kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку (чтению) в 6 классе Иван Саввич Никитин «Встреча зимы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. И. С. Никитин «Встреча зимы» (в сокращении).

Цель:

показать детям красоту зимней природы на примере стихотворения И. Никитина «Встреча зимы», различными средствами: музыкальными, поэтическими, художественными.

Задачи:

  • работать над выразительным чтением стихотворения, умением видеть и понимать настроение, мысли поэта;
  • способствовать развитию познавательного интереса,

умения анализировать поэтическое произведение,

развитию навыка выразительного чтения (сила, тембр голоса, логические паузы),

расширять и активизировать словарный запас обучающихся,

корригировать и развивать логическое и образное мышление, внимание, долговременную память, связную монологическую и диалогическую речь;

  • воспитывать эстетические чувства и любовь к поэзии.

Тип урока: комбинированный.

Метапредметные связи: русский язык, музыка, изобразительное искусство.

Методы и приемы: наглядный, словесный, прием «Мозговой штурм», дидактическая игра «Признаки зимы».

Оборудование: репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», иллюстрации к теме «Зима», дидактический материал, стихотворение И. Никитина «Встреча зимы» (индивидуальные карточки), карточки со словами, снежинки, девиз урока, аудиозапись отрывка из пьесы «Фея зимы» С. Прокофьева.

Ход урока

I.                  Подготовительный этап

  1. Организационный момент.
  2. Психологический настрой

Чтение – интересный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стихотворение, сказка, рассказ –

Пусть это будет сюрпризом для вас

- Сегодня необычный урок. К нам пришли гости.

Улыбнитесь друг другу, мне, гостям!

И садитесь по местам.

- Девизом нашего урока будут такие слова:

Внимательно слушай – и всё услышишь.

Внимательно смотри – и всё увидишь.

Думай – и всё поймёшь!

- Вы принимаете такой девиз?

- А символом урока будет волшебная снежинка.

II.              Основной этап

1. Дыхательная гимнастика.

- Перед тем, как приступить непосредственно к уроку, проведем дыхательную гимнастику:

набираем воздух носом и выдыхаем через рот сильной струей. Давайте потренируемся: поставьте ладонь перед собой, наберите воздух, сильной струей выдыхайте, воздух должен быть холодным.

- А теперь сдуйте снежинки, лежащие у вас на партах.

- А почему именно снежинки, а не осенние листья?

2. Речевая разминка

(На доске скороговорка).

Ши - ши - ши, все снежинки хороши.

Жу - жу - жу на снежинку я гляжу.

- Прочитайте про себя. А теперь все вместе громко, вполголоса, тихо.

- Громко и быстро (2 раза).

3. Проверка домашнего задания.

- Ребята, на прошлом уроке мы начали изучать новую тему. Как называется тема?

- Какой рассказ вы читали дома?

- Откройте учебники.

- Как меняется природа с приходом декабря?

- Саша, перескажи прочитанное.

- Егор, прочитай о дне рождения солнца.

- Саша, Почему декабрь называют – студень?

- Что происходит с реками зимой?

- Какого числа день рождения солнца?

- Объясните, почему так говорят: «Декабрь год кончает, а зиму начинает».

Оценки за домашнее задание.

4. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы продолжим изучать тему «Здравствуй, гостья - Зима!»

- На уроке мы совершим путешествие в мир поэзии, искусства, музыки, и увидим как поэты, художники, музыканты изображают в своих произведениях зиму. Мы будем стараться выразительно читать стихотворение, будем учиться понимать настроение и мысли поэта. А также наша задача - находить те слова и выражения, которые помогают поэту передавать красоту этого времени года, понаблюдаем, как сам поэт относится к зиме.

5. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, я думаю, каждый из вас любит это время года.

а) прием «Мозговой штурм»

- За что вы любите зиму?

б) дидактическая игра «Признаки зимы»

На доске карточки со словами.

- Назовите только правильные ответы.

(сосульки, листопад, мороз, гроза, снег, дождь, иней, град, снежинки).

Неправильные ответы снять с доски. Все хором читают правильные.

6. Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег»

Волшебная снежинка с неба упала,

И на холст художнику попала

(Дети рассматривают картину А. Пластова «Первый снег»)

– Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника Пластова.

– Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (Радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки и поймать).

- Давайте попробуем описать, что изображено на картине?

Перед нами порог деревянного дома, за ним - береза. Вдали виднеется еще изба. Падает снег. Видимо, он начал падать давно, потому что вся земля покрыта снегом, намело уже довольно большие сугробы.

На картине дети - мальчик лет шести и девочка чуть старше. Скорее всего, они с опозданием выглянули в окно, увидели, что идет снег, и стали поспешно одеваться. Ярко-желтый платок девочки, впопыхах накинутый и прикрывающий почти всю ее фигурку, вносит в картину искру неожиданной радости.

Наверное, дети торопились играть, кинуться в снег, бросаться снежками, но, выскочив на порог, остановились, завороженные снегопадом. Хлопья снега плавно опускаются перед ними. Замерев на пороге, дети в восторге озираются вокруг и не решаются пока что двинуться дальше, на первый снег, пушистый, ослепительно-белый.

7. Изучение нового материала:

а) рассказ учителя о поэте.

Волшебная снежинка с неба упала,

И на бумагу к поэту попала

(на доске – портрет И. С. Никитина).

- Перед вами портрет русского поэта Ивана Саввича Никитина. Родился Иван Саввич 192 года назад (осенью 1824г) в семье Саввы Никитина, воронежского помещика. С ранних лет будущий поэт подружился с природой. Дом его отца стоял в живописном месте. В душу ребенка навсегда вошла с той поры несказанная прелесть родных воронежских пейзажей.

Никитин всего несколько лет учился в школе. Закончить образование ему не удалось – надо было самому зарабатывать на жизнь, помогать семье. Но он много читал и ещё в школе стал писать стихи.

Особенно хорошо Никитин описывал русскую природу. Вы  в этом убедитесь, познакомившись с его стихотворением «Встреча зимы».

б) чтение учителем стихотворения полностью;

в) гимнастика для глаз;

г) Графический разбор стихотворения.

- Вы будете читать отрывок из стихотворения.

- Сейчас я буду читать стихотворение, а вы карандашом поставите стрелочки, чтобы потом выразительно прочитать.

Стрелочка вверх – читаем  с усилением голоса.

Стрелочка прямо – читаем ровным голосом, плавно.

Стрелочка вниз – читаем с понижением, уменьшаем силу голоса.

Если стоит запятая, делаем маленькую паузу (остановку)

Если стоит точка, делаем паузу (остановку) длиннее.

д) выразительное чтение отрывка (хором), опираясь на стрелочки (вместе с учителем);

е) словарная работа.

- В стихотворении встречаются слова, которые вам могут быть непонятны. Давайте их разберем

Полотно – гладкая льняная ткань.

Простор – свободное, обширное пространство.

Алмазы – твёрдый прозрачный драгоценный камень.

Раздолье – широкое  свободное пространство.

- А вы ничего не заметили?

- Перечитайте еще раз значение слов простор и раздолье. Пишутся эти слова по-разному, но обозначают одно и то же. Такие слова называются синонимы.

Как вы понимаете:

Смотрит весело лес

Из-под чёрных кудрей – черные кудри – это ветви деревьев.

Капли сдержанных слёз – замерзшие капли дождя.

ж) запись слов в тетрадь.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока. Запишите слова и  их определения.

8. Физ. минутка

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть

9. Выборочное чтение

– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? (Да, он называет зиму гостей, приглашает к себе.)

- Как поэт называет ветви деревьев? (чёрные кудри) Почему?

- А теперь найдите в тексте еще слова, которые рисуют явления и предметы природы, как живых существ.

«дождь в стекла окон стучал».

«Смотрит весело лес из-под черных кудрей».

«Словно рад он чему».

«Капли сдержанных слез».

11. Самостоятельное чтение детьми стихотворения («жужжащее»).

Индивидуальная работа______________________________________________

12. Проверочное чтение (по куплету)

- Когда будете читать, следите за силой голоса, тембром, соблюдайте паузы.

13. Анализ стихотворения

- Понравилось ли вам это стихотворение?

- Почему автор так назвал свое стихотворение?

- С каким чувством поэт пишет о наступившей зиме?

- Как вы думаете, поэту нравится зима?

- От чьего имени идёт обращение к зиме?

- В чём основная мысль этого стихотворения?

14. Релаксация. Прослушивание отрывка из пьесы «Фея зимы»

С. Прокофьева.

- Волшебная снежинка с неба упала,

И на ноты к композитору попала.

- Закройте глаза и послушайте отрывок из пьесы «Фея зимы» композитора Сергея Прокофьева.

Звучит музыка.

- Скажите, соответствует музыка теме стихотворения И. Никитина «Встреча зимы»?

- Можно сказать, что это зимняя мелодия?

III. Заключительный этап

1. Итог урока

– С каким произведением мы познакомились на уроке?

- Кто его автор? - О чем оно?

- Завершая наш урок, давайте вернемся к нашему девизу.

- Прочитайте его еще раз. Все внимательно слушали, смотрели?

- А теперь вспомните и скажите, что мы делали на уроке? Как вы считаете, мы выполнили наши задачи?

- Вы сегодня молодцы. Все внимательно слушали, все увидели, думали и, я надеюсь, что все поняли на уроке. У кого-то, может, есть вопросы по теме урока

2. Домашнее задание

- А скажите, кто хочет выучить стихотворение или, может быть, несколько куплетов на память?

Ведь скоро новогодний праздник и это стих. можно рассказать на утреннике. Вы бы меня очень порадовали, если бы выучили стих. Но это, конечно, по желанию.

Всем остальным подготовить выразительное чтение стихотворения и нарисовать снежинки в тетради.

3. Оценивание работы обучающихся на уроке (с комментариями).

- Ребята, сегодня каждый принял активное участие в нашем уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку (чтению) в 6 классе Иван Саввич Никитин «Встреча зимы»»

Тема. И. С. Никитин «Встреча зимы» (в сокращении).

Цель:

показать детям красоту зимней природы на примере стихотворения И. Никитина «Встреча зимы», различными средствами: музыкальными, поэтическими, художественными.

Задачи:

  • работать над выразительным чтением стихотворения, умением видеть и понимать настроение, мысли поэта;

  • способствовать развитию познавательного интереса,

умения анализировать поэтическое произведение,

развитию навыка выразительного чтения (сила, тембр голоса, логические паузы),

расширять и активизировать словарный запас обучающихся,

корригировать и развивать логическое и образное мышление, внимание, долговременную память, связную монологическую и диалогическую речь;

  • воспитывать эстетические чувства и любовь к поэзии.

Тип урока: комбинированный.

Метапредметные связи: русский язык, музыка, изобразительное искусство.

Методы и приемы: наглядный, словесный, прием «Мозговой штурм», дидактическая игра «Признаки зимы».

Оборудование: репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», иллюстрации к теме «Зима», дидактический материал, стихотворение И. Никитина «Встреча зимы» (индивидуальные карточки), карточки со словами, снежинки, девиз урока, аудиозапись отрывка из пьесы «Фея зимы» С. Прокофьева.

Ход урока

  1. Подготовительный этап

  1. Организационный момент.

  2. Психологический настрой

Чтение – интересный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стихотворение, сказка, рассказ –

Пусть это будет сюрпризом для вас

- Сегодня необычный урок. К нам пришли гости.

Улыбнитесь друг другу, мне, гостям!

И садитесь по местам.

- Девизом нашего урока будут такие слова:

Внимательно слушай – и всё услышишь.

Внимательно смотри – и всё увидишь.

Думай – и всё поймёшь!

- Вы принимаете такой девиз?

- А символом урока будет волшебная снежинка.

  1. Основной этап

1. Дыхательная гимнастика.

- Перед тем, как приступить непосредственно к уроку, проведем дыхательную гимнастику:

набираем воздух носом и выдыхаем через рот сильной струей. Давайте потренируемся: поставьте ладонь перед собой, наберите воздух, сильной струей выдыхайте, воздух должен быть холодным.

- А теперь сдуйте снежинки, лежащие у вас на партах.

- А почему именно снежинки, а не осенние листья?

2. Речевая разминка

(На доске скороговорка).

Ши - ши - ши, все снежинки хороши.

Жу - жу - жу на снежинку я гляжу.

- Прочитайте про себя. А теперь все вместе громко, вполголоса, тихо.

- Громко и быстро (2 раза).

3. Проверка домашнего задания.

- Ребята, на прошлом уроке мы начали изучать новую тему. Как называется тема?

- Какой рассказ вы читали дома?

- Откройте учебники.

- Как меняется природа с приходом декабря?

- Саша, перескажи прочитанное.

- Егор, прочитай о дне рождения солнца.

- Саша, Почему декабрь называют – студень?

- Что происходит с реками зимой?

- Какого числа день рождения солнца?

- Объясните, почему так говорят: «Декабрь год кончает, а зиму начинает».

Оценки за домашнее задание.

4. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы продолжим изучать тему «Здравствуй, гостья - Зима!»

- На уроке мы совершим путешествие в мир поэзии, искусства, музыки, и увидим как поэты, художники, музыканты изображают в своих произведениях зиму. Мы будем стараться выразительно читать стихотворение, будем учиться понимать настроение и мысли поэта. А также наша задача - находить те слова и выражения, которые помогают поэту передавать красоту этого времени года, понаблюдаем, как сам поэт относится к зиме.

5. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, я думаю, каждый из вас любит это время года.

а) прием «Мозговой штурм»

- За что вы любите зиму?

б) дидактическая игра «Признаки зимы»

На доске карточки со словами.

- Назовите только правильные ответы.

(сосульки, листопад, мороз, гроза, снег, дождь, иней, град, снежинки).

Неправильные ответы снять с доски. Все хором читают правильные.

6. Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег»

Волшебная снежинка с неба упала,

И на холст художнику попала

(Дети рассматривают картину А. Пластова «Первый снег»)

– Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника Пластова.

– Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (Радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки и поймать).

- Давайте попробуем описать, что изображено на картине?

Перед нами порог деревянного дома, за ним - береза. Вдали виднеется еще изба. Падает снег. Видимо, он начал падать давно, потому что вся земля покрыта снегом, намело уже довольно большие сугробы.

На картине дети - мальчик лет шести и девочка чуть старше. Скорее всего, они с опозданием выглянули в окно, увидели, что идет снег, и стали поспешно одеваться. Ярко-желтый платок девочки, впопыхах накинутый и прикрывающий почти всю ее фигурку, вносит в картину искру неожиданной радости.

Наверное, дети торопились играть, кинуться в снег, бросаться снежками, но, выскочив на порог, остановились, завороженные снегопадом. Хлопья снега плавно опускаются перед ними. Замерев на пороге, дети в восторге озираются вокруг и не решаются пока что двинуться дальше, на первый снег, пушистый, ослепительно-белый.

7. Изучение нового материала:

а) рассказ учителя о поэте.

Волшебная снежинка с неба упала,

И на бумагу к поэту попала

(на доске – портрет И. С. Никитина).

- Перед вами портрет русского поэта Ивана Саввича Никитина. Родился Иван Саввич 192 года назад (осенью 1824г) в семье Саввы Никитина, воронежского помещика. С ранних лет будущий поэт подружился с природой. Дом его отца стоял в живописном месте. В душу ребенка навсегда вошла с той поры несказанная прелесть родных воронежских пейзажей.

Никитин всего несколько лет учился в школе. Закончить образование ему не удалось – надо было самому зарабатывать на жизнь, помогать семье. Но он много читал и ещё в школе стал писать стихи.

Особенно хорошо Никитин описывал русскую природу. Вы в этом убедитесь, познакомившись с его стихотворением «Встреча зимы».

б) чтение учителем стихотворения полностью;

в) гимнастика для глаз;

г) Графический разбор стихотворения.

- Вы будете читать отрывок из стихотворения.

- Сейчас я буду читать стихотворение, а вы карандашом поставите стрелочки, чтобы потом выразительно прочитать.

Стрелочка вверх – читаем с усилением голоса.

Стрелочка прямо – читаем ровным голосом, плавно.

Стрелочка вниз – читаем с понижением, уменьшаем силу голоса.

Если стоит запятая, делаем маленькую паузу (остановку)

Если стоит точка, делаем паузу (остановку) длиннее.

д) выразительное чтение отрывка (хором), опираясь на стрелочки (вместе с учителем);

е) словарная работа.

- В стихотворении встречаются слова, которые вам могут быть непонятны. Давайте их разберем

Полотно – гладкая льняная ткань.

Простор – свободное, обширное пространство.

Алмазы – твёрдый прозрачный драгоценный камень.

Раздолье – широкое свободное пространство.

- А вы ничего не заметили?

- Перечитайте еще раз значение слов простор и раздолье. Пишутся эти слова по-разному, но обозначают одно и то же. Такие слова называются синонимы.

Как вы понимаете:

Смотрит весело лес

Из-под чёрных кудрей – черные кудри – это ветви деревьев.

Капли сдержанных слёз – замерзшие капли дождя.

ж) запись слов в тетрадь.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока. Запишите слова и их определения.

8. Физ. минутка

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть

9. Выборочное чтение

– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? (Да, он называет зиму гостей, приглашает к себе.)

- Как поэт называет ветви деревьев? (чёрные кудри) Почему?

- А теперь найдите в тексте еще слова, которые рисуют явления и предметы природы, как живых существ.

«дождь в стекла окон стучал».

«Смотрит весело лес из-под черных кудрей».

«Словно рад он чему».

«Капли сдержанных слез».

11. Самостоятельное чтение детьми стихотворения («жужжащее»).

Индивидуальная работа______________________________________________

12. Проверочное чтение (по куплету)

- Когда будете читать, следите за силой голоса, тембром, соблюдайте паузы.

13. Анализ стихотворения

- Понравилось ли вам это стихотворение?

- Почему автор так назвал свое стихотворение?

- С каким чувством поэт пишет о наступившей зиме?

- Как вы думаете, поэту нравится зима?

- От чьего имени идёт обращение к зиме?

- В чём основная мысль этого стихотворения?

14. Релаксация. Прослушивание отрывка из пьесы «Фея зимы»

С. Прокофьева.

- Волшебная снежинка с неба упала,

И на ноты к композитору попала.

- Закройте глаза и послушайте отрывок из пьесы «Фея зимы» композитора Сергея Прокофьева.

Звучит музыка.

- Скажите, соответствует музыка теме стихотворения И. Никитина «Встреча зимы»?

- Можно сказать, что это зимняя мелодия?

III. Заключительный этап

1. Итог урока

– С каким произведением мы познакомились на уроке?

- Кто его автор? - О чем оно?

- Завершая наш урок, давайте вернемся к нашему девизу.

- Прочитайте его еще раз. Все внимательно слушали, смотрели?

- А теперь вспомните и скажите, что мы делали на уроке? Как вы считаете, мы выполнили наши задачи?

- Вы сегодня молодцы. Все внимательно слушали, все увидели, думали и, я надеюсь, что все поняли на уроке. У кого-то, может, есть вопросы по теме урока

2. Домашнее задание

- А скажите, кто хочет выучить стихотворение или, может быть, несколько куплетов на память?

Ведь скоро новогодний праздник и это стих. можно рассказать на утреннике. Вы бы меня очень порадовали, если бы выучили стих. Но это, конечно, по желанию.

Всем остальным подготовить выразительное чтение стихотворения и нарисовать снежинки в тетради.

3. Оценивание работы обучающихся на уроке (с комментариями).

- Ребята, сегодня каждый принял активное участие в нашем уроке.

Докучаевская СОШИ №27 МОН ДНР















Открытый урок

по русскому языку (чтению) в 6 классе

Иван Саввич Никитин «Встреча зимы»










Подготовила:

учитель Никитина О. С.








2016-2017 уч. год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок по русскому языку (чтению) в 6 классе Иван Саввич Никитин «Встреча зимы»

Автор: Никитина Ольга Станиславовна

Дата: 06.10.2017

Номер свидетельства: 431118


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства