kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку . Синтаксический разбор простого предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Синтаксический разбор простого предложения»

Тип урока:  комбинированный

Форма урока: коллективная, индивидуальная

Цель:  создать условия для систематизации знаний учащихся о простом предложении, необходимые для синтаксического разбора

Задачи:

  • Образовательная: составить алгоритм разбора простого предложения, формировать навык синтаксического разбора простого предложения
  • Развивающая: развивать у учащихся умение давать характеристику простому предложению в целом и каждому члену предложения в отдельности., умение классифицировать лингвистические единицы в соответствии с определенными признаками; развивать  связную речь, орфографическую зоркость, навыки общения..
  • Воспитательная: прививать интерес к русскому языку, воспитывать любовь к литературе, бережное отношение к русскому слову .

Оборудование: видеопроектор, презентация, карточки -задания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку . Синтаксический разбор простого предложения. »

Конспект открытого урока русского языка в 5Б классе


Тема: «Синтаксический разбор простого предложения»

Тип урока: комбинированный

Форма урока: коллективная, индивидуальная

Цель: создать условия для систематизации знаний учащихся о простом предложении, необходимые для синтаксического разбора

Задачи:

  • Образовательная: составить алгоритм разбора простого предложения, формировать навык синтаксического разбора простого предложения

  • Развивающая: развивать у учащихся умение давать характеристику простому предложению в целом и каждому члену предложения в отдельности., умение классифицировать лингвистические единицы в соответствии с определенными признаками; развивать связную речь, орфографическую зоркость, навыки общения..

  • Воспитательная: прививать интерес к русскому языку, воспитывать любовь к литературе, бережное отношение к русскому слову .


Оборудование: видеопроектор, презентация, карточки -задания

Ход урока

1. Орг. момент.

-Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

-Здравствуйте те, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.

-Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Будем, ребята, беречь доброту,

Будет, ребята, беречь красоту,

Будем дерзать, будем творить,

Улыбку познанья Уроку дарить!

Запишите число, классная работа. А для темы оставьте пока пустую строчку.

2.Стадия вызова. Актуализация знаний.

-А  сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Веришь ли ты?» Эта игра нам поможет выяснить, что вы знаете, а чего не знаете.

Я буду задавать тонкие  вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет», и толстые вопросы, на которые надо ответить подробно.

Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)

Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет) 

А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)

Верите ли вы, что в  простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? (да)

Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)

Верите ли вы, что обращение- это слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (да)

Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится? (и да, и нет) Почему?

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)

-Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)

-А вы знаете, ребята, как называется разбор предложения по членам?

-Чему мы должны научиться на уроке? (Синтаксическому разбору простого предложения.)

-Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

-Поставьте цели урока

1.Обобщить изученный материал по теме ….«Синтаксис».

2. Научиться выполнять ….. простого предложения и

строить …..

А  помогут нам  в этом загадки, пословицы, поговорки и тексты о здоровом образе жизни. Проходить наш урок будет под девизом:

« Здоровым будешь - всё добудешь». Как вы понимаете эту пословицу, ребята?  (если будешь здоровым, не будешь болеть, то сможешь учиться, работать, и всё у тебя будет)

3. Словарно - орфографическая работа.

-А сейчас мы с вами поиграем в «Орфографический футбол». Я вам буду загадывать загадки, а вы запишете ответы через запятую. Будьте внимательны, не пропускайте гол в свои ворота, т.е. не допускайте ошибок.


1. Зеленый луг,

Сто скамеечек вокруг,

От ворот до ворот

Бойко бегает народ.

На воротах этих -Рыбацкие сети.(стадион)

2. - Не пойму, ребята, кто вы?

Птицеловы? Рыболовы?

Что за невод во дворе?

- Не мешал бы ты игре,

Ты бы лучше отошел!

Мы играем в ...(волейбол)

3. Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (велосипед)

4. Лента, мяч, бревно и брусья,

Кольца с ними рядом.

Перечислить не берусь я

Множество снарядов.

Красоту и пластику

Дарит нам... (гимнастика)

5. В этом спорте игроки

Все ловки и высоки.

Любят в мяч они играть

И в кольцо его кидать.

Мячик звонко бьет об пол,

Значит, это... (баскетбол)

6. В честной драке я не струшу,

Защищу двоих сестер.

Бью на тренировке грушу,

Потому что я... (боксер)

7. Вот спортсмены на коньках

Упражняются в прыжках.

И сверкает лед искристо.

Те спортсмены - ... (фигуристы)

8. И мальчишки, и девчонки

Очень любят нас зимой,

Режут лед узором тонким,

Не хотят идти домой.

Мы изящны и легки,

Мы - фигурные... (коньки)

Взаимопроверка. Поменяйтесь листочками и проверьте правильность написания этих слов. Я надеюсь, вы не пропустили ни одного гола в свои ворота. Проверьте по слайду , оцените работы

- Ребята! На какую орфограмму мы написали слова? (непроверяемые гласные и согласные в корне слова)

-А какие слова лишние? К каким словам можно подобрать проверочное слово? (боксёр, коньки)  

-Какой общей темой объединены эти слова? (спорт)


4.Объяснение нового материала.

Вы сегодня на уроке выступите в роли исследователей, а для этого нам надо повторить все, что мы изучили о простом предложении, чтобы составить кластер - схему разбора простого предложения.

1.Исследовательская коллективная работа. Отправляемся на поиск предложений.

1. От простуды и ангины вам помогут витамины.

2. Ты делай каждый день зарядку, пройдёт усталость, вялость, лень!

3. Миша, ты любишь футбол?

4. Наши лучшие друзья: воздух, солнце и вода.

5. Фигурист - это спортсмен.

-Назовите виды предложений по цели высказывания?(1,4-пов, 3-вопрос,2-восклиц)

-Укажите номер восклиц. предложения.-2

-Укажите номер сложного предложения.-2

-Назовите нераспространенное предложение -5-

-Назовите предложение с обобщающим словом-4

-Укажите предложение, которые осложнены -1, обращением -3,обобщающим словом и однородными членами-4.

2. Составление кластера. Ребята, посмотрите какая схема у нас получилась:

3.Синтаксический разбор записанного предложения. Характеристика предложения.

-Что необходимо делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет ? (правильно, заниматься спортом) Запишите предложение


подлежащее

сказуемое

дополнение

определение

обстоятельство

результат

1.

Аппетит

Бежит, катится

От больного, к здоровому

----------

--------


2.

Болезнь

Не догонит



Быстрого , ловкого

-------------

----------


3.

Сон


Самочувствие

--------

Здоровый, прекрасное

днём


Мы будем чаще закаляться, спортом заниматься!

(Побудительное, восклицательное, простое, распространённое, осложнено однородными сказуемыми) Построение схемы.

5. Закрепление материала. Работа в парах.


У вас на партах лежат карточки-задания. Даны пословицы и поговорки о здоровом образе жизни. Разберите предложения по членам. расставьте знаки препинания. Объясните смысл пословицы и поговорки. Работаем в парах (1 предложение на стол)

1.Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
2. Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

3. Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём.


6. Физкультминутка

7.  На наше здоровье влияет и наш рацион. Прочитайте стихотворение выразительно.

Чудо-огород.
Удивляется народ:

Что за чудо-огород?

Здесь редис есть и салат,

Лук, петрушка и шпинат.

Помидоры, огурцы

Зреют дружно - молодцы!

И картофель, и капуста

Растут на грядках густо-густо.

И все дружно говорят:

«Мы растём здесь для ребят.

За усердие и труд

Урожай весь соберут».

Задания:

-Какова основная мысль данного стихотворения? Составьте побудительное предложение с обращением: Ребята, ешьте больше овощей! Почему нужно есть больше овощей? В них есть витамины

- Составьте простое  предложение с однородными членами и обобщающим словом. На огороде растут овощи: редис, салат, капуста, помидоры.

-  начертите схему этого предложения.


8. Работа с текстом.

Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Произведите синтаксический разбор одного предложения. (Звучит спокойная музыка, звуки живой природы).

Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет, снимает напр…жение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы: журч…ние ручейка, шум моря, г…лоса птиц. Она возвращ…ет душевное равновесие и хорошее настр…ение.

-О чем текст? о музыке

-Как можно озаглавить текст? Музыка лечит

-Какую роль играет музыка в жизни человека?

-Охарактеризуйте последнее предложение (повествов, невосклиц, простое, распр., осложнено однородными дополнениями) Оцените себя


3. Стадия «Рефлексия»


- Ребята, что необходимо знать, чтобы сделать синтаксический разбор простого предложения? -главные и второстепенные члены предложения, части речи

-знать алгоритм разбора


4.Запишите домашнее задание:

на "4"- найдите 3 пословицы и поговорки о спорте и сделайте синтаксический разбор,

на "5"- сочинение-миниатюра "Спорт-это здоровье!"Разберите одно предложение.


Заключение урока:


Наш урок подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо поработали. Молодцы! Урок окончен, всем спасибо!

















- Выполните тест путем подбора для правильного ответа необходимой цифры.

1. ДОПОЛНЕНИЕМ в этом предложении является слово…

1 2 3 4

Большой вред наносят жуки и гусеницы садам.


2. Второстепенными членами предложения, которые отвечают на вопросы КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ, являются слова…

1 2 3

Пастух играет песню на рожке.


3. ОПРЕДЕЛЕНИЕМ в этом предложении является слово…

1 2 3

Принесли ребята из леса небольшого галчонка.


4.ОБСТОЯТЕЛЬСТВО МЕСТА есть в предложении…

1) Принесем домой грибов полное лукошко.

2) Гусей крикливых караван тянулся к югу.

3) Ты моё письмо получишь и обрадуешься вдруг.


5. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ВРЕМЕНИ есть в предложениях…

1) Вчера я растворил темницу воздушней пленницы своей.

2) Лес зеленый вдали чуть колышется.

3) Утром кот принес на лапах первый снег.


II. Выполните полный синтаксический разбор предложения.

Впервые я увидел полярное сияние.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русскому языку . Синтаксический разбор простого предложения.

Автор: Цыганова Оксана Геннадьевна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134355

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок по теме "Синтаксический разбор простого предложения" "
    ["seo_title"] => string(64) "urok-po-tiemie-sintaksichieskii-razbor-prostogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "101048"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402404238"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Синтаксический разбор простого предложения "
    ["seo_title"] => string(49) "sintaksichieskii-razbor-prostogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "103913"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402647948"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-eti-nieprostyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402506887"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксический разбор простого предложения" "
    ["seo_title"] => string(121) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-sintaksichieskii-razbor-prostogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "145496"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418925573"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Презентация к уроку по русскому языку в 5 классе"Синтаксический разбор простого предложения" "
    ["seo_title"] => string(104) "priezientatsiia-k-uroku-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-sintaksichieskii-razbor-prostogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "134376"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416741132"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства