II. Формулиро-вание проблемы, цели деятельности. | 1 3 4 3 1 2 3 31 4 56 Проблемная ситуация -Ребята, посмотрите на экран! О каких предметах можно сказать, что они мягкие? (на экране; диван, подушка, шарф, гора, стул, гвоздь) -А какие предметы твёрдые? -Ребята, а что в русском языке тоже может быть твёрдым или мягким? (звуки) -Итак, о каких звуках сегодня пойдёт речь на уроке? (О твёрдых и мягких) Тема сегодняшнего нашего урока "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"-Сегодня я пришла не одна, а привела к Вам своих друзей. Познакомьтесь, это два брата гном Тим и гном Том. С какого звука начинается имя Тим? (с согласного мягкого [т]). Действительно, Тим любит всё мягкое, всё то, что начинается с мягкого звука. Он обожает в своем домике лежать на диване, петь песни, смотреть телевизор, и уж очень любит зефир. А с какого звука начинается имя Том? ( с согласного твёрдого [т]) Да, Том любит все , что начинается с согласного твёрдого звука. Том любит конфеты, в домике есть его любимое кресло, он всегда придёт на помощь своему брату. Сегодня мы с Тимом и Томом поможем Вам вспомнить, как различать твёрдые и мягкие звуки. Но для начала ,давайте посмотрим, как Вы будете оценивать свои успехи на этом уроке У вас есть табличка, в которой указано, что Вы будете делать сегодня. А рядом пустой столбик. Напротив каждого задания, после его выполнения , Вы будете ставить знакомый Вам смайлик . с улыбочкой, если успешно справились с заданием и оно не вызвало у Вас затруднений. Или грустный смайлик, если затруднялись выполнить задание и не всё получилось. Деятельность обучающегося | Самооценка | Игра «Беговые дорожки» | | Работа в паре | | Игра «Превращение» | | Самостоятельная работа | |
| Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. Физминутка ( электронная) | 1 3 4 3 1 2 1 2 3 4 3 1 2 4 5
1. Актуализация знаний. Дифференциация согласных. Развитие фонематического слуха Игра "Беговые дорожки" -Мы сейчас с Вами проверим, кто из гномов спортивнее! Перед вами две дорожки синяя и зелёная. Как вы думаете, по какой дорожке побежит Тим? (по зеленой) А Том (по синей) И ещё у вас на столах фишки белые. Я буду называть слова, а Вы, выделяя про себя согласный первый звук, будете ставить фишки на нужную дорожку. Если звук твердый, то на синюю, если первый звук в слове мягкий, то на зелёную.-Мы подготовили Вам "вкусные" слова: мармелад, земляника, банан, киви, груша, сок, пирожное, зефир, мороженное, пицца, мята . Итак, у кого победил Тим, поднимите руки? Молодцы, ребята, Вы верно определил ,что он ещё тот спортсмен! (заполнение таблицы рефлексии) 2. Работа над словарными словами в паре А мы, ребята, двигаемся с Вами дальше. Я смотрю, уже многим из вас стало интересно, что же за волшебные конвертики лежат на парте. Так вот Тим и Том вчера играли Разбросали Всё кругом: Книги, ручки, покрывало- Дом сегодня весь верх дном. Чтоб на место всё сложить: Мячик чашки и цветы Нам придётся вспомнить: Первый звук,- "Какой же ты?" -В этих конвертиках лежат части слов. Тим и Том немного повздорили не, могли решить сами, кому какое слово достанется, и поэтому пришлось разделить их на 2 части. Ваша задача составить эти слова. Какие слова у Вас получились? ( берёза, быстро, ворона, весело, дорога, девочка, лягушка, лагерь, пирог, суббота) -Ребята, кто из вас догадался, что объединяет Все эти слова? ( словарные) - Давайте запишем их, распределив в два столбика. Вместе с соседом по парте распределите, какие слова Тима, а какие Тома, по первому звуку. Берёза Быстро Весело Ворона Девочка Дорога Лягушка Лагерь Пирог Суббота (заполнение таблицы рефлексии) 3.Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Чтение слогов -Мы записали словарные слова. Давайте посмотрим на столбик Тима. Какая гласная буква в первом слоге идёт после согласного? (е,я,и) Что обозначают эти гласные? (мягкость согласного) -Какие ещё гласные обозначают мягкость согласного? (ё,ю) -Давайте посмотрим на столбик Тома. Какая гласная буква в первом слоге идёт после согласного? (ы,о,а,у) -Что обозначают эти гласные? (твёрдость согласного) -Какая ещё гласная обозначает твёрдость согласного? (э) Давайте распределим парами слоги и прочитаем их. На-ня Во-вё Ру-рю Тэ-те Мы-ми -Почему согласные звуки в первом столбике звучат твёрдо? ( после них стоят гласные а,о.у,э,ы) Эти гласные дружат с Томом! -Почему согласные звуки во втором столбике звучат мягко? ( после них стоят гласные е,ё,ю,я,и) А эти гласные дружат с Тимом! 4.Первичное закрепление Давайте помирим наших гномов, для этого сыграем в игру «Превращение»
Вы должны слоги с твёрдым согласным заменить слогами с парным ему мягким согласным и наоборот. Давайте опробуем. -Слог «ВА». Согласный в этом слоге твёрдый или мягкий? (твёрдый) -Почему? (твёрдость обозначена буквой а) Как заменить слог, чтобы эта же буква давала мягкий согласный? (вя) Молодцы, продолжите работу самостоятельно. Ту-тю Ры-ри Ме-мэ Лё-ло (заполнение таблицы рефлексии) 5.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция А теперь попробуем сделать тоже самое, но в словах. Найдем все гласные, поставим под ними красную точку. А потом так же укажите твёрдые согласные синей точкой, мягкие согласные зелёной точкой. Кто затрудняется, смотрите, с какой гласной дружит согласная буква. Слова: репа, сила, кино, сани, Люба, Луна Проверка по образцу. (заполнение таблицы рефлексии) 6.Применение знаний и умений в новой ситуации. (упражение из электр.учебника).Фронатльная работа Ребята, это упражнение было взято из электронного приложения к вашему учебнику. Чтобы Вам было легче добиться большого успеха, с помощью него Вы сможете добиваться своих маленьких побед в приготовлении к уроку. Посмотрите, в этом приложении есть все темы, которые Вы будете изучать в этом году. Выбираете тему, которую Вы хотите повторить или приготовиться заранее к след.теме урока .
Каждая тема содержит анимацию, где Вам расскажут и покажут всё самое основное по этой теме. Также Вы сможете поиграть в игры на закрепление этой темы, подготовиться к работе в рабочей тетради, повторить словарные слова и выполнить проверочную работу по этой теме и сразу получить оценку Вашей работе, а ещё выполненную работу можно будет распечатать и показать Ирине Геннадьевне. А она, возможно, поставит её в журнал, а возможно очень-очень Вас похвалит.
И в конце каждого большого раздела учебника есть очень интересная игра на закрепление и проверку знаний. Вы сможете в неё сыграть в парах, или в группах и сможете самостоятельно проверить друг друга по изученным темам раздела. Вот с таким замечательным открытием мы Вас сегодня познакомили и дарим Вам два таких диска. Ирина Геннадьевна Вам по очереди их раздаст, Вы загрузите на свой компьютер и будете учиться с ещё большим удовольствием! | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока. | 1 2 4 1 2 3 4 -Ребята скажите, о каких согласных мы сегодня говорили с Вами на уроке? (о твёрдых, мягких) -Какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука и дружат с Тимом? (е,ё,ю,я,и) Какие гласные буквы обозначают твёрдость согласного звука и дружат с Томом? (а,о,у,э,ы)
В течение всего урока Вы заполняли табличку. Деятельность обучающегося | Самооценка | Игра «Беговые дорожки» | | Работа в паре | | Игра «Превращение» |
| Самостоятельная работа |
|
Посмотрите, у кого все улыбочки, кто справился отлично со всеми заданиями? Вы – умницы! У вас всё получилось, а значит на следующем уроке, вам будет легко справиться со всеми заданиями. У кого не все улыбочки, но их больше? Вы тоже молодцы, просто постарайтесь на следующем уроке быть более внимательными. У кого больше грустных смайликов? Не расстраивайтесь, в следующий раз у Вас всё получится. Ведь каждый улыбающийся смайлик – это уже Ваша маленькая победа. Мне было очень приятно побывать у Вас в гостях. Поздравляю Вас с наступающим Новым годом и хочу Вам пожелать, чтобы Дедушка Мороз исполнил все Ваши заветные желания. Спасибо за урок. До свидания! | |
Зона+ Елочка с новогодними шарами! Ребята, скажите, а какие буквы дают всегда мягкий согласный звук (ч,щ,й)? У вас на парте лежат новогодние ёлочные игрушки зелёного цвета, в которых обозначены эти буквы. Ребята, скажите, а какие буквы дают всегда твёрдый согласный звук (ж,щ,ц)? У вас на парте лежат новогодние ёлочные игрушки синего цвета, в которых обозначены эти буквы. Ребята, скажите, а какие буквы дают гласный звук (а,о,у,э,ы,ю,я,и,е,ё)? У вас на парте лежат новогодние ёлочные игрушки красного цвета, в которых обозначены эти буквы. Давайте украсим нашу новогоднюю ёлочку. |