5 мин.
13.. Вопросы: 1. Выскажите свое мнение об увиденном. 3 мин.
(Какую роль сыграл хлеб во время Великой Отечественной войны? О чем заставляет задуматься людей, не испытывающих голода? )
(Благодаря хлебу народ победил врага. Хлеб был единственным спасением во время голодных военных лет.
(Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему-125г. хлеба, рабочему- 200г. (показать кусочек в 125г) и ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека).
14. .Каждая группа выступает, анализирует. У доски каждая группа
составляет план комплексной работы с текстом. 2 мин.
15. Кластер. Итак, подведем итог нашей с вами работы.
- Выберите понятия, с которыми вы работали на уроке. 1 мин.
16.Вывод. Завершить урок мне хотелось бы словами поэта Н. Агеева :
Я хлеб люблю, когда он на корню. 1 мин.
Звенит колосьями янтарно…
Я перед ним колени преклоню,
Как землепашец, благодарно.
Хлеб на корню – ещё не хлеб.
Он хлебом будет лишь в сусеке.
И всё ж, каким был в поле хлеб,
Судили в старину о человеке.
- Так с любовью поэты и писатели воспевают хлеб – самое святое в жизни человека.
-Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.
17.Рефлексия. Ребята, оцените свою работу на уроке 1 мин. (Поднимите руки)
«5» - все понял, активно работал, делал выводы
«4» - было сложно, затруднялся делать выводы, но старался работать
«3»- есть вопросы, нужно повторить
18. Домашнее задание. На выбор учащихся: 1 мин.
1.Сочинить четверостишие о хлебе.
2. Написать сочинение «Как в моей семье относятся к хлебу?»
3. Написать мини-сочинение по просмотренному документальному фильму.