kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Заглавная буква в именах собственных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Тема урока: Большая буква в именах собственных.

 

Цели: знакомство с собственными и нарицательными именами существительными, их грамматическими признаками (неизменяемость по числам), оформление на письме;

закреплять умение определять падеж по вопросу и предлогу,

развивать речь учащихся, интерес к родному языку, воспитывать любовь к родному краю.

 

Наглядно-демонстрационные материалы:

 

•учебник русского языка для 2 класса (автор Л.Я.Желтовская)

 

•карточки для словарной работы;

•несколько видов словарей, орфографические словари у учащихся.

 

I.Эмоциональный настрой

- Ребята! Прежде чем мы с вами начнем работу, давайте поставим правильное речевое дыхание и разомнем наш язычок.

1) Релаксация

- Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: «ы-ы-ы».

- А сейчас превратимся в березы. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачивайте ими. Березы поют высоким голосом: «и-и-и». (Инструкция перед произнесением звука – забор воздуха через нос, звук произносится на выдохе).

2) Артикуляционная гимнастика.

•Статические упражнения для языка: «чашечка», «иголочка», «горка» (чередование)

•Динамические упражнения для языка: «маятник», «качели» (по 6 раз).

•Массаж языка: покусывание языка при движении его вперед-назад (по 6 счетов)

 

II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (Дети садятся по группам).

- Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Сегодня мы будем работать в группах. О чем мы должны помнить, общаясь друг с другом? (Вежливо обращаться друг к другу. Выслушивать мнение каждого, не перебивая. Доказывать свои версии. В группе ответы дает каждый. Быть внимательным друг к другу. Умеешь сам – научи другого)

 

III. ЧИСТОПИСАНИЕ.

- Запишите в тетрадях число. Урок начнем с минутки чистописания. Я показываю на доске, вы за мной в воздухе, а потом записываете в тетрадях.

САМООЦЕНКА.

- Под самым красивым соединением букв поставьте точку.

 

IV. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

- Прочитайте слова . (карточки со словами на доске).

Москва, Россия, граждане, Отечество, алфавит, человек.

- Какое слово лишнее? Почему? (алфавит – не гражданская тематика, граждане – множественное число и одушевленное существительное…)

- На какие две группы можно разделить слова? Докажите.

( Имена собственные и нарицательные).

По одному ученику у доски по ходу рассуждения расставляют карточки со словами, разбивая на две группы, а остальные выражают свое согласие или несогласие с помощью сигнальных карточек

Основная часть:

 

V. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

- Прочитайте вторую группу слов, Сформулируйте тему урока.

(Большая буква в словах).

- Какую цель вы бы поставили к сегодняшнему уроку?

(Научиться писать большую букву в словах)

- Отгадайте загадку:

На странице букваря

33 богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей.

- Правильно, это алфавит. Другая цель нашего урока – повторить и закрепить знания порядка букв русского алфавита.

 

VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЯ АЛФАВИТА.

Ученики хором и индивидуально повторяют алфавит.

- Расставьте слова в алфавитном порядке.

(Алфавит, граждане, Москва, Отечество, Россия, человек).

- Запишите эти слова по памяти.

САМОПРОВЕРКА.

- Кто написал все шесть слов? Поставьте себе «5».

 

VII. Повторение изученного об алфавите.

1) Выставка словарей (несколько видов)

•Для чего нужен алфавит?

•Пользоваться алфавитом необходимо при составлении любых списков (например, в классном журнале – фамилии учащихся), при расстановке книг в библиотеке ( по фамилии автора книги, а в случае ее отсутствия – по первой букве названия, при хранении формуляров, абонементов в библиотеке, при составлении картотек и каталогов ( перечней изданий).

•Как вы считаете, удобно ли это? Почему7

•Рассматривание различных словарей. (орфографические, этимологические (толковые), орфографические, диалектных слов и др)

•Но какими бы ни были словарь и энциклопедия, слова, информация в них располагаются строго в алфавитном порядке!

- Молодцы, ребята! Теперь можно и отдохнуть.

 

ФИЗМИНУТКА.

- Отдохнем мы, ребята, с пользой для нашего дыхания.

Мы подуем далеко: с-с-с.

Мы подуем близко: з-з-з.

Мы подуем высоко: с-с-с.

Мы подуем низко: з-з-з

(Инструкция для выполнения: перед произнесением звука – забор воздуха через нос, звук произносится на выдохе).

 

VIII. О СЛОВАХ-ИМЕНАХ.

1. Беседа.

- Как вы думаете, что есть у каждого человека, живущего на Земле? (Имя).

- Откуда пришли ваши имена?

2. Рассказ учителя.

В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие – это русские имена.

Очень легко понять, что они значат. Владимир – владеет миром. А Людмила? Светлана? А еще в русском языке есть имена, пришедшие к нам из греческого, древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имен тоже есть значения. Кто знает значение своего имени и откуда оно пришло?

3. Имена учеников и их значения.

Айдар (баш.) -радостный, счастливый

Аяз (баш.) - чистый, прозрачный, ясный

Искандар (баш) - смелый, бесстрашный

Шамиль (башк.) - содержательный

Алсу (баш.) - розовая, розоликая

Лейсан (баш.) – апрель

Гузель (баш.) – красивая, прекрасная

Резеда (баш.) – от названия цветка

Эльвира (баш.) – светловолосая, румяная, янтарная

 

IХ. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

1. упражнение 94, страница 49.

- Как пишутся имена людей?

Вывод: Имена людей – это имена собственные. Они пишутся с большой буквы.

2. Имена могут быть полными и сокращенными. Запишите слова парами: полное и сокращенное.

Саша, Алеша, Нина, Дмитрий.

- Какое имя осталось без пары? У какого имени два сокращенных имени? (Дмитрий, Дима, Митя).

- В книге Л.Лагина «Старик Хоттабыч» героя зовут Волька. А как звучит его полное имя? (Владимир)

 

X. ИТОГ УРОКА.

- Подведем итог нашего урока. Чему он нас научил?

- Что запомнилось и заинтересовало на уроке больше всего?

 

XI. РЕФЛЕКСИЯ- Отлично работали, хорошо! (Звучат фамилии учеников).

- Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?

- Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько сегодня вы:

1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

2) разобрались с темой урока;

3) умеете применять свои знания.

(Сидят за партами – плохо, слабо;

Просто стоят – хорошо;

Стоят, руки вверх – отлично).

 

ХII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор).

Первого уровня:

1) Сочинить историю о возникновении своего имени.

Второго уровня:

2) Упражнение 97 страница 50 (записать имена девочек и мальчиков класса по алфавиту).

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Заглавная буква в именах собственных" »

Тема урока: Большая буква в именах собственных.


Цели: знакомство с собственными и нарицательными именами существительными, их грамматическими признаками (неизменяемость по числам), оформление на письме;

закреплять умение определять падеж по вопросу и предлогу,

развивать речь учащихся, интерес к родному языку, воспитывать любовь к родному краю.


Наглядно-демонстрационные материалы:


•учебник русского языка для 2 класса (автор Л.Я.Желтовская)


•карточки для словарной работы;

•несколько видов словарей, орфографические словари у учащихся.


I.Эмоциональный настрой

- Ребята! Прежде чем мы с вами начнем работу, давайте поставим правильное речевое дыхание и разомнем наш язычок.

1) Релаксация

- Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: «ы-ы-ы».

- А сейчас превратимся в березы. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачивайте ими. Березы поют высоким голосом: «и-и-и». (Инструкция перед произнесением звука – забор воздуха через нос, звук произносится на выдохе).

2) Артикуляционная гимнастика.

•Статические упражнения для языка: «чашечка», «иголочка», «горка» (чередование)

•Динамические упражнения для языка: «маятник», «качели» (по 6 раз).

•Массаж языка: покусывание языка при движении его вперед-назад (по 6 счетов)


II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (Дети садятся по группам).

- Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Сегодня мы будем работать в группах. О чем мы должны помнить, общаясь друг с другом? (Вежливо обращаться друг к другу. Выслушивать мнение каждого, не перебивая. Доказывать свои версии. В группе ответы дает каждый. Быть внимательным друг к другу. Умеешь сам – научи другого)


III. ЧИСТОПИСАНИЕ.

- Запишите в тетрадях число. Урок начнем с минутки чистописания. Я показываю на доске, вы за мной в воздухе, а потом записываете в тетрадях.

САМООЦЕНКА.

- Под самым красивым соединением букв поставьте точку.


IV. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

- Прочитайте слова . (карточки со словами на доске).

Москва, Россия, граждане, Отечество, алфавит, человек.

- Какое слово лишнее? Почему? (алфавит – не гражданская тематика, граждане – множественное число и одушевленное существительное…)

- На какие две группы можно разделить слова? Докажите.

( Имена собственные и нарицательные).

По одному ученику у доски по ходу рассуждения расставляют карточки со словами, разбивая на две группы, а остальные выражают свое согласие или несогласие с помощью сигнальных карточек

Основная часть:


V. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

- Прочитайте вторую группу слов, Сформулируйте тему урока.

(Большая буква в словах).

- Какую цель вы бы поставили к сегодняшнему уроку?

(Научиться писать большую букву в словах)

- Отгадайте загадку:

На странице букваря

33 богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей.

- Правильно, это алфавит. Другая цель нашего урока – повторить и закрепить знания порядка букв русского алфавита.


VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЯ АЛФАВИТА.

Ученики хором и индивидуально повторяют алфавит.

- Расставьте слова в алфавитном порядке.

(Алфавит, граждане, Москва, Отечество, Россия, человек).

- Запишите эти слова по памяти.

САМОПРОВЕРКА.

- Кто написал все шесть слов? Поставьте себе «5».


VII. Повторение изученного об алфавите.

1) Выставка словарей (несколько видов)

•Для чего нужен алфавит?

•Пользоваться алфавитом необходимо при составлении любых списков (например, в классном журнале – фамилии учащихся), при расстановке книг в библиотеке ( по фамилии автора книги, а в случае ее отсутствия – по первой букве названия, при хранении формуляров, абонементов в библиотеке, при составлении картотек и каталогов ( перечней изданий).

•Как вы считаете, удобно ли это? Почему7

•Рассматривание различных словарей. (орфографические, этимологические (толковые), орфографические, диалектных слов и др)

•Но какими бы ни были словарь и энциклопедия, слова, информация в них располагаются строго в алфавитном порядке!

- Молодцы, ребята! Теперь можно и отдохнуть.


ФИЗМИНУТКА.

- Отдохнем мы, ребята, с пользой для нашего дыхания.

Мы подуем далеко: с-с-с.

Мы подуем близко: з-з-з.

Мы подуем высоко: с-с-с.

Мы подуем низко: з-з-з

(Инструкция для выполнения: перед произнесением звука – забор воздуха через нос, звук произносится на выдохе).


VIII. О СЛОВАХ-ИМЕНАХ.

1. Беседа.

- Как вы думаете, что есть у каждого человека, живущего на Земле? (Имя).

- Откуда пришли ваши имена?

2. Рассказ учителя.

В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие – это русские имена.

Очень легко понять, что они значат. Владимир – владеет миром. А Людмила? Светлана? А еще в русском языке есть имена, пришедшие к нам из греческого, древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имен тоже есть значения. Кто знает значение своего имени и откуда оно пришло?

3. Имена учеников и их значения.

Айдар (баш.) -радостный, счастливый

Аяз (баш.) - чистый, прозрачный, ясный

Искандар (баш) - смелый, бесстрашный

Шамиль (башк.) - содержательный

Алсу (баш.) - розовая, розоликая

Лейсан (баш.) – апрель

Гузель (баш.) – красивая, прекрасная

Резеда (баш.) – от названия цветка

Эльвира (баш.) – светловолосая, румяная, янтарная


IХ. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

1. упражнение 94, страница 49.

- Как пишутся имена людей?

Вывод: Имена людей – это имена собственные. Они пишутся с большой буквы.

2. Имена могут быть полными и сокращенными. Запишите слова парами: полное и сокращенное.

Саша, Алеша, Нина, Дмитрий.

- Какое имя осталось без пары? У какого имени два сокращенных имени? (Дмитрий, Дима, Митя).

- В книге Л.Лагина «Старик Хоттабыч» героя зовут Волька. А как звучит его полное имя? (Владимир)


X. ИТОГ УРОКА.

- Подведем итог нашего урока. Чему он нас научил?

- Что запомнилось и заинтересовало на уроке больше всего?


XI. РЕФЛЕКСИЯ- Отлично работали, хорошо! (Звучат фамилии учеников).

- Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?

- Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько сегодня вы:

1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

2) разобрались с темой урока;

3) умеете применять свои знания.

(Сидят за партами – плохо, слабо;

Просто стоят – хорошо;

Стоят, руки вверх – отлично).


ХII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор).

Первого уровня:

1) Сочинить историю о возникновении своего имени.

Второго уровня:

2) Упражнение 97 страница 50 (записать имена девочек и мальчиков класса по алфавиту).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок по теме "Заглавная буква в именах собственных"

Автор: Нургалиева Инзиля Рафкатовна

Дата: 12.12.2014

Номер свидетельства: 142988

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Урок обучения грамоте в 1 классе на тему "Заглавная буква М в начале предложения,в именах собственных" с презентацией "
    ["seo_title"] => string(138) "urok-obuchieniia-ghramotie-v-1-klassie-na-tiemu-zaghlavnaia-bukva-m-v-nachalie-priedlozhieniia-v-imienakh-sobstviennykh-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "110183"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405670112"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "открытый урок русский язык тема «Заглавная буква в географических названиях» "
    ["seo_title"] => string(86) "otkrytyi-urok-russkii-iazyk-tiema-zaghlavnaia-bukva-v-ghieoghrafichieskikh-nazvaniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "216270"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432915452"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Презентация для урока русский язык  тема «Заглавная буква в географических названиях» "
    ["seo_title"] => string(99) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkii-iazyk-tiema-zaghlavnaia-bukva-v-ghieoghrafichieskikh-nazvaniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "216272"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432915906"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "План-конспект урока по обучению грамоте на тему:"Заглавная буква в словах". "
    ["seo_title"] => string(82) "plan-konspiekt-uroka-po-obuchieniiu-ghramotie-na-tiemu-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "226113"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440073023"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Повторение темы:"Заглавная буква в именах собственных""
    ["seo_title"] => string(61) "povtorieniie-tiemy-zaghlavnaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "300462"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456738685"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства