Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.) | – Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало. | Ученики готовят себя к занятию. | Цель: мотивация детей на работу. УУД – личностные |
2. Актуализация знаний (8-10 мин.) | – Напишите словарный диктант «По лексическому значению узнай слово и запиши грамотно»: маленькая книжечка, листы которой скреплены иголочками (брошюра) группа экспертов, присуждающих премии на выставках, конкурсах (жюри) прибор в виде раскрывающегося в воздухе большого зонта для прыжка с самолёта или спуска с него груза (парашют) раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки (пунктуация) маленькая чёрточка между словами (дефис) внезапно (вдруг) обращение к кому-нибудь, призывающее удовлетворить какие-нибудь нужды, желания (просьба) раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, текст… (синтаксис) служебное сообщение, донесение младшего по званию (рапорт) военное приветствие, отдание почестей кому-нибудь выстрелами, ракетами, выкидыванием флага, поднятием обнажённой сабли (салют) | Ученики записывают диктант Брошюра, жюри, парашют, пунктуация, дефис, вдруг, просьба, синтаксис, рапорт, салют. | УУД – познавательные, регулятивные, личностные |
Новое слово: Тире [рэ] – знак препинания в виде длинной горизонтальной чёрточки. | Записывают новое слово, объясняя его лексическое значение. |
3. Пробное учебное действие (5 мин.) | – Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока, необходимо расшифровать фразу, зачёркивая буквы Ф, Х, Ю, Н, Ц (детям раздаются листочки с зашифрованной темой) Т | Ф | И | Р | Ю | Х | Е | Н | Ф | Х | Ю | М | Н | Е | Н | Ж | Ф | Х | Д | У | Ю | П | О | Д | Н | Х | Ц | Л | Е | Ц | Х | Ж | Н | А | Ю | Ц | Щ | Х | И | М | Н | Ф | И | Ю | Ц | С | Ю | Х | К | Н | Ф | А | Ю | З | У | Х | Ц | Е | Ф | Н | М | Ю | Х | Ы | Ф | М | | Ученики расшифровывают название урока: | УУД – познавательные, регулятивные, личностные коммуникативные |
– Какова же тема нашего урока? Запишите в тетрадях. – Рассмотрите записанные на слайде предложения. Москва – сердце нашей Родины. Красная площадь – символ российской истории Соборная площадь в Кремле – прабабушка всем московским площадям. – Как можно объяснить постановку тире в предложении. Затрудняетесь? – Для того чтобы не ошибиться, подчеркните грамматическую основу в предложении. – Укажите, чем выражены главные члены предложения. | Тире между подлежащим и сказуемым. |
Учитель рассказывает сказку о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Сказка Поссорились как-то Подлежащее со Сказуемым. — Ты одеваешь часто мою маску,— сказало Подлежащее,— а мне это не нравится. Сказуемое обиделось: — Откуда ты взял? Когда это бывает? — Когда и ты существительное, и я существительное. Попробуй разобраться, кто есть кто, а я не хочу быть тобой. — Зачем мне твоя маска существительного? Я и само существительное. Долго бы ссорились Подлежащее со Сказуемым, и вдруг появился разделительный знак по имени Тире. — Я помирю вас,— сказал он,— встану между вами, и никто уже вас не спутает. И с того времени стоит господин Тире между подлежащим-существительным, если между ними нет связи. А между подлежащим-существительным и сказуемым не хочет стоять, так как они и так не ссорятся. Задача к сказке. Чтобы «помирить» Подлежащее со Сказуемым, необходимо поставить там, где нужно, тире на месте пропущенной связки. | Читают на слайде предложения, записывают их и объясняют постановку тире. |
4. Закрепление (7 мин.) | – Выполните упражнение 169 (предложения 1, 7) – Выполните синтаксический разбор предложения. Собор Василия Блаженного – величайший памятник зодчества. (Предложение, повествовательное, невосклицательное) | Ученики записывают предложения: 1. Земля – кормилица. 2. Азбука – к мудрости ступенька. Выполнение синтаксического разбора предложения. | УУД – познавательные и регулятивные |
Кадры из фильма о Красной площади. – Почему, говоря о Москве, мы вспоминаем Красную площадь? – Запишите предложение из фрагмента фильма, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым Красная площадь – каменное сердце Москвы. – Объясните постановку тире в предложении. | Запись предложения из просмотренного фрагмента фильма. |
5. Физкультминутка (1 мин.) | Мы писали и устали, Все мы дружно тихо встали, Ножками потопали: раз, два, три. Руками похлопали: раз, два, три. Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнём И опять писать начнём. | Обучающиеся выполняют движения и произносят слова считалочки | УУД – личностные |
6. Закрепление материала (продолжение) (10 мин.) | Выборочный диктант. Выпишите только те предложения, в которых есть тире между подлежащим и сказуемым. Много на земле городов. У каждого города своё неповторимое лицо. Но есть один город на нашей голубой планете, имя которого исполнено особого смысла и звучания. Столица нашей страны – Москва. В песне поэт назвал её сердцем Родины. Это очень верно. Сердце, которое работает безостановочно. Его пульс слышит вся наша планета, люди всех континентов. | Учащиеся выписывают предложения Столица нашей страны – Москва. | УУД – регулятивные, познавательные |
7. Рефлексия (3 мин.) | | Повторили, чем могут быть выражены главные члены предложения, что их называют грамматической основой. Узнали, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым. | Цель – обобщить, сделать вывод, произвести самооценку. |
8. Домашнее задание (1 мин.) | § 34 Упражнение 171 или 172. Или: напишите сочинение на тему «Главная площадь страны». (используйте предложения с тире между подлежащим и сказуемым) | Обучающиеся записывают домашнее задание. | УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные. |