Этапы урока | Предполагаемое время (в мин) | Деятельности учителя | Деятельность учащихся | Вид работы | Формируемые УУД |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне | 2 мин | - Приветствие учеников - Наведите порядок на рабочих местах. - Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? - Ребята, даем полные ответы. Но прежде чем поднимать руку, хорошенько подумайте и дайте полный развернутый ответ. Ребята, я знаю, что вы умеете давать такой ответ. - На прошлом занятии такой ответ давали…(перечислить имена детей). А теперь отвечайте. С места не выкрикиваем. | Дети отвечают на приветствие учителя. Включаются в деловой ритм урока Ответы детей (Гласные и согласные звуки) Дети отвечают полным ответом | Фронтальная, индивидуальная | Личностные УУД: -формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
II.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | 5 мин | - А как мы различаем гласные и согласные звуки? (Звуки делятся на 2 группы: те, что произносятся при свободном прохождении воздуха через рот называются гласными. При произнесении других выходящему воздуху мешает какая-то преграда со стороны органов речи). - Ребята, какие условные обозначения мы знаем? Как мы научились обозначать гласные и согласные звуки? (гласные - ; согласные - ) - Молодцы, ребята! | Ученики отвечают на вопросы, объясняют и аргументируют свои действия. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные УУД: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Познавательные УУД: -развиваем умения извлекать информацию из схем, символов, знаков. Регулятивные УУД: -умение высказывать своё предположение на основе работы с ранее изученным материалом. Коммуникативные УУД: -умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других. |
III. Выявление места и причины затруднения. Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”) | 6 мин | - Дома в учебниках нужно было разобрать стр. 49 - Рассмотрите модели слов Трава = Луна = Ква = Куст = Кар = - А теперь отгадайте загадку в синей рамке? - Произнесите первые звуки каждой картинки. КОШКА - Назовите гласные и согласные звуки. Например: в слове луна – гласные звуки у и а, а согласные звуки л и н. | Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали. Отгадывают загадку (Кошка) | | Коммуникативные УУД: договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов. Регулятивные УУД: -учится работать по предложенному учителем плану, -оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цель: создание проекта будущих учебных действий | 4 мин | Подводящий диалог: – Ребята, знаете ли вы кто у нас изображен справа в красной форме. (Герой книжки Б. Заходера). - Герой с именем «ктототам» знакомит детей с книгами Б. Заходера. Среди них мы находим сказку, с такими строчками: В этой сказке Нет порядка: Что ни слово- То загадка. - «Ктототам» спешит раскрыть секрет это сказки, навести в ней порядок: «А я знаю, а я знаю». Учитель начинает читать сказку, дети продолжают: Вот что: Кот – огромный, Просто страшный! Сказка говорит: (Кит)… Был маленький, домашний. Жили-были Кот и …(кит) | Читают с учителем | | Познавательные УУД: наблюдает, анализирует, сравнивает и обобщает выводами полученную новую информацию. Коммуникативные УУД: -слушает и понимает речь других, -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -оформлять свои мысли в устной и письменной форме; |
V. Реализация построенного проекта Цель: выбор оптимального варианта, фиксация (вербально и знаково) | 7 мин | - Лексическая работа. (На основе прочитанного анализируются образы Кита и Кота и роль противоположных по значению слов: огромный – маленький. Подбираются близкие по значению слова: большущий, крупный, гигантский. Крохотный, малюсенький). - А теперь, ребята, давайте сделаем звуковой анализ слов кот и кит. - Произнесите слова кот вместе со мной: кот, затем кит. - Обратите внимание на первые звуки в словах. - Что вы заметили? - Так над какой темой урока мы будем работать? -Чему мы сегодня будем учиться? Помогите сформулировать задачи урока. Умеем ли различать твёрдые и мягкие согласные? Знаем, как обозначать мягкость согласных? (научимся) Вывод. Звук [к] – твердый, [к̕ ] – мягкий. Учитель показывает условный знак для обозначения мягкости согласных . | Ученики сами создают проект выхода из затруднения и пробуют применить его на практике. (Учащиеся выделяют первые звуки в словах кот и кит, артикулируют их. Отмечают, что звуки [к] и [к̕ ] похожи, но все же различаются) Формулируют тему и цель урока: Будем различать в словах твёрдые и мягкие согласные звуки. Научимся обозначать мягкий согласный звук | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации Познавательные УУД: -умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия. Регулятивные УУД: -определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя -оценивает полученную информацию для ответа на поставленный проблемный вопрос Личностные УУД: -осуществление самоанализа хода и результатов деятельности, - самооценка успешности в достижении цели, -определение собственной мотивации |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: закрепление с проговариванием нового знания, (запись в виде опорного сигнала) | 6 мин | Анализ слов с мягким согласных. - Молодцы, ребята! А теперь откроем стр. 51, и рассмотрим модели слов в красной рамке. (Мак, мяч, лук, люк). Объясняются значения слов и анализируется звуковой анализ. Сравниваются звуки [м] и [м̕ ] в словах мак, мяч; звуки [л] и [л̕ ] в словах лук и люк. Упражнения в подборе слов и схемам: лук, сыр, мир. Читающие дети могут написать под схемой буквы. , | Ученики решают задания по новому, выработанному проекту, объясняют и аргументируют свои действия. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные УУД: -формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, Регулятивные УУД: -учится работать по предложенному учителем плану, -оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу. Познавательные УУД: -использует знако-символические средства, -делает выводы о результате совместной работы класса и учителя, -составляет алгоритм действий под руководством учителя, -наблюдает, анализирует, сравнивает и обобщает выводами полученную новую информацию. Коммуникативные УУД: -слушает и понимает речь других, -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -оформлять свои мысли в устной и письменной форме; |
VI(I)Физминутка | 2 мин | А сейчас мы с вами поиграем. Встаньте. Я для вас приготовил слова. Если в слове первый звук будет мягким согласным, то вы приседаете. Если в слове первый звук будет твердым согласным, то вы прыгаете. Дом, рис, зонт, кот, люк, ряд, лак, пол. | Дети выполняют зарядку (прыжки и приседания) | Фронтальная | Регулятивные УУД: -умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую и мыслительную Личностные УУД: -развитие умения применять в жизненных ситуациях и учебном процессе снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: осознание учеником того, что он уже умеет | 5 мин | - А теперь перейдем к сказке Д. Мамина – Сибиряка Учащиеся произносят эти звуки и соотносят твердый звук [з] c большим комаром, а мягкий [з̕] – с маленьким. | Дети выполняют задание самостоятельно, затем сверяются с данным образцом, выполняют взаимопроверку | Парня, индивидуальная | Познавательные УУД: -умение анализировать информацию, -составлять устные высказывания, -структурировать полученные знания -адекватно оценивать свои действия, -умение работать со схемами и моделями, установка на поиск решения проблем. Регулятивные УУД: -учится работать по предложенному учителем плану. Личностные УУД: -осуществление самоанализа хода и результатов деятельности, - самооценка успешности в достижении цели, -определение собственной мотивации. |
IIX. Включение в систему знаний и повторения Цель: выявление границ применимости нового знания | 5 мин | - А каждое слово можно еще разобрать? Анализ слова Миша (Имя собственное). . Молодцы! | Ученики решают задания по новому, выработанному проекту и проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные УУД: -умение анализировать информацию, -составлять устные высказывания, -структурировать полученные знания Личностные УУД: успешности в достижении цели, -определение собственной мотивации. |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | 3 мин | - Ребята, что вы узнали сегодня? - Понравился ли вам урок? - Я надеюсь, что да. Теперь я вам предлагаю оценить вашу работу на уроке. Поднимите вверх зеленый кружок те, кому было ничего не понятно, возникали трудности. Поднимите вверх синий кружок те, кому было все понятно, не возникало трудностей. Наш урок подошел к концу всем спасибо, до свидания | Ученики оценивают свою работу и работу своих одноклассников по заданным критериям | Фронтальная, индивидуальная | Личностные УУД: -формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, -понимает причины успеха в учебной деятельности. Регулятивные УУД: -оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу. Познавательные УУД: -делает выводы о результате совместной работы класса и учителя, Коммуникативные УУД: -слушает и понимает речь других, -договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в том числе в ситуации столкновения интересов. |