Просмотр содержимого документа
«"Учимся писать слова с двумя корнями"»
Урок-путешествие
Русский язык 3 класс
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: Учимся писать слова с двумя корнями.
Цель урока: формирование умения правильно писать и употреблять в речи сложные слова.
Задачи.
1.Предметные:
- совершенствование умения: выделять корни в словах;
- умение различать, образовывать и правильно писать сложные слова с помощью соединительных гласных о, е;
-обогащение словарного запаса детей;
2. Регулятивные:
- формирование умения понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;
- формирование умение оценивать выполненную работу в соответствии с поставленной задачей;
3. Коммуникативные:
- формирование умения слушать и понимать учителя и товарищей.
- совершенствование умения правильно изъяснять свои мысли.
- совершенствование умения работать в группах, в парах постоянного состава.
4. Личностные:
- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы,
- осуществлять взаимопомощь, самоконтроль
- проявлять учебную коммуникативную активность.
5. Познавательные:
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,
- оценивать свои достижения,
Ход урока:
Организационный этап.
Создание позитивной мотивации.
- Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью.
- Сегодня у нас на уроках будут присутствовать гости. Поприветствуем их. Повернитесь к гостям, подарите им свои улыбки.
- Сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, классная работа.
- Сегодня на уроке русского языка мы отправимся в путешествие в страну Правописания. А на чём мы совершим путешествие, сейчас узнаем.
-Назовите буквы, обозначающие орфограммы в данных словах. Игра «Зажги огонёк» Трава, местный, Максимович, Лена, клён, орех, нос.
С, А, Л, Т, Ё, О, М - А теперь посоветуйтесь с соседом по парте и составьте слово из выделенных букв. Слово запишите. «Самолёт».
Самый первый самолёт, ребята, в 1881 году создал Александр Федорович Можайский русский морской офицер.
Это был настоящий самолет со всеми полагающимися ему частями: фюзеляжем, крылом, силовой установкой из двух паровых машин и трех воздушных винтов, шасси, хвостовым оперением. Он был гораздо более похож на современный самолет , чем аэроплан братьев Райт.
Итак, путешествие начинается!
Актуализация знаний.
Минутка чистописания. Первая остановка город « Чистописание»
- Для чего проводим минутку чистописания? Что общего у данных букв? Чем они отличаются? Запишите гласные в тетрадь близко к образцу.
Ее еее Оо ооо еое оео
- Составьте распостранённое предложение со словом самолёт. Лучшее предложение запишем в тетрадь.
Высоко в небе летит самолёт.
- Найдите в предложении грамматическую основу. Определите, какими частями речи выражены главные члены предложения.
-Оцените свою работу в этом городе в оценочном листе. (3,4,5)
- Мы продолжаем путешествие на нашем самолете. Летим в город Словообразования.
Определите тему урока. (« Учимся писать слова с двумя корнями») . Какова цель нашего урока? ( Мы должны научиться правильно писать и употреблять в речи сложные слова).
Город Словообразования
- Какие способы словообразования вы знаете?
-Как образовано слово самолёт?
- Как называется такой способ словообразования?
3.Постановка целей и задач урока.
Определите тему урока. (« Учимся писать слова с двумя корнями») . Какова цель нашего урока? ( Мы должны научиться правильно писать и употреблять в речи сложные слова).
Первичное усвоение новых знаний.
Самостоятельная работа по учебнику стр.100 упр.1
Физкультминутка
- Как образовать сложное слово?
По какому плану нужно действовать при образовании сложного слова из двух данных?
Алгоритм
1. Выделить корни в данных словах.
2. Определить соединительную гласную.
3. Составить сложное слово.
4. Выделить корни и подчеркнуть соединительную гласную
Первичная проверка понимания
Работа в паре
Пользуясь алгоритмом, составьте сложные слова из двух данных. Запишите только сложные слова, которые вы составили.
Подчеркните букву, которой оканчивается первый корень.
- Обратите внимание, после какой согласной пишется соединительная гласная о? Соединительная гласная е? А как же быть со словами кашевар, птицелов, пешеход?
- Сделайте вывод, пользуясь памяткой.
- Ещё раз проговорим: гласная о пишется после твёрдого согласного;
гласная е – после мягкого согласного, шипящих и ц.
Первичное закрепление
РАБОТА В ГРУППАХ.
В этих сложных словах корни перепутались, встали не на свои места, поэтому получились не совсем понятные и даже смешные слова. Наведите порядок в словах: поменяйте вторые корни. Полученные новые правильные слова запишите. Подчеркните соединительную гласную в словах.
- Ребята, нам надо закрепить наши знания, полученные во время путешествия.
-Предлагаю вам ответить на 5 вопросов теста, выбирая правильный ответ и отмечая его галочкой.
7. Информация о домашнем задании
Рабочая тетрадь стр.27 упр.2
составить кроссворд с использованием сложных слов;
Задание по карточкам.
Перед вами карточки с заданиями трёх уровней. 1 уровень – нетрудное задание на оценку «3», 2 - сложнее на оценку «4», 3 – более трудное задание на оценку «5»
** Замени одним словом. В слове должно быть два корня. Запиши три любых слова.
То, чем ловят мышей; человек, который любит читать книги; человек, который ходит пешком; Корабль, который расчищает путь во льдах; то, чем тушат огонь.
* ** Выпиши три слова, которые соответствуют схеме: ____
-Ребята, мне бы хотелось, чтоб вы высказали свои впечатления от нашего путешествия. На партах у вас квадратики трёх цветов. Каждый цвет что-то обозначает. Посмотрите на слайд. Поднимите, пожалуйста, один из квадратиков.
- Оценивание. Итоговая оценка за урок.
Я благодарю вас за работу на уроке. Кстати, чем интересно слово «благодарю»? Это тоже сложное слово (дарю благо, дарю добро). Когда ты благодаришь человека, ты даришь добро. Чаще дарите добро людям, благодарите их, и это добро к вам обязательно вернётся.
.
Приложения
Работа в паре
Пользуясь алгоритмом, составьте сложные слова из двух данных. Полученные слова запишите через запятую. Корни в словах выделите. Подчеркните букву, которой оканчивается первый корень.
В этих сложных словах корни перепутались, встали не на свои места, поэтому получились не совсем понятные и даже смешные слова. Наведите порядок в словах: поменяйте вторые корни. Полученные новые правильные слова запишите. Подчеркните соединительную гласную в словах.
Замени одним словом. В слове должно быть два корня. Запиши три любых слова.
То, чем убирают пыль; человек, который ловит рыбу; человек, который рубит лес; то, чем тушат огонь; тот, кто часто лежит на боку; тот, кто ест много сладостей.