Развивающая: развивать у учащихся умение давать характеристику простому предложению в целом и каждому члену предложения в отдельности., умение классифицировать лингвистические единицы в соответствии с определенными признаками; развивать связную речь, орфографическую зоркость, навыки общения..
Воспитательная: прививать интерес к русскому языку, воспитывать любовь к литературе, бережное отношение к русскому слову .
Развивающая: развивать у учащихся умение давать характеристику простому предложению в целом и каждому члену предложения в отдельности., умение классифицировать лингвистические единицы в соответствии с определенными признаками; развивать связную речь, орфографическую зоркость, навыки общения..
Воспитательная: прививать интерес к русскому языку, воспитывать любовь к литературе, бережное отношение к русскому слову .
-Здравствуйте те, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.
-Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!
Будем, ребята, беречь доброту,
Будет, ребята, беречь красоту,
Будем дерзать, будем творить,
Улыбку познанья Уроку дарить!
Запишите число, классная работа. А для темы оставьте пока пустую строчку.
2.Стадия вызова. Актуализация знаний.
-А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Веришь ли ты?» Эта игра нам поможет выяснить, что вы знаете, а чего не знаете.
Я буду задавать тонкие вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет», и толстые вопросы, на которые надо ответить подробно.
Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)
Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет)
А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)
Верите ли вы, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? (да)
Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)
Верите ли вы, что обращение- это слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (да)
Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится? (и да, и нет) Почему?
-Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)
-Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)
-А вы знаете, ребята, как называется разбор предложения по членам?
-Чему мы должны научиться на уроке? (Синтаксическому разбору простого предложения.)
-Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.
-Поставьте цели урока
1.Обобщить изученный материал по теме ….«Синтаксис».
2. Научиться выполнять ….. простого предложения и
строить …..
А помогут нам в этом загадки, пословицы, поговорки и тексты о здоровом образе жизни. Проходить наш урок будет под девизом:
« Здоровым будешь - всё добудешь». Как вы понимаете эту пословицу, ребята? (если будешь здоровым, не будешь болеть, то сможешь учиться, работать, и всё у тебя будет)
3. Словарно - орфографическая работа.
-А сейчас мы с вами поиграем в «Орфографический футбол». Я вам буду загадывать загадки, а вы запишете ответы через запятую. Будьте внимательны, не пропускайте гол в свои ворота, т.е. не допускайте ошибок.
1. Зеленый луг,
Сто скамеечек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих -Рыбацкие сети.(стадион)
2. - Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
- Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел!
Мы играем в ...(волейбол)
3. Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (велосипед)
4. Лента, мяч, бревно и брусья,
Кольца с ними рядом.
Перечислить не берусь я
Множество снарядов.
Красоту и пластику
Дарит нам... (гимнастика)
5. В этом спорте игроки
Все ловки и высоки.
Любят в мяч они играть
И в кольцо его кидать.
Мячик звонко бьет об пол,
Значит, это... (баскетбол)
6. В честной драке я не струшу,
Защищу двоих сестер.
Бью на тренировке грушу,
Потому что я... (боксер)
7. Вот спортсмены на коньках
Упражняются в прыжках.
И сверкает лед искристо.
Те спортсмены - ... (фигуристы)
8. И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы - фигурные... (коньки)
Взаимопроверка. Поменяйтесь листочками и проверьте правильность написания этих слов. Я надеюсь, вы не пропустили ни одного гола в свои ворота. Проверьте по слайду , оцените работы
- Ребята! На какую орфограмму мы написали слова? (непроверяемые гласные и согласные в корне слова)
-А какие слова лишние? К каким словам можно подобрать проверочное слово? (боксёр, коньки)
-Какой общей темой объединены эти слова? (спорт)
4.Объяснение нового материала.
Вы сегодня на уроке выступите в роли исследователей, а для этого нам надо повторить все, что мы изучили о простом предложении, чтобы составить кластер - схему разбора простого предложения.
1.Исследовательская коллективная работа. Отправляемся на поиск предложений.
1. От простуды и ангины вам помогут витамины.
2. Ты делай каждый день зарядку, пройдёт усталость, вялость, лень!
3. Миша, ты любишь футбол?
4. Наши лучшие друзья: воздух, солнце и вода.
5. Фигурист - это спортсмен.
-Назовите виды предложений по цели высказывания?(1,4-пов, 3-вопрос,2-восклиц)
-Укажите номер восклиц. предложения.-2
-Укажите номер сложного предложения.-2
-Назовите нераспространенное предложение -5-
-Назовите предложение с обобщающим словом-4
-Укажите предложение, которые осложнены -1, обращением -3,обобщающим словом и однородными членами-4.
2. Составление кластера. Ребята, посмотрите какая схема у нас получилась:
У вас на партах лежат карточки-задания. Даны пословицы и поговорки о здоровом образе жизни. Разберите предложения по членам. расставьте знаки препинания. Объясните смысл пословицы и поговорки. Работаем в парах (1 предложение на стол)
1.Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится. 2. Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
3. Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём.
6. Физкультминутка
7. На наше здоровье влияет и наш рацион. Прочитайте стихотворение выразительно.
Чудо-огород. Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
«Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут».
Задания:
-Какова основная мысль данного стихотворения? Составьте побудительное предложение с обращением: Ребята, ешьте больше овощей! Почему нужно есть больше овощей? В них есть витамины
- Составьте простое предложение с однородными членами и обобщающим словом. На огороде растут овощи: редис, салат, капуста, помидоры.
- начертите схему этого предложения.
8. Работа с текстом.
Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Произведите синтаксический разбор одного предложения. (Звучит спокойная музыка, звуки живой природы).
Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет, снимает напр…жение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы: журч…ние ручейка, шум моря, г…лоса птиц. Она возвращ…ет душевное равновесие и хорошее настр…ение.
-О чем текст? о музыке
-Как можно озаглавить текст? Музыка лечит
-Какую роль играет музыка в жизни человека?
-Охарактеризуйте последнее предложение (повествов, невосклиц, простое, распр., осложнено однородными дополнениями) Оцените себя
3. Стадия «Рефлексия»
- Ребята, что необходимо знать, чтобы сделать синтаксический разбор простого предложения? -главные и второстепенные члены предложения, части речи
-знать алгоритм разбора
4.Запишите домашнее задание:
на "4"- найдите 3 пословицы и поговорки о спорте и сделайте синтаксический разбор,
на "5"- сочинение-миниатюра "Спорт-это здоровье!"Разберите одно предложение.
Заключение урока:
Наш урок подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо поработали. Молодцы! Урок окончен, всем спасибо!
- Выполните тест путем подбора для правильного ответа необходимой цифры.
1. ДОПОЛНЕНИЕМ в этом предложении является слово…
1 2 3 4
Большой вред наносят жуки и гусеницы садам.
2. Второстепенными членами предложения, которые отвечают на вопросы КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ, являются слова…
1 2 3
Пастух играет песню на рожке.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕМ в этом предложении является слово…
1 2 3
Принесли ребята из леса небольшого галчонка.
4.ОБСТОЯТЕЛЬСТВО МЕСТА есть в предложении…
1) Принесем домой грибов полное лукошко.
2) Гусей крикливых караван тянулся к югу.
3) Ты моё письмо получишь и обрадуешься вдруг.
5. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ВРЕМЕНИ есть в предложениях…
1) Вчера я растворил темницу воздушней пленницы своей.
2) Лес зеленый вдали чуть колышется.
3) Утром кот принес на лапах первый снег.
II. Выполните полный синтаксический разбор предложения.