kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок путешествие по горьковским местам

Нажмите, чтобы узнать подробности

В предлагаемом уроке  я попыталась показать через- путешествия в Нижний Новгород, Казань, Тифлис, становление Горького как писателя  на первом, начальном этапе его творческого пути, в 1892-1902 годах. . Особой строкой в творчестве Горького-урбаниста станет тема Нижнего Новгорода, его родного города, которая пройдет через все его творчество. С нее он начнет путь урбаниста и еще в 1896 году напишет 107 статей с XVT Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки, проводимой в Нижнем Новгороде, и опубликует их на страницах ' «Нижегородского листка» и «Одесских новостей». В них он воссоздаст облик Нижнего Новгорода, Нижегородской ярмарки и самой выставки. К сожалению, значительная часть этих статей до сих пор остается на страницах газет и лишь частично вошла в 23 том тридцатитомного собрания сочинений Горького (17 статей из «Нижегородского листка» и 9 статей из «Одесских новостей»).

 В предлагаемом уроке  я попыталась показать через- путешествия в Нижний Новгород, Казань, Тифлис, становление Горького как писателя  на первом, начальном этапе его творческого пути, в 1892-1902 годах. . Особой строкой в творчестве Горького-урбаниста станет тема Нижнего Новгорода, его родного города, которая пройдет через все его творчество. С нее он начнет путь урбаниста и еще в 1896 году напишет 107 статей с XVT Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки, проводимой в Нижнем Новгороде, и опубликует их на страницах ' «Нижегородского листка» и «Одесских новостей». В них он воссоздаст облик Нижнего Новгорода, Нижегородской ярмарки и самой выставки. К сожалению, значительная часть этих статей до сих пор остается на страницах газет и лишь частично вошла в 23 том тридцатитомного собрания сочинений Горького (17 статей из «Нижегородского листка» и 9 статей из «Одесских новостей»).

 В предлагаемом уроке  я попыталась показать через- путешествия в Нижний Новгород, Казань, Тифлис, становление Горького как писателя  на первом, начальном этапе его творческого пути, в 1892-1902 годах. . Особой строкой в творчестве Горького-урбаниста станет тема Нижнего Новгорода, его родного города, которая пройдет через все его творчество. С нее он начнет путь урбаниста и еще в 1896 году напишет 107 статей с XVT Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки, проводимой в Нижнем Новгороде, и опубликует их на страницах ' «Нижегородского листка» и «Одесских новостей». В них он воссоздаст облик Нижнего Новгорода, Нижегородской ярмарки и самой выставки. К сожалению, значительная часть этих статей до сих пор остается на страницах газет и лишь частично вошла в 23 том тридцатитомного собрания сочинений Горького (17 статей из «Нижегородского листка» и 9 статей из «Одесских новостей»).

 В предлагаемом уроке  я попыталась показать через- путешествия в Нижний Новгород, Казань, Тифлис, становление Горького как писателя  на первом, начальном этапе его творческого пути, в 1892-1902 годах. . Особой строкой в творчестве Горького-урбаниста станет тема Нижнего Новгорода, его родного города, которая пройдет через все его творчество. С нее он начнет путь урбаниста и еще в 1896 году напишет 107 статей с XVT Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки, проводимой в Нижнем Новгороде, и опубликует их на страницах ' «Нижегородского листка» и «Одесских новостей». В них он воссоздаст облик Нижнего Новгорода, Нижегородской ярмарки и самой выставки. К сожалению, значительная часть этих статей до сих пор остается на страницах газет и лишь частично вошла в 23 том тридцатитомного собрания сочинений Горького (17 статей из «Нижегородского листка» и 9 статей из «Одесских новостей»).

 В предлагаемом уроке  я попыталась показать через- путешествия в Нижний Новгород, Казань, Тифлис, становление Горького как писателя  на первом, начальном этапе его творческого пути, в 1892-1902 годах. . Особой строкой в творчестве Горького-урбаниста станет тема Нижнего Новгорода, его родного города, которая пройдет через все его творчество. С нее он начнет путь урбаниста и еще в 1896 году напишет 107 статей с XVT Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки, проводимой в Нижнем Новгороде, и опубликует их на страницах ' «Нижегородского листка» и «Одесских новостей». В них он воссоздаст облик Нижнего Новгорода, Нижегородской ярмарки и самой выставки. К сожалению, значительная часть этих статей до сих пор остается на страницах газет и лишь частично вошла в 23 том тридцатитомного собрания сочинений Горького (17 статей из «Нижегородского листка» и 9 статей из «Одесских новостей»).

 В предлагаемом уроке  я попыталась показать через- путешествия в Нижний Новгород, Казань, Тифлис, становление Горького как писателя  на первом, начальном этапе его творческого пути, в 1892-1902 годах. . Особой строкой в творчестве Горького-урбаниста станет тема Нижнего Новгорода, его родного города, которая пройдет через все его творчество. С нее он начнет путь урбаниста и еще в 1896 году напишет 107 статей с XVT Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки, проводимой в Нижнем Новгороде, и опубликует их на страницах ' «Нижегородского листка» и «Одесских новостей». В них он воссоздаст облик Нижнего Новгорода, Нижегородской ярмарки и самой выставки. К сожалению, значительная часть этих статей до сих пор остается на страницах газет и лишь частично вошла в 23 том тридцатитомного собрания сочинений Горького (17 статей из «Нижегородского листка» и 9 статей из «Одесских новостей»).

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок путешествие по горьковским местам »

Урок – путешествие по горьковским местам.

Цель этого урока – познакомить учащихся с основными этапами биографии и творческого пути М.Горького, повторить и обобщить изученное в 6-ом классе (повесть Детство), продолжить работу по формированию умения анализировать прочитанное.

Оборудование урока: литературный альбом «А.М.Горький»; стенд с книгами: Л.Либединская «Горький в родном городе», И.Шкап «Семь лет с Горьким»; книги Л.Андреева, В.Гиляровского, С.Скитальца.

Записи на доске:

Всем хорошим во мне я обязан

книге.

Книга, дружище, как хороший сад,

в котором всё есть: и приятное, и

полезное.

М.Горький

Ход урока.

Ведущий. Сегодня на уроке состоится заседание школьного клуба путешественников. Помогут нам провести его члены клуба (называет фамилии). М.Горький – родоначальник новой социалистической литературы. «Крупнейший представитель пролетарского искусства…», - писал Ленин, - «крепко связал себя своими великими художественными произведениями с рабочим движением России и всего мира…». В этих словах Ленина определена сущность творческой деятельности гениального художника.

1-ый ученик. Мы побываем с вами сейчас в Нижнем Новгороде, в котором 16 марта 1868 года в семье столяра-краснодеревщика родился А.М.Горький. Уже в те годы Нижний Новгород был одним из крупнейших промышленных центров России. Расположен он у слияния Волги и Оки. Сюда со всего Поволжья плыли баржи с зерном. Сотни пароходов, принадлежащих купцам-миллионерам, бороздили волжские просторы. На «всемирное торжище» - нижегородскую ярмарку – съезжались дельцы и маклеры со всего мира. Здесь «со сказочной быстротой создавались миллионные состояния», «железные люди ковали деньги». А рядом – нищета. Жестокая, страшная. На пристанях тысячи бурлаков влачили жалкое, полуголодное существование. И всюду – «комариная жизнь обыкновенных людей», «отвратительная жизнь» мещанства.

За Волгой – глухие сёла старообрядцев, тёмная крестьянская Россия…

Сюда, в Нижний Новгород, царское правительство ссылало студентов-вольнодумцев из Москвы и Петербурга, Казани и Дерпта…

В 1932 году Нижний Новгород переименовали в Горький. Это один из крупнейших населённых пунктов, в котором проживает свыше миллиона жителей, - город заводов, институтов, театров, сохранивший в своей культуре памятники архитектуры XVI - XVIII веков. Скоро здесь будет метро.

2-ой ученик. Детские годы писателя прошли в семье его деда Василия Каширина, владельца красильного заведения.

Учащиеся читают в классе некоторые фрагменты из повести «Детство», описание портрета бабушки. Отвечают на вопрос: Кого олицетворяет бабушка Акулина Ивановна? Затем звучит короткий рассказ о дедушке Каширине, обсуждается вопрос: Что осуждает в повести М.Горький? Параллельно ребята составляют сложный план по рассказам членов клуба путешественников. Далее я коротко обозначу, о чём шла речь на уроке, ведь материалы биографии писателя найти нетрудно и нет нужды для этого занимать место в журнале.

Третий ученик рассказывает о жизни Горького в Казани; четвёртый знакомит с началом литературной деятельности писателя, используя

иллюстрации из фотоальбома «А.М.Горький».

Ведущий коротко говорит о Тифлисе и представляет слово очередному выступающему. На экране – панорама города Тифлиса, затем появляется портрет народовольца А.М.Калюжного и звучит рассказ ученика о тифлисском периоде жизни и творчества А.М.Горького.

Пятый ученик делает сообщение о литературных связях А.М.Горького. На экране – Крым. Ребята узнают о знакомстве и встречах Горького с Л.Н.Толстым, А.П.Чеховым…

Учитель замечает, что в истории дореволюционной русской литературы немало писательских судеб, на которых лежит сумрачная и трагическая тень. Но даже и на их фоне бросаются в глаза драматизм и необычность творческой судьбы Л.Андреева. Далее следует рассказ о нём и о других писателях – соратниках М.Горького.

Шестой ученик знакомит класс с революционной работой А.М.Горького, рассказывает о его связи с «искровцами».

Седьмой ученик демонстрирует на карте маршрут «Путешествия Горького по Руси». На экране появляется изображение нижегородского острога.

Учитель обращает внимание ребят на такую черту личности писателя, как страстное желание помочь людям:

- Ребята, подумайте, с какой целью я читаю вам этот фрагмент из книги Л.Лебединской «Горький в родном городе» (глава «Как помочь людям?»).

Выскажите своё отношение к прочитанному. Итак, речь идёт о том, что А.М.Горький загорается мыслью открыть для босяков бесплатную читальню имени А.С.Пушкина:

Что и говорить, странное впечатление производила эта читальня, расположенная в свмом сердце Миллионки. Грязные кабаки. Взад и вперёд по улице снуют оборванцы, они толпами сидят на тротуарах, хриплый хохот и дикий визг... И в этой клоаке на небольшом 2-х этажном чистеньком доме вывеска: «Пушкинская народная читальня»...

Учащиеся высказывают мнение об этом фрагменте.

Восьмой ученик рассказывает о связях А.М.Горького с партией большевиков (1905), о поездке писателя по поручению партии с пропагандисткой целью в Западную Европу и Америку, о творчестве Горького этого периода, о сближении его с В.И.Лениным в Италии. Ребята узнают, что Ленин высоко ценил роль Горького в пролетарском движении, заботился о писателе.

В оставшееся до звонка время слушаем сочинение-миниатюру «Всем хорошим во мне я обязан книге».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок путешествие по горьковским местам

Автор: Жусупбекова Гульнар Исламовна

Дата: 03.01.2015

Номер свидетельства: 149764

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "РАБОТА НАД СЛОВЕСНОЙ РЕЧЬЮ  ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ "
    ["seo_title"] => string(74) "rabota-nad-sloviesnoi-riech-iu-glukhikh-shkol-nikov-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "177042"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424539819"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по истокам на тему "Мой родной город" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-istokam-na-tiemu-moi-rodnoi-ghorod"
    ["file_id"] => string(6) "126459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415182189"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства