kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОТА НАД СЛОВЕСНОЙ РЕЧЬЮ ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОТА НАД СЛОВЕСНОЙ РЕЧЬЮ  ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Тарнава Ж.А.

учитель,

школа — интернат для глухих детей Н. Новгород

Обучение в школе глухих строится в тесной связи с формированием словесной речи глухих школьников, так как усвоение системы знаний находится в прямой зависимости от уровня речевого развития.

Каждая половина урока математики, а иногда и весь урок ведется со звукоусиливающей аппаратурой. Это нам необходимо для работы над внятностью произношения у учащихся.

Урок начинается с речевой зарядки на определенные звуки и звукосочетания. Например, в 4 классе в конце II четверти ведется работа над мягкими согласными звуками в конце слов: ать, еть, итьг ять. (в начале урока учащиеся проговаривают слова: пять, шесть, десять, пятнадцать; фразы: можно сразу узнать, нельзя сразу узнать). Таким образом, ребята нацелены говорить правильно звуки, говорить внятно, следить за своей речью.

В 10 классе перед изучением темы "Свойства медианы равнобедренного треугольника" на уроке геометрии на магнитной доске прикреплены таблички со словами: медиана, высота, биссектриса, перпендикуляр, основание, равнобедренный треугольник; медиана, проведенная к основанию, яву\яется. Учащиеся в начале урока говорят хором и по одному данные слова и словосочетания. Здесь вспоминается и закрепляется математический словарь данного урока и правильность произношения и написания каждого из данных слов, после речевой зарядки начинается урок.

Работа над словесной речью строится в направлении развития слуховой функции и произносительных навыков учащихся. На уроках совершенствуются знания грамматического строя языка и расширяется лексико — фразеологический запас школьников. Большая работа ведется в 4-х классах над понятием: первая, вторая, две; в первый день, во второй день; за два дня; третий, три с помощью демонстраций на моделях и на схемах.

  • Покажи: в первой коробке было.
  • Это где?

Во второй — это где? В двух — это где? В трех — это где?

Значения незнакомых или недостаточно усвоенных учащимися слов раскрываются по ходу работы с помощью приемов, применяемых на различных уроках. К ним относятся следующие:

1. Замена слова другим словом или словосочетанием, которое усвоено учащимися:

привал — отдых;

бригада — несколько человек;

удалена — находилась на расстоянии;

фляга — бидон;

шоссе — асфальтовая дорога;

пекарня — Ху\сбозавод — место, где пекут хлеб;

длина маршрута — длина пути;

цистерна — большая бочка, бак;

горючее — бензин и т. д.

В случае, когда нет полной уверенности в том, что значение синонима в достаточной степени усвоено учащимися, важно словесное пояснение строить с опорой на различного рода наглядность (схемы, чертежи, рисунки).

Так в задачах очень часто встречается слово "маршрут". Целесообразно ребятам показать схему одного из маршрутов похода какого-нибудь класса. Например, учащиеся 8 класса путешествовали на Горьковское море, сначала они ехали на электричке до Заволжья, затем ехали на автобусе до Городца, затем шли пешком до Горьковского моря (до пансионата "Буревестник")

 

а. При изучении темы "Дроби" часто встречается задание: "заштриховать. (1/2 прямоугольника). Следует показать первое задание учителю и сказать: "Я заштриховал(а)".

Каждая задача — это маленький рассказ, смысл которого надо раскрыть показом, жестом, демонстрацией действия.

Задачи на движение — один из самых основных типов задач при изучении всего курса математики в школе глухих. Для изучения этого типа задач целесообразно иметь набор все^ видов движения; в виде картинок и в виде моделей.

Так, в кабинете математики есть две папки с набором картинок видов транспорта: велосипедист, мотоциклист, поезд, самолет и т. д., а также есть модели машин: легковые, грузовые; самолет, поезд, пешеход.

Пример задач на движение в 10 классе: "Из города А в город В вышла грузовая машина. Спустя 1,1 ч вслед за ней вышла легковая машина. Через 0,8 ч она отставала от грузовой машины на 2 км. Найти скорость легковой машины, если она на  10 км/ч больше скорости грузовой."

Сначала читаем всю задачу, затем читаем первое предложение и один из учащихся демонстрирует на модели выход грузовой машины. Затем читаем второе предложение и объясняем смысл выражения "спустя 1,1 ч", т. е. 1,1 ч шла грузовая машина, потом вышла легковая (1,1 ч она не-шла).

Затем демонстрируем на модели выход легковой машины вслед за грузовой. "Через 0,8 ч" — т.е. 0,8 ч шли обе машины. И, наконец, показываем отставание легковой машины от грузовика на 2 км.

3.  Показ предмета или картинки — этот прием используется в тех случаях,
когда понятие незнакомо учащимся.

Урок геометрии сопровождается всегда показом моделей, чертежей, фигур; отрезок, параллелограмм, угол, прямоугольник, треугольник и т. д. Понятие острых, тупых, развернутых углов демонстрируем на модели, сделанной из

конструктора, сопровождая объяснением, демонстрацией и словами, написанными на табличках: острый угол, тупой угол и т. д.

В тех случаях, когда не может быть использован ни один из вышеперечисленных методов, обращаемся к объяснению.

Наряду с незнакомыми или недостаточно усвоенными словами при изучении математики учащиеся встречаются со знакомыми словами, употребляемыми в неизвестном для них значении. Так, глагол "разбить" в математике означает "разделить". Например, разбить число на классы, разбить квадрат на 4 треугольника, многогранник разбить на треугольники и т. д.

Предлагая задания, формулировки, которые содержат подобные слова, всегда следует выяснить, как они понимаются учащимися, и в случае необходимости пояснить с помощью одного из выше рассмотренных приемов. Работа над речевым материалом должна строиться так, чтобы она не отвлекала учащихся от содержания текста. В тех случаях, когда это сделать трудно, полезно предусмотреть такую работу перед ознакомлением с текстом. Так, перед разбором задачи, в которой содержится название тканей: ситец, шелк, тюль, сукно, драп и т. д., следует повторить название тканей. В кабинете математики есть набор всех видов тканей, так как почти в каждом классе встречаются задачи, в которых говорится про ткань.

Например, в 4 классе есть задача: Для швейной мастерской купили 120 м тюля по. руб., 30 м шелка по. руб. Сколько денег заплатили за ткань?

Большое значение для формирования словесной речи глухих школьников имеет применение различных видов практической деятельности, так как выполнение практических заданий содействует наполнению понятий конкретным содержанием.

Так, после изучения темы "Площадь простых фигур" в 12 классе проводится практическая работа на моделях, чтобы учащиеся знали, какие измерения надо выполнить, чтобы вычислить площадь.

Для усвоения речевого материала, специфического для курса математики, необходимо, чтобы новые сведения усваивались учащимися в системе, т.е. во взаимосвязи с ранее пройденным материалом.

Или, изучая тему "Свойство медианы равнобедренного треугольника", целесообразно повторить определение медианы, высоты, биссектрисы в произвольном треугольнике, их

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОТА НАД СЛОВЕСНОЙ РЕЧЬЮ ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ »





АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих детей»

Aнкудиновское шоссе, д. 9 Нижний Новгоpод, 603144, тел./факс (831) 422-53-34, e-mail: info@s-t-h.ru www.s-t-h.ru





РАБОТА НАД СЛОВЕСНОЙ РЕЧЬЮ ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ








Выполнила:

Учитель математики

Ж.А.Тарнава

Нижний Новгород 2014 г.






РАБОТА НАД СЛОВЕСНОЙ РЕЧЬЮ ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


Тарнава Ж.А.

учитель,

школа — интернат для глухих детей Н. Новгород


Обучение в школе глухих строится в тесной связи с формированием словесной речи глухих школьников, так как усвоение системы знаний находится в прямой зависимости от уровня речевого развития.

Каждая половина урока математики, а иногда и весь урок ведется со звукоусиливающей аппаратурой. Это нам необходимо для работы над внятностью произношения у учащихся.

Урок начинается с речевой зарядки на определенные звуки и звукосочетания. Например, в 4 классе в конце II четверти ведется работа над мягкими согласными звуками в конце слов: ать, еть, итьг ять. (в начале урока учащиеся проговаривают слова: пять, шесть, десять, пятнадцать; фразы: можно сразу узнать, нельзя сразу узнать). Таким образом, ребята нацелены говорить правильно звуки, говорить внятно, следить за своей речью.

В 10 классе перед изучением темы "Свойства медианы равнобедренного треугольника" на уроке геометрии на магнитной доске прикреплены таблички со словами: медиана, высота, биссектриса, перпендикуляр, основание, равнобедренный треугольник; медиана, проведенная к основанию, яву\яется ... Учащиеся в начале урока говорят хором и по одному данные слова и словосочетания. Здесь вспоминается и закрепляется математический словарь данного урока и правильность произношения и написания каждого из данных слов, после речевой зарядки начинается урок.

Работа над словесной речью строится в направлении развития слуховой функции и произносительных навыков учащихся. На уроках совершенствуются знания грамматического строя языка и расширяется лексико — фразеологический запас школьников. Большая работа ведется в 4-х классах над понятием: первая, вторая, две; в первый день, во второй день; за два дня; третий, три с помощью демонстраций на моделях и на схемах.

  • Покажи: в первой коробке было ...

  • Это где?

Во второй — это где? В двух — это где? В трех — это где?


Значения незнакомых или недостаточно усвоенных учащимися слов раскрываются по ходу работы с помощью приемов, применяемых на различных уроках. К ним относятся следующие:

1. Замена слова другим словом или словосочетанием, которое усвоено учащимися:

привал — отдых;

бригада — несколько человек;

удалена — находилась на расстоянии;

фляга — бидон;


шоссе — асфальтовая дорога;

пекарня — Ху\сбозавод — место, где пекут хлеб;

длина маршрута — длина пути;

цистерна — большая бочка, бак;

горючее — бензин и т. д.

В случае, когда нет полной уверенности в том, что значение синонима в достаточной степени усвоено учащимися, важно словесное пояснение строить с опорой на различного рода наглядность (схемы, чертежи, рисунки).

Так в задачах очень часто встречается слово "маршрут". Целесообразно ребятам показать схему одного из маршрутов похода какого-нибудь класса. Например, учащиеся 8 класса путешествовали на Горьковское море, сначала они ехали на электричке до Заволжья, затем ехали на автобусе до Городца, затем шли пешком до Горьковского моря (до пансионата "Буревестник")

Заволжье

Городец

Н. Новгород "Буревестник"


2. Выполнение практического лействия:

а. При изучении темы "Дроби" часто встречается задание: "заштриховать ... (1/2 прямоугольника). Следует показать первое задание учителю и сказать: "Я заштриховал(а)".

Каждая задача — это маленький рассказ, смысл которого надо раскрыть показом, жестом, демонстрацией действия.

Задачи на движение — один из самых основных типов задач при изучении всего курса математики в школе глухих. Для изучения этого типа задач целесообразно иметь набор все^ видов движения; в виде картинок и в виде моделей.

Так, в кабинете математики есть две папки с набором картинок видов транспорта: велосипедист, мотоциклист, поезд, самолет и т. д., а также есть модели машин: легковые, грузовые; самолет, поезд, пешеход.

Пример задач на движение в 10 классе: "Из города А в город В вышла грузовая машина. Спустя 1,1 ч вслед за ней вышла легковая машина. Через 0,8 ч она отставала от грузовой машины на 2 км. Найти скорость легковой машины, если она на 10 км/ч больше скорости грузовой."

Сначала читаем всю задачу, затем читаем первое предложение и один из учащихся демонстрирует на модели выход грузовой машины. Затем читаем второе предложение и объясняем смысл выражения "спустя 1,1 ч", т. е. 1,1 ч шла грузовая машина, потом вышла легковая (1,1 ч она не-шла).

Затем демонстрируем на модели выход легковой машины вслед за грузовой. "Через 0,8 ч" — т.е. 0,8 ч шли обе машины. И, наконец, показываем отставание легковой машины от грузовика на 2 км.


3. Показ предмета или картинки — этот прием используется в тех случаях,
когда понятие незнакомо учащимся.

Урок геометрии сопровождается всегда показом моделей, чертежей, фигур; отрезок, параллелограмм, угол, прямоугольник, треугольник и т. д. Понятие острых, тупых, развернутых углов демонстрируем на модели, сделанной из

конструктора, сопровождая объяснением, демонстрацией и словами, написанными на табличках: острый угол, тупой угол и т. д.


В тех случаях, когда не может быть использован ни один из вышеперечисленных методов, обращаемся к объяснению.

Наряду с незнакомыми или недостаточно усвоенными словами при изучении математики учащиеся встречаются со знакомыми словами, употребляемыми в неизвестном для них значении. Так, глагол "разбить" в математике означает "разделить". Например, разбить число на классы, разбить квадрат на 4 треугольника, многогранник разбить на треугольники и т. д.

Предлагая задания, формулировки, которые содержат подобные слова, всегда следует выяснить, как они понимаются учащимися, и в случае необходимости пояснить с помощью одного из выше рассмотренных приемов. Работа над речевым материалом должна строиться так, чтобы она не отвлекала учащихся от содержания текста. В тех случаях, когда это сделать трудно, полезно предусмотреть такую работу перед ознакомлением с текстом. Так, перед разбором задачи, в которой содержится название тканей: ситец, шелк, тюль, сукно, драп и т. д., следует повторить название тканей. В кабинете математики есть набор всех видов тканей, так как почти в каждом классе встречаются задачи, в которых говорится про ткань.

Например, в 4 классе есть задача: Для швейной мастерской купили 120 м тюля по ... руб., 30 м шелка по ... руб. Сколько денег заплатили за ткань?

Большое значение для формирования словесной речи глухих школьников имеет применение различных видов практической деятельности, так как выполнение практических заданий содействует наполнению понятий конкретным содержанием.

Так, после изучения темы "Площадь простых фигур" в 12 классе проводится практическая работа на моделях, чтобы учащиеся знали, какие измерения надо выполнить, чтобы вычислить площадь.

Для усвоения речевого материала, специфического для курса математики, необходимо, чтобы новые сведения усваивались учащимися в системе, т.е. во взаимосвязи с ранее пройденным материалом.

Или, изучая тему "Свойство медианы равнобедренного треугольника", целесообразно повторить определение медианы, высоты, биссектрисы в произвольном треугольнике, их

повторение и отличительные признаки друг от друга. Учащиеся выполняют это на модели

А К

вк вд

биссектриса

медиана

бумажная лента, под ней слово

BE

высота


Слова: медиана, высота, биссектриса находятся под бумажными лентами, которые выдергиваются после ответа учащегося. ВД — медиана, потому что АД = ДС

Только затем можно переходить к равнобедренному треугольнику и строить из вершины к основанию медиану, высоту и биссектрису.


Описанные выше приемы содействуют речевому развитию учащихся и усвоению математики только в том случае, если работа ведется систематически.



Каков путь

Какой рост

Чему равен вес

Велик ли объем

возраст

Известно, что особенно важным в работе по развитию речи учащихся является использование диалогической формы речи. Именно в диалоге можно эффективнее организовать общение учащихся. Поэтому на уроках при решении задач можно практиковать деление класса на две группы, вызывая тем самым необходимость словесного общения между учащимися. Первая группа должна записать и решить задачу второй группы, а вторая группа — задачу первой. Для этого учащиеся задают партнерам из другой группы вопросы по содержанию задачи, а те отвечают. Затем предлагают и проверяются "противниками" варианты решений, ответов.

Специальную работу следует проводить в целях усвоения математической терминологии (слагаемые, сумма, произведение, числитель, знаменатель, прямоугольник и т. д.). Усвоение терминов содействует совершенствованию познавательной деятельности учащихся, способствует перестройке мышления детей на словесно — логической основе. Каждое слово, обозначающее вводное математическое понятие, пишется на отдельной карточке и выставляется на стенд "Запомни слово". Слова на стенде все время меняются по мере того, как они запоминаются и входят в активную речь учащихся.

Слова — термины очень хорошо усваиваются при "комментированном" решении примеров, уравнений задач. Так, решается пример:

(218 х 443) + (300800 - 299123) Ученик, решая этот пример, комментирует: "218 умножаю на 443 (нахожу произведение числа), 300800 минус 299123 (нахожу разность числа), складываю 96547 и 1667 (нахожу сумму чисел), сумма 98251".

Такое "комментированное" решение заставляет учащихся задуматься над правильным выбором компонента действий, воспитывает у учащихся культуру математической речи.

Над основополагающими понятиями и математическими терминами проводится целенаправленная работа. Необходимо снова и снова наполнять их конкретным содержанием, часто повторять, сознательно использовать, сочетать с другими подобными или противоположными по смыслу терминами, совершенствовать до их полного соответствия уровню, предусмотренному программой.

Хорошей формой проведения такой работы являются математические диктанты, которые способствуют и развитию слухового восприятия учащихся. Начинать следует с простейшего задания:

а) запиши пример: к 45 прибавить 19 и реши его. Учащиеся получают
запись:

45 + 19 = 64. Здесь полезно вспомнить, как называются числа при сложении. Далее диктуется:

б) Первое слагаемое 160, второе 89

Вычисли сумму или: найди сумму какой будет сумма

определи сумму чему равна сумма?

По мере усвоения этих простейших понятий суммы, разности, произведения и частного:

1. запиши сумму чисел 45 и 18, увеличь ее на 19. Найди значение полученного выражения.

или Вычисли Сосчитай ответ

Сколько ПОЛУЧИЛОСЬ.

  1. частное чисел 120 и 5 уменьши на 20.

  2. разность чисел 180 и 100 увеличь в 10 раз.

  3. произведение чисел 250 и 4 уменьшить в 10 раз.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
РАБОТА НАД СЛОВЕСНОЙ РЕЧЬЮ ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Автор: Тарнава Жанна Анатольевна

Дата: 21.02.2015

Номер свидетельства: 177042

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "«Экскурсия - способ социализации неслышащих учеников". "
    ["seo_title"] => string(60) "ekskursiia-sposob-sotsializatsii-nieslyshashchikh-uchienikov"
    ["file_id"] => string(6) "130118"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415818772"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства