Тема. И. С. Никитин «Встреча зимы» (в сокращении).
Цель:
показать детям красоту зимней природы на примере стихотворения И. Никитина «Встреча зимы», различными средствами: музыкальными, поэтическими, художественными.
Задачи:
- работать над выразительным чтением стихотворения, умением видеть и понимать настроение, мысли поэта;
- способствовать развитию познавательного интереса,
умения анализировать поэтическое произведение,
развитию навыка выразительного чтения (сила, тембр голоса, логические паузы),
расширять и активизировать словарный запас обучающихся,
корригировать и развивать логическое и образное мышление, внимание, долговременную память, связную монологическую и диалогическую речь;
- воспитывать эстетические чувства и любовь к поэзии.
Тип урока: комбинированный.
Метапредметные связи: русский язык, музыка, изобразительное искусство.
Методы и приемы: наглядный, словесный, прием «Мозговой штурм», дидактическая игра «Признаки зимы».
Оборудование: репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», иллюстрации к теме «Зима», дидактический материал, стихотворение И. Никитина «Встреча зимы» (индивидуальные карточки), карточки со словами, снежинки, девиз урока, аудиозапись отрывка из пьесы «Фея зимы» С. Прокофьева.
Ход урока
I. Подготовительный этап
- Организационный момент.
- Психологический настрой
Чтение – интересный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стихотворение, сказка, рассказ –
Пусть это будет сюрпризом для вас
- Сегодня необычный урок. К нам пришли гости.
Улыбнитесь друг другу, мне, гостям!
И садитесь по местам.
- Девизом нашего урока будут такие слова:
Внимательно слушай – и всё услышишь.
Внимательно смотри – и всё увидишь.
Думай – и всё поймёшь!
- Вы принимаете такой девиз?
- А символом урока будет волшебная снежинка.
II. Основной этап
1. Дыхательная гимнастика.
- Перед тем, как приступить непосредственно к уроку, проведем дыхательную гимнастику:
набираем воздух носом и выдыхаем через рот сильной струей. Давайте потренируемся: поставьте ладонь перед собой, наберите воздух, сильной струей выдыхайте, воздух должен быть холодным.
- А теперь сдуйте снежинки, лежащие у вас на партах.
- А почему именно снежинки, а не осенние листья?
2. Речевая разминка
(На доске скороговорка).
Ши - ши - ши, все снежинки хороши.
Жу - жу - жу на снежинку я гляжу.
- Прочитайте про себя. А теперь все вместе громко, вполголоса, тихо.
- Громко и быстро (2 раза).
3. Проверка домашнего задания.
- Ребята, на прошлом уроке мы начали изучать новую тему. Как называется тема?
- Какой рассказ вы читали дома?
- Откройте учебники.
- Как меняется природа с приходом декабря?
- Саша, перескажи прочитанное.
- Егор, прочитай о дне рождения солнца.
- Саша, Почему декабрь называют – студень?
- Что происходит с реками зимой?
- Какого числа день рождения солнца?
- Объясните, почему так говорят: «Декабрь год кончает, а зиму начинает».
Оценки за домашнее задание.
4. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы продолжим изучать тему «Здравствуй, гостья - Зима!»
- На уроке мы совершим путешествие в мир поэзии, искусства, музыки, и увидим как поэты, художники, музыканты изображают в своих произведениях зиму. Мы будем стараться выразительно читать стихотворение, будем учиться понимать настроение и мысли поэта. А также наша задача - находить те слова и выражения, которые помогают поэту передавать красоту этого времени года, понаблюдаем, как сам поэт относится к зиме.
5. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, я думаю, каждый из вас любит это время года.
а) прием «Мозговой штурм»
- За что вы любите зиму?
б) дидактическая игра «Признаки зимы»
На доске карточки со словами.
- Назовите только правильные ответы.
(сосульки, листопад, мороз, гроза, снег, дождь, иней, град, снежинки).
Неправильные ответы снять с доски. Все хором читают правильные.
6. Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег»
Волшебная снежинка с неба упала,
И на холст художнику попала
(Дети рассматривают картину А. Пластова «Первый снег»)
– Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника Пластова.
– Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (Радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки и поймать).
- Давайте попробуем описать, что изображено на картине?
Перед нами порог деревянного дома, за ним - береза. Вдали виднеется еще изба. Падает снег. Видимо, он начал падать давно, потому что вся земля покрыта снегом, намело уже довольно большие сугробы.
На картине дети - мальчик лет шести и девочка чуть старше. Скорее всего, они с опозданием выглянули в окно, увидели, что идет снег, и стали поспешно одеваться. Ярко-желтый платок девочки, впопыхах накинутый и прикрывающий почти всю ее фигурку, вносит в картину искру неожиданной радости.
Наверное, дети торопились играть, кинуться в снег, бросаться снежками, но, выскочив на порог, остановились, завороженные снегопадом. Хлопья снега плавно опускаются перед ними. Замерев на пороге, дети в восторге озираются вокруг и не решаются пока что двинуться дальше, на первый снег, пушистый, ослепительно-белый.
7. Изучение нового материала:
а) рассказ учителя о поэте.
Волшебная снежинка с неба упала,
И на бумагу к поэту попала
(на доске – портрет И. С. Никитина).
- Перед вами портрет русского поэта Ивана Саввича Никитина. Родился Иван Саввич 192 года назад (осенью 1824г) в семье Саввы Никитина, воронежского помещика. С ранних лет будущий поэт подружился с природой. Дом его отца стоял в живописном месте. В душу ребенка навсегда вошла с той поры несказанная прелесть родных воронежских пейзажей.
Никитин всего несколько лет учился в школе. Закончить образование ему не удалось – надо было самому зарабатывать на жизнь, помогать семье. Но он много читал и ещё в школе стал писать стихи.
Особенно хорошо Никитин описывал русскую природу. Вы в этом убедитесь, познакомившись с его стихотворением «Встреча зимы».
б) чтение учителем стихотворения полностью;
в) гимнастика для глаз;
г) Графический разбор стихотворения.
- Вы будете читать отрывок из стихотворения.
- Сейчас я буду читать стихотворение, а вы карандашом поставите стрелочки, чтобы потом выразительно прочитать.
Стрелочка вверх – читаем с усилением голоса.
Стрелочка прямо – читаем ровным голосом, плавно.
Стрелочка вниз – читаем с понижением, уменьшаем силу голоса.
Если стоит запятая, делаем маленькую паузу (остановку)
Если стоит точка, делаем паузу (остановку) длиннее.
д) выразительное чтение отрывка (хором), опираясь на стрелочки (вместе с учителем);
е) словарная работа.
- В стихотворении встречаются слова, которые вам могут быть непонятны. Давайте их разберем
Полотно – гладкая льняная ткань.
Простор – свободное, обширное пространство.
Алмазы – твёрдый прозрачный драгоценный камень.
Раздолье – широкое свободное пространство.
- А вы ничего не заметили?
- Перечитайте еще раз значение слов простор и раздолье. Пишутся эти слова по-разному, но обозначают одно и то же. Такие слова называются синонимы.
Как вы понимаете:
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей – черные кудри – это ветви деревьев.
Капли сдержанных слёз – замерзшие капли дождя.
ж) запись слов в тетрадь.
- Откройте тетради, запишите число и тему урока. Запишите слова и их определения.
8. Физ. минутка
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть
9. Выборочное чтение
– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? (Да, он называет зиму гостей, приглашает к себе.)
- Как поэт называет ветви деревьев? (чёрные кудри) Почему?
- А теперь найдите в тексте еще слова, которые рисуют явления и предметы природы, как живых существ.
«дождь в стекла окон стучал».
«Смотрит весело лес из-под черных кудрей».
«Словно рад он чему».
«Капли сдержанных слез».
11. Самостоятельное чтение детьми стихотворения («жужжащее»).
Индивидуальная работа______________________________________________
12. Проверочное чтение (по куплету)
- Когда будете читать, следите за силой голоса, тембром, соблюдайте паузы.
13. Анализ стихотворения
- Понравилось ли вам это стихотворение?
- Почему автор так назвал свое стихотворение?
- С каким чувством поэт пишет о наступившей зиме?
- Как вы думаете, поэту нравится зима?
- От чьего имени идёт обращение к зиме?
- В чём основная мысль этого стихотворения?
14. Релаксация. Прослушивание отрывка из пьесы «Фея зимы»
С. Прокофьева.
- Волшебная снежинка с неба упала,
И на ноты к композитору попала.
- Закройте глаза и послушайте отрывок из пьесы «Фея зимы» композитора Сергея Прокофьева.
Звучит музыка.
- Скажите, соответствует музыка теме стихотворения И. Никитина «Встреча зимы»?
- Можно сказать, что это зимняя мелодия?
III. Заключительный этап
1. Итог урока
– С каким произведением мы познакомились на уроке?
- Кто его автор? - О чем оно?
- Завершая наш урок, давайте вернемся к нашему девизу.
- Прочитайте его еще раз. Все внимательно слушали, смотрели?
- А теперь вспомните и скажите, что мы делали на уроке? Как вы считаете, мы выполнили наши задачи?
- Вы сегодня молодцы. Все внимательно слушали, все увидели, думали и, я надеюсь, что все поняли на уроке. У кого-то, может, есть вопросы по теме урока
2. Домашнее задание
- А скажите, кто хочет выучить стихотворение или, может быть, несколько куплетов на память?
Ведь скоро новогодний праздник и это стих. можно рассказать на утреннике. Вы бы меня очень порадовали, если бы выучили стих. Но это, конечно, по желанию.
Всем остальным подготовить выразительное чтение стихотворения и нарисовать снежинки в тетради.
3. Оценивание работы обучающихся на уроке (с комментариями).
- Ребята, сегодня каждый принял активное участие в нашем уроке.