Цель данного урока:развитие у обучающихся умения составлять связный текст на основе воображения, наблюдений, впечатлений, эмоционального воздействия поэзии, музыки; формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся на основе работы с художественным текстом; воспитание любви к природе; правильного отношения к ней.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"У наших зим особенная прелесть" »
Урок русского языка в 6-м классе. «У наших зим – особенная прелесть».
Цель:развитие у обучающихся умения составлять связный текст на основе воображения, наблюдений, впечатлений, эмоционального воздействия поэзии, музыки.
Задачи:
Создавать пейзажные зарисовки.
Формировать информационно-коммуникативную компетентность обучающихся на основе работы с художественным текстом.
Развивать монологическую речь уч-ся.
Воспитывать любовь к природе; правильное отношение к ней, чувство прекрасного.
Оборудование:
Мультимедийная презентация к уроку.
Карточки с художественными текстами.
Аудиозапись музыкального произведения П.И.Чайковского « Времена года».
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь. Меня зовут Наталья Александровна. Хочется надеяться, что наш урок станет уроком настроений, открытий, раздумий и доброты.
Показ слайда с изображением зимнего пейзажа. В это время звучит стихотворение Н. Рыленкова «У наших зим – особенная прелесть»
.
У наших зим – особенная прелесть: Под вечер успокоится пурга, И хлынет свет, как будто загорелись Закатом подожженные снега.
Сидит ворона на дубу жар-птицей, Стоят оградой терема леса, И кажется: вот-вот начнут твориться, Как в мудрой русской сказке чудеса.
- О каком времени года идет речь в стихотворении? (о зиме, о зимней природе).
- Как вы думаете какие слова из этого стихотвореня могут стать темой нашего урока?
Итак, тема урока: «У наших зим – особенная прелесть». Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Мотивационно - целевой блок.
Вступительное слово учителя.
- Один человек смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит скучные горы, лес, деревья.
Второй, посмотрев на этот же пейзаж, увидел снег, лежащий на земле, белые ели, высокие горы.
А третий залюбовался пейзажем и унёс в своей памяти куда больше. Он смог увидеть искрящийся, серебристый снег, увидел удивительно снежное небо, увидел ослепительно-белые ели, увенчанные изумрудными кронами.
- Чем различаются картины, увиденные разными людьми?
- Какие слова помогли третьему человеку красочно и образно описать пейзаж, который только он смог по-настоящему « увидеть», а нам представить его? (искрящийся, серебристый снег, снежное небо, ослепительно-белые ели, увенчанные изумрудными кронами).
III. Блок «Изучение нового материала».
Целеполагание.
У художника-живописца – краски для изображения картин природы. Вы это только что увидели на слайде.
У писателя-живописца – слово. Мы с вами не писатели, но будем учиться искусству слова, будем учиться создавать пейзажные зарисовки на основе художественных текстов.
- А для этого я предлагаю вам вместе со мной совершить путешествие. Мы отправимся в зимний лес, но не в обыкновенный лес, а в сказочный. С собой в дорогу мы возьмём наблюдательность, фантазию и находчивость. А ещё я предлагаю взять с собой в путешествие крохотное чудо зимы – снежинку, которая поможет нам открыть некоторые тайны зимнего леса, поможет увидеть красоту зимнего пейзажа.
Представьте утро. Мы выходим из своих домов и направляемся к лесу. Воздух чистый, свежий, мороз пощипывает щеки, под ногами скрипит снег.
Постепенно просыпается лес. Солнце поднимается выше и выше, и мы видим, как на вершинах сосен играет золотистый солнечный свет. Голубеет небо.
Заходим в лес. Остановились и огляделись.
Нас встречает зимний лес.
Он стоит, как белый терем,
Полный сказок и чудес!
В.Степанов
А какие бывают чудеса в зимнем лесу? Давайте пофантазируем.
- Закройте, ребята, глаза и представьте себя в лесу (звучит музыка).
- Что вы увидели, какие чудеса? (работа с кластером). Что вы услышали?
Откройте глазки, посмотрите на слайд. Каким вы видите снег? (работа с кластером). А какие слова из предложенных мною вы бы выбрали для описания снега?
- С чем можно сравнить снег?
А сейчас мысленно представьте картину, которую создаёт И.А.Бунин. Постарайтесь услушать звуки природы, почувствовать настроение автора.
Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими и пушистыми снегами, завалившими чащи елей,- синее огромное и удивительно снежное небо. Такие яркие радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом. Ветер качнул верхнюю веточку густо-зелёной ели, и с неё густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль, похожая на маленькие звёздочки.
Никого не оставит равнодушным такая красота!
Прочитайте текст ещё раз выразительно вслух.
- Какое общее впечатление от услышанного?
- О чём этот текст?
- В каком предложении, на ваш взгляд, выражена основная мысль текста?
(«Какое великолепие и спокойствие»)
- Какие краски мы бы увидели на полотне, если бы кто-нибудь изобразил бунинский пейзаж? (синее небо, тень синяя и т.д.)
- К какому типу речи вы отнесёте этот текст? (описание). Обоснуйте свой ответ.
Работа с художественными средствами языка
-А что помогает автору сделать текст ярким, выразительным? Слайд
- Какая часть речи придает тексту образность, яркость?
- Найдите в тексте не просто прилагательные – определения, а эпитеты («золотистый свет», «радужная пыль», «пушистые снега» и т.д.).
- Какие ещё средства художественной выразительности присутствуют в тексте? (сравнение – словно маленькие звездочки).
- Что же сравнивает автор со звёздочками?
- Как вы думаете, а почему И.А.Бунин употребил прилагательное «глубоким», изображая снег?
Работа с лексическим значением слов.
Определите лексическое значение выделенного в тексте слова.
Глубокий – имеющий большую глубину.
(глубокий снег) Слайд
Подберите к нему синонимы.
IV. Физкультминутка
И мы продолжаем наше путешествие. Совершим прогулку на лыжах в зимний лес. Давайте встанем из-за парт, мысленно выйдем из школы. И вот за порогом осталась школа. (Слайд) Надели лыжи, взяли в руки палочки и пошли. Слайд.
Лес нас встречает необыкновенной красотой. Слайд. Взглянули вокруг - перед нами расстилающийся безгранично во все стороны белый снег. Посмотрите налево – перед нами красавицы – ели, которые повесили свои громадные лапы, склонившись под тяжестью снега. Посмотрите направо – здесь несколько пней, каждый из которых покрыт белой скатертью.
А сейчас посмотрели на небо и невольно зажмурились от необычайно яркого солнца. Двигаемся дальше. Вдруг видим на белом покрывале земли чьи-то следы. Наклонились, чтобы рассмотреть их. Чьи же это следы? Вероятно, это зайчишка пробегал здесь совсем недавно.
Возвращаемся в школу. Слайд. Сняли лыжи. Сели за столы.
Совершив прогулку по зимнему лесу, мы не только отдохнули, но и понаблюдали за природой, прикоснулись к ее тайне.
VI. Просмотр пейзажных зарисовок.
А чтобы ещё глубже окунуться в это волшебное царство зимы, мы посмотрим пейзажные зарисовки, с целью наблюдения за картинами природы. Особое внимание обратите на зимний лес. Это поможет вам при работе над следующим заданием.
(Просмотр фильма с зимним пейзажем)
Задание 1
Мы с вами побывали в зимнем лесу, понаблюдали за природой, видели деревья. Пофантазируйте, подберите эпитеты, которые помогли бы вам описать зиму.
А с кем или с чем вы бы сравнили её? Подберите сравнения (работа с кластером).
(на цветок, на огромную снежинку, на лохматого человека со взъерошенными волосами, на одуванчик и т.д.)
Задание 2 . «Прояви творчество».
Мы подошли к следующему этапу нашей работы - «Прояви творчество». Цель работы: тренировка в подборе средств худ. выразительности, в создании собственных текстов.
Вам дан текст. Одной группе к тексту имеются слова для справок, которые вы можете использовать, для другой группы – без слов для справок (см. приложение – Карточка 1,2).
Слайд
Озаглавьте текст. Распространите предложения художественными средствами языка. Сделайте этот текст более ярким, выразительным.
Запишите его в тетрадь в измененном виде.
(зачитаем получившиеся тексты)
- Как вы думаете, кому из вас было легче справиться с этим заданием? Почему?
-Какую роль играют прилагательные в тексте?
- С какими видами орфограмм вы работали?
VII. Рефлексия.
Дополните строчки стихотворения:
Ты посмотри, ____________ красота!
___________снег мерцает еле-еле.
Поляна_____________светом залита
Вокруг_____________ели.
А теперь сравните с оригиналом:
Ты посмотри, какая красота!
Вечерний снег мерцает еле-еле.
Поляна лунным светом залита
Вокруг немой заиндевелой ели. (С. Смирнов)
- Какое же настроение вызывает у вас зимний лес?
- Действительно ли «у наших зим – особенная прелесть»?
- Какой вы увидели зиму? В этом вам поможет великолепная снежинка, которая получилась у нас в процессе урока.
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- Какие эмоции у вас возникали в процессе урока?
- Где вы можете применить знания, полученные на уроке?
VIII. Итоги урока.
У каждого из вас на парте лежит снежинка. Попробуйте оценить свою работу на уроке и работу ваших одноклассников. Вы можете отдать снежинку тому, кто, на ваш взгляд, отлично сегодня работал. Таким правом обладаю и я. А можете оставить её себе на память о нашем занятии.
Я думаю, что после сегодняшнего разговора каждый из вас будет больше обращать внимания на окружающую нас природу. Не пройдет мимо, не обратив свой взор пусть даже на такую вот простую веточку как эта (слайд), так необыкновенно преображенную природой.
Приложение
Карточка № 1
Озаглавьте текст. Распространите предложения средствами художественной выразительности. Сделайте этот текст более ярким, выразительным. Вставьте пропущенные орфограммы.
В _________л..су под ________ ёлками л..жит _________ снег. Какая красота!
Все д..ревья оделись в ________ наря(д,т), а кустарники стали ________, как_______. Все деревья становятся похожи на _______.
Снежинки горят__________ огнём, когда поп..дают в стол(б,п) солнечного света.
Карточка № 2
Озаглавьте текст. Распространите предложения средствами художественной выразительности. Сделайте этот текст более ярким, выразительным. Объясните выделенные орфограммы.
В _________л..су под ________ ёлками л..жит _________ снег. Какая красота!
Все д..ревья оделись в ________ наря(д,т), а кустарники стали ________, как_______. Все деревья становятся похожи на _______.
Снежинки горят__________ огнём, когда поп..дают в стол(б,п) солнечного света.
Слова для справок:
Лес – зимний, снежный, тихий.
Ёлки – стройные, густо-зелёные.
Кустарники – большие, густые, покрытые снегом как покрывалом.
Снег – белый, глубокий.
Огонь – сияющий, серебряный, золотой.
Самоанализ открытого урока русского языка
Данный урок является уроком развития речи, отсюда вытекают цель и задачи урока.
Цель:развитие у обучающихся умения составлять связный текст на основе воображения, наблюдений, впечатлений, эмоционального воздействия поэзии, музыки.
Задачи:
Создавать пейзажные зарисовки.
Формировать информационно-коммуникативную компетентность обучающихся на основе работы с художественным текстом.
Развивать монологическую речь уч-ся.
Воспитывать любовь к природе; правильное отношение к ней, чувство прекрасного.
Я считаю, что цель урока достигнута для большинства учащихся, т.к. ответы были правильными, развёрнутыми, обоснованными. Отмечается высокий уровень активности, ученики свободно пользовались предметной терминологией, справились со всеми заданиями, а также сумели качественно выполнить творческую работу, направленную на формирование информационно-коммуникативной компетентности.
На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:
текстоориентированный (работа с текстом художественного стиля, монологический ответ, анализ, сравнение, терминологическая работа);
функциональный;
коммуникативно-деятельный: работа с текстом, творческая работа;
интегрированный: связь с литературой, ИЗО, музыкой осуществлялась через тщательный отбор дидактического материала, использование отрывков стихотворений русских поэтов, репродукций картин Левитана, Михайлова, музыки Чайковского, Вивальди, Штрауса, Свиридова.
Организация самостоятельной деятельности обучающихся: при выполнении творческой работы.
Личностно-ориентированный подход реализовывался творческую работу, внимание к речи других людей, обучению связной речи.
Урок отвечает следующим принципам: воспитывающего и и развивающего обучения, доступности, научности, наглядности, связи с жизнью, последовательности, самостоятельности, активности, индивидуального и дифференцированного подходов.
Подача материала осуществлялась в соответствии с принципами научности, доступности; соблюдена степень трудности (дифференциация заданий). Урок носил практическую направленность. По моему мнению, данный урок способствовал развитию у обучающихся умственной деятельности, умения слушать товарищей, высказывать свою точку зрения, а также формированию интереса к русскому языку.
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока. Были соблюдены структурные компоненты урока. Время по этапам урока распределено рационально, темп урока хороший (высокий), но посильный для учащихся.
Выбранные методы и приёмы организации деятельности класса соответствовали поставленным задачам урока (частично-поисковый, беседа, диалог, работа с текстом, наглядность). Интерес учащихся поддерживался сменой видов деятельности, а также подбором учебного материала, использованием ИКТ. Поэтому урок получился эмоциональным и неутомительным для учеников, что даёт высокую мотивацию в обучении. При проведении занятия использовались информационно-коммуникативные технологии, а это способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности.
Новизна урока прослеживается в использовании информационно-коммуникативных технологий. Главным на уроке был анализ текстов, который позволяет формировать ИКК, развивать дар слова, рождает языковую индивидуальность обучающегося.
Важным моментом также был речевой самоконтроль. Такая работа важна для тех детей, которым трудно справиться с написанием текста. Умения и навыки, формируемые на этом занятии, дают возможность применить их в определённых жизненных ситуациях. Такие уроки дают учащимся возможность думать свободно, говорить и писать свободно, эмоционально.
Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с обучающимися доброжелателен.