kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок письма в 7 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок  развития  речи  на  тему:  "Письмо.Виды  писем."Цель: систематизировать  знания  учащихся  об  эпистолярном  жанре.Вступительная  беседа  о  значении  писем.Проводится  работа  с  текстами  писем  из  произведения  Дюма  "Три  мушкетёра"Даётся  определение  жанру-письмо.Определяются  виды  писем.Представлена  памятка  о  правилах  написания  письма,  которая  раздаётся  учащимся.Выявляются  черты  дружеского  письма.Проводится сравнительная работа  по   таблицее. В  конце  урокатворческая  работа  по  написанию  письма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема письмо»

Тема: Письмо. Виды писем: художественное и дружеское.



Цели: систематизировать представления учащихся об эпистолярном жанре- письме;

Выявить жанровые особенности художественного и дружеского письма;

Формировать практические навыки написания письма;

Воспитывать культуру письменного общения.



Виды работы: беседа по теоретическому материалу; анализ жанрового своеобразия видов писем; творческая работа учащихся.



Оборудование: мультимедийный проектор, диск с кинофильмом «Три мушкетёра. Двадцать лет спустя.», слайды.







…письмо же пишется и

посылается как подарок.

Грамматик Артемон.



Организация класса.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы поговорим об эпистолярном жанре художественного стиля. Выявим жанровые особенности художественного письма и дружеского послания, будем развивать культуру письменного общения.

  1. Вступительная беседа.

Мировая культура располагает колоссальным эпистолярным наследием, которое помогает проникнуть в мир различных эпох.

Так то в пьесе, то в фильме найденное или похищенное письмо раскрывает тайну исходного события; то гоголевский Поприщин в «Записках сумашедшего» узнаёт много нового о самом себе из переписки двух собак; то поэты сравнивают своё творчество с «письмом в бутылке», ждущим своей встречи с потомками.

О самом письме, как о жанре, знали уже в глубокой древности. Так в древнегреческом риторическом сочинении «О слоге» говорится: «Нужно знать, что для писем существует не только свой стиль, но и свой предмет речи». (слайд 1)



4.Работа с текстами (письмами) художественного произведения.

- Начнём с одного конкретного письма. (учитель читает письмо)



«Любезный Атос, я согласен ,раз этого настояте-

льно требует ваше здоровье, предоставить вам отдых на 2недели. Можно ехать на воды в Форж или на любые другие, по вашему усмотрению. Поскорее поправляйтесь.

Благосклонный к вам Тревиль.»



-Какой вывод можно сделать, прочитав это письмо? (Перу чьёго персонажа оно принадлежит, герои, время и место события).

-В каких словах письма заключается отражение речевого этикета?

- Выясним, правильно ли составлено письмо героем произведения?

- Выполнил ли он необходимые требования к написанию писем?

-Во-первых, что такое письмо?

(обобщаются ответы учащихся)

Письмо-вид бытовой письменной речи, давший жизнь таким литературным жанрам, как эпистолярный роман, фельетон, стихотворное послание. (слайд2)

- Грамматик Артемон назвал письма «половиной диалога». Почему?

-При этом отмечалось , что «письмо нуждается в более тщательной обработке, чем диалог».

До 19 века выделялся 21 вид письма среди них: жалобные, нравоучительные, купеческие, поздравительные, деловые…

-Определите, к какому виду писем относится следующее письмо? (слайд3)

Его Высокопреосвященству

Монсеньору кардиналу де

Ришелье, в лагерь под Ла-

Рошелью.

Вы можете быть спокойны, ваше высокопреосвященство: его светлость герцог Бекингем не поедет во Францию.

Миледи.

Булонь, 25 августа.

Р. Согласно желанию вашего высокопреосвященства, я направляюсь в Бетюн, в монастырь кармелиток,где буду ждать ваших приказаний.

-Конечно, это деловое письмо.

-Кроме того оно является определённым звеном в развитии сюжета романа Дюма « Три мушкетёра» и является одним из средств реализации авторского замысла.

-Что , с точки зрения оформления писем, объединяет эти два послания?

В 18-19 веках существовали письмовики, которые представляли собой своего рода рекомендации по составлению писем. (слайд4)

Памятка.

Пусть письмо не будет шутливым, если оно пишется лицу вышестоящему, грубым -если равному, надменным -если подчинённому, неряшливо написанным- если учёному, невнимательно составленным -если неучёному, пусть не будет оно состоять из избитых выражений, если пишется близкому человеку, если же менее близкому, то пусть не будет недружелюбным…Предисловия и подписи должны быть сообразны со степенью близости и важности.

(памятка раздаётся учащимся)

-Ещё одно письмо , принадлежащее персонажу романа, но «двадцать лет спустя». Обратите внимание на то, как адресат понимает и воспринимает намёки, недоговорённости, как реагирует на каждую фразу. (диск с фрагментом фильма « Три мушкетёра. Двадцать лет спустя». Д Артеньян читает письмо своему другу Партосу.)





« Дорогой д Артеньян, быть может, я в последний раз шлю вам весть о себе. Нам с Арамисом очень не повезло, но бог, мужество и воспоминание о нашей дружбе поддерживают нас. Позаботьтесь о Рауле. Поручаю вам бумаги, которые находятся в Бауа, и если через два месяца вы не получите от меня известий, ознакомьтесь с их содержанием.

Обнимите виконта от всего сердца за вашего преданного друга Атоса….

-К какому виду писем относится послание Атоса? (дружеское)

5.Определение видов писем.

-Выявим черты дружеского письма. (вместе с учащимися)

1. Наличие эпистолярных элементов ( обращения, подпись, дата);

2. мозаичность структуры;

3.раскованность, свобода речи;

4. особенность речевого этикета;



-Кроме всего этого, все речевые средства употребляются с таким расчетом, что адресат не только понимает намёки, но и адекватно реагирует на каждую фразу. ВЫ это заметили во фрагменте фильма.

-Конечно, это письмо дружеское, но и в то же время оно принадлежит художественному произведению, значит, мы можем говорить о единстве дружеского письма и художественного. Но это сходство писем разных видов обнаруживается только в их структурной организации.

Художественное письмо воспроизводит не только стилистику дружеского письма, его структуру, но и столь свойственные эпистолярному жанру ощущение личности пишущего, индивидуальность восприятия и осмысления действительности

Художественное письмо создаёт настолько сильную иллюзию дружеского письма, что иногда требуется специальное исследование. Однако, дружеское письмо и художественное отличаются друг от друга.

6. Работа с таблицей.

---Рассмотрим таблицу: (слайд 6) Виды писем:

дружеское

художественное

1.конкретные и нетиповые ситуации;


1.выполняет эстетическую функцию;

2.автобиографизм;

2.сообщает читателю авторское видение мира;

3.адресат и адресант-конкретные языковые личности;

3.адресат и адресант -вымышленные образы;

4.письмо не рассчитано на публикацию;

4.ориентировано на массового читателя;

5.Личный контакт, обмен информацией;

5.эмоциональное воздействие на адресата;


6.обобщает и типизирует действительность;

7. -Вывод: дружеское письмо и художественное письмо- разные виды писем. Письма, использованные в художественном произведении, имеют свои задачи и цели, отличные от целей и задач реального дружеского письма.

8.Творческая работа

Учитывая все эти особенности эпистолярного жанра, напишите письмо своему другу. «Однажды со мной произошло..»













Просмотр содержимого презентации
«письмо»

Урок «Письмо»

Урок «Письмо»

… письмо же пишется и  посылается как подарок.  Грамматик Артемон.

… письмо же пишется и

посылается как подарок.

Грамматик Артемон.

«Нужно знать, что для писем существует не только свой стиль, но и свой предмет речи».

«Нужно знать, что для писем существует не только свой стиль, но и свой предмет речи».

« Любезный Атос, я согласен ,раз этого настояте- льно требует ваше здоровье, предоставить вам отдых на 2недели. Можно ехать на воды в Форж или на любые другие, по вашему усмотрению. Поскорее поправляйтесь.  Благосклонный к вам Тревиль.»

« Любезный Атос, я согласен ,раз этого настояте-

льно требует ваше здоровье, предоставить вам отдых на 2недели. Можно ехать на воды в Форж или на любые другие, по вашему усмотрению. Поскорее поправляйтесь.

Благосклонный к вам Тревиль.»

Письмо-вид бытовой письменной речи, давший жизнь таким литературным жанрам, как эпистолярный роман, фельетон, стихотворное послание

Письмо-вид бытовой письменной речи, давший жизнь таким литературным жанрам, как эпистолярный роман, фельетон, стихотворное послание

Его Высокопреосвященству  Монсеньору кардиналу де  Ришелье, в лагерь под Ла-  Рошелью. Вы можете быть спокойны, ваше высокопреосвященство: его светлость герцог Бекингем не поедет во Францию.  Миледи.  Булонь, 25 августа. Р. Согласно желанию вашего высокопреосвященства, я направляюсь в Бетюн, в монастырь кармелиток,где буду ждать ваших приказаний.

Его Высокопреосвященству

Монсеньору кардиналу де

Ришелье, в лагерь под Ла-

Рошелью.

Вы можете быть спокойны, ваше высокопреосвященство: его светлость герцог Бекингем не поедет во Францию.

Миледи.

Булонь, 25 августа.

Р. Согласно желанию вашего высокопреосвященства, я направляюсь в Бетюн, в монастырь кармелиток,где буду ждать ваших приказаний.

Памятка.   Пусть письмо не будет шутливым, если оно пишется лицу вышестоящему, грубым -если равному, надменным -если подчинённому, неряшливо написанным- если учёному, невнимательно составленным -если неучёному, пусть не будет оно состоять из избитых выражений, если пишется близкому человеку, если же менее близкому, то пусть не будет недружелюбным…Предисловия и подписи должны быть сообразны со степенью близости и важности.

Памятка.

Пусть письмо не будет шутливым, если оно пишется лицу вышестоящему, грубым -если равному, надменным -если подчинённому, неряшливо написанным- если учёному, невнимательно составленным -если неучёному, пусть не будет оно состоять из избитых выражений, если пишется близкому человеку, если же менее близкому, то пусть не будет недружелюбным…Предисловия и подписи должны быть сообразны со степенью близости и важности.

« Дорогой д Артеньян, быть может, я в последний раз шлю вам весть о себе. Нам с Арамисом очень не повезло, но бог, мужество и воспоминание о нашей дружбе поддерживают нас. Позаботьтесь о Рауле. Поручаю вам бумаги, которые находятся в Бауа, и если через два месяца вы не получите от меня известий, ознакомьтесь с их содержанием. Обнимите виконта от всего сердца за вашего преданного друга Атоса….

« Дорогой д Артеньян, быть может, я в последний раз шлю вам весть о себе. Нам с Арамисом очень не повезло, но бог, мужество и воспоминание о нашей дружбе поддерживают нас. Позаботьтесь о Рауле. Поручаю вам бумаги, которые находятся в Бауа, и если через два месяца вы не получите от меня известий, ознакомьтесь с их содержанием.

Обнимите виконта от всего сердца за вашего преданного друга Атоса….

дружеское художественное 1.конкретные и нетиповые ситуации; 1. выполняет эстетическую функцию; 2. автобиографизм; 2.сообщает читателю авторское видение мира; 3.адресат и адресант-конкретные языковые личности; 3.адресат и адресант -вымышленные образы; 4. письмо не  рассчитано  на публикацию; 4.ориентировано на массового читателя; 5.Личный контакт, обмен информацией; 5. эмоциональное воздействие на адресата; 6. обобщает и типизирует действительность;

дружеское

художественное

1.конкретные и нетиповые ситуации;

1. выполняет эстетическую функцию;

2. автобиографизм;

2.сообщает читателю авторское видение мира;

3.адресат и адресант-конкретные языковые личности;

3.адресат и адресант -вымышленные образы;

4. письмо не рассчитано на публикацию;

4.ориентировано на массового читателя;

5.Личный контакт, обмен информацией;

5. эмоциональное воздействие на адресата;

6. обобщает и типизирует действительность;


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
урок письма в 7 классе

Автор: Железцова Людмила Александровна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 172078

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "1 класс. Урок письма. "
    ["seo_title"] => string(19) "1-klass-urok-pis-ma"
    ["file_id"] => string(6) "138950"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417624283"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Технологическая карта урока письма "
    ["seo_title"] => string(40) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-pis-ma"
    ["file_id"] => string(6) "122389"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414236144"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок  письма в 1 классе по теме «Письмо строчной буквы р» "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-pis-ma-v-1-klassie-po-tiemie-pis-mo-strochnoi-bukvy-r"
    ["file_id"] => string(6) "163007"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422436363"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "доклад на МО " Словарная работа на уроках письма и развития речи у младших школьников""
    ["seo_title"] => string(91) "doklad-na-mo-slovarnaia-rabota-na-urokakh-pis-ma-i-razvitiia-riechi-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "312369"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459337600"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Урок письма   в 4  классе  на тему  «Семейный альбом». (Дифференциация слов, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?») "
    ["seo_title"] => string(115) "urok-pis-ma-v-4-klassie-na-tiemu-siemieinyi-al-bom-diffierientsiatsiia-slov-otviechaiushchikh-na-voprosy-kto-i-chto"
    ["file_id"] => string(6) "210148"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431367737"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства